19 апреля 2024     

Культура   

В роли мокрого зонтика, или Почему у артиста характер портится

Из Тюмени она уехала в Самару. Десять лет работала у Петра Монастырского в академической «драме». Потом вместе с подругами-актрисами создала театр «Понедельник», а вместе с мужем Валерием Архиповым (выпускником училища им.Щепкина) — камерный театр на двоих «ВАЛЛЕН». Не только играла на сцене, но была и режиссёром, и сценографом, снимала документальные фильмы.

В 2007-м Елена и её мама Римма Орлова, преподаватель колледжа искусств по классу вокала, затеяли совместный проект — «Детская опера в Тюмени». Елена зачастила в город своего детства. Поставила несколько спектаклей. А в 2010-м Орлову и Архипова позвали в Тюмень насовсем. С предложением выращивать актёров на нашей почве. Самарцы подумали-подумали и решились. Сначала на базе Тюменского колледжа искусств набрали курс, потом при академии культуры, искусств и социальных технологий открыли кафедру актёрского искусства.

Прошло два года. Студенты подросли и уже начали выходить на публику. А Елена Орлова, с которой мы знакомы пять лет, казалось, растворившись в воспитанниках, совсем забыла о себе. Но нет… Недавно позвонила, позвала на творческий вечер в колледж искусств. «А что там будет?» — спросила я. «Увидишь!»

И я увидела. Первый раз увидела эту умную и блестящую собеседницу, увлеченного педагога и деятельную, фонтанирующую творческими идеями натуру на сцене. Многие её коллеги, студенты и бывшие преподаватели тоже впервые узнали Орлову как актрису.

Она играла два моноспектакля, которые сама же поставила. Музыкальную фантазию «Если б я был бы маленький, маленький гном…», построенную на поэтических произведениях Силверстайна, Машковской, Заходера, Хармса, Тима Собакина. И спектакль по рассказам Тэффи «Эх, жизнь!» Первым мы увидели озорное представление, возвращающее нас в детство. Непринужденно сбросив с себя годы, актриса перевоплотилась сначала в мальчишку-шалопая, потом в капризную девчонку, предстала в образах кошки, тигра и даже мокрого зонтика. Второй частью программы стала галерея женских лиц: растерянных, взбалмошных, самоуверенных, печальных, кокетливых, талантливо описанных бойким пером Тэффи и ярко, выпукло изображенных Орловой.

Считается, что театр одного актёра — высший пилотаж. Потому что нет ничего сложнее в этой профессии, чем удерживать внимание целого зала исключительно на себе, полагаясь только на собственный опыт и мастерство. Орлова справляется с задачей играючи. По крайней мере, так это выглядит со стороны. Однако то, что кажется нам лёгким и блистательным, всегда содержит в себе огромный труд.

Не случайно Елена Орлова посвятила выступление своим учителям. С благодарностью за то, что они научили её трудиться.

Мы встретились с ней через день. К «новой» Орловой, которую я раньше не знала, у меня появились новые вопросы.

— Елена, когда и как родились эти моноспектакли?

— «Гному» довольно много лет. Но я до сих пор с удовольствием его играю. Люблю путешествовать в детство. В спектакле звучат песни московского композитора Артура Зарубы и Александра Ицковича из Самары. Первый создал мощные образы, которые меня будоражат как артистку. Второй обратился к философскому обобщению мира. Спектакль по Тэффи появился позднее. Я давно присматривалась к её рассказам. Выбрала три и связала их с музыкой, которая стала моим партнером на сцене. Она звучит в исполнении «Вивальди-оркестра». Почему Тэффи? Потому что она глубока, у неё прекрасный литературный слог. Женщинам Тэффи близка и понятна. А мужчины, посмотрев спектакль, признаются, что стали лучше понимать женщин.

— Будет ли у этого вечера продолжение?

— Конечно. Ведь я не закончила свою творческую жизнь.

— Переехав в Тюмень, ты сменила род деятельности. Как жилось эти два года без театра?

