Холодным утром 18 января 1742 года граф склонил голову на плаху и, закрыв глаза, начал тихо молиться. Надежды на спасение не осталось. Руки за спиной были туго перетянуты, один из палачей крепко держал его за волосы, пригнув к сырой и холодной деревянной плахе, второй уже поигрывал остро отточенным топором…
Курс ЦБ РФ
сегодня USD94.87EUR104.7424
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +12...+14 °C | |
Ханты-Мансийск | +8...+10 °C | |
Салехард | +1...+3 °C |
Общество
Эхо дворцовых переворотов, или Место ссылки — Берёзов
Гнев на милость
В потоке звуков толпы и нарастающего рокота барабанов внезапно послышались новые звуки. До слуха словно через пелену долетели обрывки слов: «Прощение… милостью… заменить… ссылкой…»
Так, уже на эшафоте, под самым топором палача, по велению молодой государыни Елизаветы, дочери Петра Великого, сменившей гнев на милость, была спасена жизнь безусловно выдающегося деятеля своей эпохи и русской истории графа Генриха Иоганна Фридриха Остермана.
И именно там, на эшафоте, началась новая эпопея Остермана — сибирская, которая продлилась больше пяти лет. Поздним вечером того же дня, 18 января 1742 года, из Петропавловской крепости потекла длинная вереница саней, которые уносили в далекую Тобольскую губернию Остермана с женой Марфой Ивановной и слугами.
Ямщик, не гони лошадей
Семью и слуг опального деятеля, а также личное имущество погрузили на 12 ямщицких подвод. Драгоценности, в том числе великой ценности бриллианты, конечно, давно были изъяты в казну. Но, учитывая заслуги и недавнее высокое положение, Остерманам разрешалось взять кое-что для собственных нужд.
Подробности этого отъезда были опубликованы в 1884 году в «Историческом вестнике» Петром Петровичем Каратыгиным, известным русским историком и литератором.
Для поездки были упакованы «Библия на немецком языке, молитвенников два, псалтырь; сюртук парчовый на песцовом меху с позументом и с пуговицами золоченым; епанча исподняя голубая стеганая атласная; 12 пар женских шелковых поношенных чулков разных цветов; четверо поношенных суконных штанов — одни коричневые, одни черные, двое дымчатые; 6 дюжин салфеток, 2 дюжины простынь холстинных, 18 наволок подушечных; 21 рубаха мужская голландского полотна, 2 дюжины женских рубах тонких, галстуков кисейных»…
Кроме одежды ссыльным было позволено взять посуду. Писари, высовывая кончики языков от усердия, старательно занесли в реестр и ее: «Тарелок 3 дюжины, 6 кастрюлек медных больших и малых, 3 котла медных с крышками, 3 таза медных, сковородка медная с крышкою, дюжина ложек серебряных, дюжина ножиков с вилками в футляре, чашка оловянная, маленькая с ручкою»…
Записали в этот перечень даже слуг: лакеев Павла Васильева, Якова Федорова, Андрея Васильева, повара Ивана Степанова и двух служанок «женска полу из турчанок» — Настасью и Катерину Яковлевых.
Поручик Тимофей Кормачев, нахмурив брови, перечитал список, оглядел подводы и размашисто вывел свою подпись под длинным перечнем того, что Остерманам разрешалось взять в Берёзов. После чего махнул рукой начальнику конвоя подпоручику Ермолину из лейб-гвардии Измайловского полка. Тот отдал команду, и повозки тронулись с места.
Генриха Остермана (чаще его звали на русский манер — Андреем Ивановичем) охраняли 10 человек: один гвардейский обер-офицер — это и был Ермолин, один капрал и восемь рядовых.
Кормовых денег во время пути и на месте ссылки было определено господам в сутки по рублю на каждую персону, прислугам — по десяти копеек. 12 марта 1742 года обоз въехал в Берёзов…
Чудеса в Берёзове
В Берёзове с Остерманом произошла чудесная метаморфоза. Суровый климат удивительным образом повлиял на долгие годы мучавшую пожилого немца подагру. Болезнь была запущена, перед несостоявшейся казнью в Петербурге Андрей Иванович уже не мог передвигаться самостоятельно, да и в Сибири ковылял на костылях, поддерживаемый с двух сторон слугами.
Однако же к августу первого своего года в Берёзове Остерман отбросил костыли в сторону, отпихнул слуг и пошел сам. Известие об этом необычайном выздоровлении не сразу, но долетело до столицы. О нем узнала и Елизавета. В голове у дочери Петра зародились сомнения: уж не притворялся ли опальный граф во время следствия, дабы смягчить обращение с ним и будущий приговор.
