Если в самый разгар лета захочется нырнуть в зиму, заглянуть за дверь, которая… никуда не ведет, помечтать под деревом с серебряным яблоком из сказочного сада волшебной страны Нарния, то вам — в тюменскую школу № 70.
Курс ЦБ РФ
сегодня USD92.2628EUR99.7057
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | -3...-5 °C | |
Ханты-Мансийск | -3...-5 °C | |
Салехард | -8...-10 °C |
Общество
Образование: многое можно решить. По-умному
Покоряя высоты
Сюда же отправились уважаемые и серьезные люди — члены областного экспертного совета и комиссии по образованию Гражданского форума Тюменской области. Они тоже окунулись в уникальное природо- и культуросообразное пространство учебного заведения. Совершили захватывающее путешествие по кругу: от зимы к осени. Из зала европейской культуры попасть в города и страны, придуманные писателями… Четыре времени года — четыре рекреации, окрашенные в разные, соответствующие сезону цвета.
Под каждым лестничным пролетом светятся особые окна. Первое распахнуто в утопающую в снегу березовую рощу, второе выходит в цветущий яблоневый сад…
— И это тоже не случайно. Очень важно, чтобы взгляд ребенка не упирался в тупик… — расшифровывает задумку директор школы заслуженный учитель России Лидия Русакова. — Зима, весна, лето, осень. Ребенок вместе с природой движется по спирали. Так происходит восхождение к Богу…
Лет семь назад в 70-й было много проблемных подростков. Их необходимо было как-то занять. Так в стенах школы возник скалодром. Точнее, в него был превращен обычный, типовой спортзал… Те «трудные», что с удовольствием начали покорять рукотворные высоты, а после захотели испытать себя настоящими скалами, без проблем окончили школу и сегодня являются лидерами в профобразовании.
Впрочем, забота о здоровье каждый день без выходных и праздников возведена в этом образовательном учреждении в ранг философии. Даже речь учителя стала основой здоровья. Здесь все подчинено главному — чтобы было комфортно для ребенка, удобно для его понимания.
Здоровьесберегающие технологии. Внеурочная деятельность. Развивающее обучение… Три кита, на которых держится новый федеральный государственный образовательный стандарт (ФГОС). С начала 2011-2012 учебного года он был повсеместно введен в начальной школе России.
Садовник и цветовод
Прошел год со старта нововведения. Каковы итоги? С этого вопроса и началось совместное заседание двух образовательных структур.
— Для меня стандарты, — сказала Лидия Русакова, — это прежде всего заложенное в них внимание государства к условиям, в которых живет и полноценно развивается ребенок. Они включают не только наличие в школе современного оборудования и информационных ресурсов для обучения, но и человеческие отношения между детьми и взрослыми, и душу самой школы.
В 70-й, по оценке ее руководителя, внедрение программ обучения и учебников по ФГОС состоялось. Причем прошло это достаточно легко. Впрочем, чему удивляться: школа давно жила и учила по новым стандартам, не зная, что со временем их так назовут.
Признавая бесспорные достижения 70-й, члены совета тем не менее были беспристрастны. К примеру, президент ТюмГУ Геннадий Куцев впрямую спросил, почему не удается выдерживать федеральные нормы наполняемости (сегодня в первых классах школы вместо положенных 16 человек учится 27-32)? Оказалось, виновата… престижность учебного заведения. В прошлом году на одно место претендовало 7 первоклашек, нынче их набрано 150, при том что за воротами школы осталось 406 желающих.
Академик РАО, председатель областного экспертного совета Владимир Загвязинский поинтересовался, как в новых стандартах сочетаются традиции культур — российской и мировой (культивирующих интерес к книжному чтению) и новой (полагающейся на информацию из Интернета). Светлана Моор напомнила точку зрения критиков ФГОС, полагающих, что новые образовательные стандарты забивают последний гвоздь в крышку гроба российского образования. «Может, кто-то это и делает, — спокойно ответила Лидия Русакова, — я же выращиваю сады и цветы…»
Что педагогам не под силу
Если для 70-й школы вступление в новые стандарты было естественным и гармоничным продолжением успешно пройденных уроков, то для других школ оказалось «началом начал». Иначе как расценить данные опроса лучших педагогов региона, о которых рассказала ректор Тюменского областного института развития регионального образования (ТОГИРРО) Ольга Ройтблат? Лишь половина педагогов области, по их собственным оценкам, по-настоящему знают ФГОС.
В чем сложность внедрения новых образовательных стандартов начальной школы для самих учителей? С точки зрения Лидии Русаковой, все дело в «культуре производства» педагога и его самосознании, которое необходимо менять. Этот тезис развила первый заместитель директора департамента образования и науки Тюменской области Людмила Чеботарь, подчеркнув, что если сам учитель не воспитает в себе новое отношение к ребенку, содержанию образования, новым педагогическим технологиям, то никакие призывы и финансовые вложения не дадут ожидаемого результата.
Проведенный ТОГИРРО анализ выявил и другую проблему: только 18% предметников владеют методиками работы с родителями. Папы и мамы, как оказалось, тоже не очень осведомлены о сути нововведения. Исправить ситуацию помогают акции по примеру той, что прошла в областном центре. Благодаря «Большой перемене», как заметил директор департамента образования администрации Тюмени Андрей Степанов, родители прожили день в стенах школы как ученики, примерив на себя и новые уроки, и ту самую внеурочную деятельность.