— Периодически я выхожу на сцену. По приглашению. Готовлю творческие программы и играю. Что касается педагогической деятельности, то она как раз помогает действующему актёру. Делясь опытом, он и сам многое осмысляет. Небольшой простой бывает артисту необходим. Чтобы остановиться и подумать о том, что он делает. Присмотреться: а не становятся ли его персонажи похожими друг на друга? Ведь загнанный актёр физически не может быть разным. Однако застаиваться ему тоже нельзя. Характер портится…

— Как остаться действующим артистом вне театра?

— Действующий артист — тот, который действует, а не сидит и ждёт чего-то. Прозы, поэзии и драматургии написано много. И людей, которые могут поддержать твою идею, тоже немало. Спектакли рождаются не только в стационарных театрах. Актёру необходима самостоятельная работа. Она открывает горизонты. В театре артист — человек зависимый. Сегодня режиссёр посмотрел на него с интересом и дал главную роль. А завтра вдруг «не увидел» и вообще оставил без роли.

— Конечно, можно и самостоятельно работать, но сцена-то все равно нужна…

— А в Тюмени есть сцены. И творческие люди друг друга находят… Почему бы не обратиться к кому-нибудь за поддержкой? Может, я наивно мыслю? Между тем еще ни одна моя инициатива не пропала даром.

— Вы с мужем оба — инициативные. Опять что-то на кафедре затеваете?

— В сентябре начнём репетировать полномасштабный спектакль. Берёмся за классику. В постановке будут заняты оба наших курса, педагоги кафедры, приглашённые актёры… Проект направлен на то, чтобы студенты, получив азы профессии, погрузились в настоящий репетиционный процесс. У нас всё будет по-настоящему: режиссёр-постановщик, художник-сценограф, музыка, костюмы именно к этому спектаклю. Всё то, что нужно для полноценной постановки! В мае начнём устраивать читки, чтобы летом участники проекта могли поработать с материалом.

— Елена, на творческом вечере ты призналась, что перед выпускным экзаменом по фортепиано страшно волновалась, готовясь упасть на сцене в обморок. И при этом собиралась стать актрисой!

— Для меня самой загадка, почему я пошла в артистки? В юности была стеснительной. Если на улице кто-то смеялся за моей спиной, я думала, что смеются надо мной. В троллейбусе боялась произнести: «Передайте на билетик!» Не знала, как соразмерить свой голос с пространством. В колледже перед каждым экзаменом тряслась до потери сознания. Мне казалось, что я не сильная пианистка, что сыграю плохо. Потом уже в театре поняла: волнение полезно. Оно, как трамплин — позволяет взлететь. Мне кажется, любой артист перед выходом на сцену волнуется. Ну, а как же? Ведь это ответственность.

— Вот именно. И тем, наверное, она сильнее, когда выходишь играть перед людьми, которых хорошо знаешь?

— С уважением отношусь к любому зрителю. Для меня всякий выход на сцену сопровождается мощной самоотдачей. Это раньше, когда была неопытная, боялась играть перед близкими. Сейчас у меня этого нет. Конечно, я понимаю, что не могу нравиться всем. Но на сцене подобные мысли отметаю. И мне это помогает. Я раскрываюсь. А когда раскрываюсь, ко мне проникаются большим доверием.

— Были ли в зале люди, которых ты не ожидала увидеть?

— Да! Мои бывшие одноклассники. Мы с ними не виделись 34 года, с тех самых пор, как расстались в 8-м классе. Пришёл даже парень (теперь зрелый мужчина), который был моей первой любовью! В юности мне казалось, что он — само совершенство. Помню, на школьном вечере мы танцевали под песню Джо Дассена. Такая была счастливая! Потом он влюбился в мою подружку, и я страшно переживала. Но переживания не оставили следа, а вспоминать о том времени приятно. Я была очень рада, что эти ребята пришли на мой творческий вечер.

В 2010 году Елена Орлова и Валерий Архипов приехали в Тюмень, где набрали курс актёров драматического театра и кино.

Нравится

Статьи по теме

№71 (5513)
26.04.2012
Ирина Тарабаева
На фоне памятника
№69 (5511)
24.04.2012
Ирина Тарабаева
Чуваки идут в библиотеку

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"