Завязалась переписка. В Берёзов поступило секретное послание из Петербурга: «Означенный Остерман ходит ли сам и давно ли ходить начал?»
Обратно был отправлен не менее секретный рапорт: «Остерман освободился от болезни и зачал ходить с 1742 года августа месяца о костылях, а потом не в долгое время и без костылей зачал ходить. И по сие число прежней его болезни не видим».
Конец пути
По иронии судьбы бывший кабинет-министр, бывший генерал-адмирал, сподвижник Петра I Генрих Остерман умер совсем рядом со своим старым недругом и еще одним соратником Петра Великого Александром Меншиковым. Быть может, старик Андрей Иванович даже успел побывать на могиле светлейшего князя. О том нам неизвестно.
Зато у историков нет никаких сомнений в том, кто стал главным виновником ссылки Меншикова в Сибирь. Это и был Остерман, стремительно возвысившийся при императрице Анне Иоанновне и столь же стремительно низвергнутый при Елизавете Петровне.
Меншиков ушел в мир иной гораздо раньше, в 1729 году. А в 1747 году, находясь в ссылке в Берёзове, скончался сам Остерман, не дожив всего неделю до своего 60-летия.
В Петербург это известие пришло в июле с очередным рапортом: «Мая с 5 дня заболел грудью и голову обносит обморок, а сего ж мая 21 дня 1747 году пополудни в четвертом часу волею Божиею умре».
В последний путь графа провожала его верная супруга Марфа Ивановна. Для отделки дубового гроба она пожертвовала лучшие из своих платьев. Гроб был обит снаружи «материею кофейного цвета и по краям обложен золотым позументом».
На могиле стараниями графини к лету появился памятник, а позже была возведена часовня из толстых кедровых брусьев. В эту часовню Марфа Ивановна приходила каждый день, пока в июле 1749 года не пришел указ об ее освобождении из Сибири.
В октябре 1749 года вдова Андрея Ивановича Остермана выехала из Берёзова и 17 января 1750 года прибыла в Москву. Там она и проживала, а 24 февраля 1781 года в возрасте 84 лет умерла.
Эхо дворцовых переворотов
Генрих Остерман родился в немецком Бохуме 9 июня 1687 года. Происходил он из семьи пастора, учился в университете, но размеренной судьбе не суждено было сложиться. Виной тому стала дуэль, из-за которой 17-летнему юноше пришлось бежать сначала в Голландию, а затем и в Россию. Так Генрих Иоганн Фридрих стал Андреем Ивановичем.
Природный ум и сообразительность помогли обосноваться при русском дворе. Остерман быстро выучил язык, занял не пыльную, но перспективную должность переводчика, а затем и секретаря Посольского приказа. И, что, пожалуй, главное, заслужил доверие и участие императора Петра I.
С Петром Генрих шел рука об руку, будучи не только соратником, но и советником государя. Говорят, что именно по совету Остермана Петр ввел в России Табель о рангах. Кроме того, Остерман был инициатором и участником заключения многих выгодных договоров и соглашений, которые принесли России немало пользы.
После смерти императора Андрей Иванович был обласкан и новой государыней — Екатериной I. При ней Остерман стал вице-канцлером. Взошедшая на престол Анна Иоанновна осыпала Остермана званиями, титулами и вниманием еще сильнее. Это было славное десятилетие в жизни сына пастора из Бохума. Он получил титул графа. Был сделан генерал-адмиралом. Стал обладателем почти безграничной власти в делах внешней и внутренней политики.
Блестящий полет был прерван очередным дворцовым переворотом. В 1741 году при поддержке нескольких сотен гвардейцев престол заняла Елизавета Петровна. Ее прихода к власти Остерман боялся больше всего и долгие годы интриговал и строил козни против дочери Петра, пытаясь отстранить ее от двора. Елизавета своего недруга не простила.
Много обвинений было выдвинуто против Остермана в ходе следствия. Это и измена присяге, и преследование русских, и раздача государственных мест иностранцам, и оскорбление самой Елизаветы. Разумеется, все обвинения имели под собой основания. А кто там был без греха?..
…Скорый суд, смертный приговор, замена казни ссылкой — все это уже не имело значения. Остерман, кутаясь в шубу и равнодушно поглядывая на зимние русские пейзажи и дорогу, уносившую его в Сибирь, знал: его счастливая эпоха закончилась навсегда.
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.