Людмила Чеботарь обнародовала результаты федерального мониторинга. Из него следует, что большая часть родителей (89 процентов) в целом удовлетворена итогами внедрения новых стандартов. Педагогов, ободряющих начинание, тоже большинство — 88%.
Однако, убежден академик Загвязинский, не все так безоблачно. То же российское исследование свидетельствует: 27 процентов опрошенных считают, что новые ФГОСы ничего нового не несут. К тому же в наших школах сегодня масса проблемных детей. Их память, внимание неустойчивы, многие страдают психическими расстройствами. С таким количеством и качеством учеников одним учителям не справиться.
Средства для маневра
Сколько бы ни упрекали журналистов в нагнетании страстей, болезненная тема возможного отказа нашего государства от бесплатного всеобщего среднего образования возникла сама собой и на сей раз. На подобные заявления нового руководства образовательного ведомства страны тюменские ученые отреагировали весьма иронично: «Зато какие кадры появятся в наших колониях для несовершеннолетних! И содержание их обойдется в двадцать раз дороже, чем школьников».
Речь зашла об обязательных 10 часах внеурочной деятельности в неделю, деньги на которые педагог должен находить сам. Читай: собирать с родителей и спонсоров. Впрочем, заботу о покрытии этой статьи расходов закон переложил на плечи субъектов Федерации. Некоторые из них, даже менее состоятельные, чем Тюменский регион, взяли на себя такую ношу.
— Но и у нас необходимые средства были выделены из бюджета за счет муниципального задания, — парировала Людмила Чеботарь. — Нужно только новые механизмы финансирования правильно использовать.
— И все же мы не должны следовать принципу, что у нас всегда лучше всех, — настаивал заслуженный учитель России Артур Христель. — На селе проблема стоит еще острее, чем в городе. В малокомплектной школе мало средств для маневра, поэтому для таких учебных заведений следовало бы пересмотреть финансовые нормативы.
Члены совета поддержали коллегу.
Ключевой вопрос
Подводя своеобразный итог обсуждению, педагоги констатировали: отечественная начальная школа по-прежнему в лидерах. Об этом свидетельствуют, в частности, выводы международного исследования PIRLS 2006 года. Российские четвероклассники возглавили таблицу с результатами 37 стран в области качества чтения, продемонстрировав высокий уровень прочтения и понимания текста — 80%. В Тюменской области, по информации Ольги Ройтблат, он и того больше — 85%. При том, что в наиболее развитых странах он составляет всего 61 процент.
Что же касается ребят постарше, то тут дела плохи. Согласно исследованию Международной программы PISA, по уровню и качеству читательской грамотности (то есть способности размышлять, понимать и использовать письменные тексты для достижения своих целей, расширения знаний и возможности участия в социальной жизни) наши 15-летние подростки занимают 41-43-е место среди 65 стран организации экономического сотрудничества и развития.
Владимир Загвязинский задал ключевой вопрос — как сохранить тот позитив, что создаем в младшей школе и бессовестно теряем на старшей ступени среднего образования? Ни для кого не секрет: кризис возникает на уровне 7-го класса. И причин тому, по мнению профессионалов, несколько. Одна из них, считает академик Куцев, кроется в дефиците внимания школы к детям. Другая, с точки зрения директора гимназии при ТюмГУ Сергея Дегтярева, состоит в провале позиций семьи. Лидия Русакова привела тому наглядный пример. Во время недавней беседы директора школы и одного из неуспешных десятиклассников выяснилось, что парню не нужна математика, потому что собирается стать композитором. Но музыке юноша никогда и нигде не учился… Слушая диалог, сидящая рядом мама ученика беззаботно улыбалась. «Все-таки в социуме господствует искаженное сознание», — сделала печальный вывод Лидия Русакова.
«Но сам-то ребенок готов к работе в новых условиях!» — вступился за молодых Артур Христель.
«Наши дети ко многому готовы», — резюмировали участники заседания.
Топтание на месте
Каждая вторая тюменская школа испытывает потребность в преподавателях физики, химии, математики, иностранного языка и прочих предметов. Средний возраст учителей — 43,5 года. 15 процентов общего числа работающих педагогов — пенсионеры.
При этом, как подчеркнул Геннадий Куцев, особой остроты с педагогическими кадрами в Тюмени нет. Пока. Ведь в городе стремительно растет рождаемость. Через 6-7 лет только что народившиеся малыши вырастут и сядут за парты. По расчетам областного департамента образования и науки, сделанным на пятилетку, каждый год не на 7, как сейчас, а на 20 процентов будет прирастать количество первоклассников. Кто их будет учить? Не произойдет ли и с начальной школой та же ситуация, что случилась с детскими дошкольными учреждениями?
Поэтому, убежден президент ТюмГУ, уже сегодня следует обратить самое серьезное внимание на подготовку учителей начальных классов, а также предметников, способных работать с особыми и одаренными детьми. Оказалось, это тоже проблема! Данные исследований свидетельствуют: пятая часть дошкольников имеет природные задатки, на выходе же из школы не более 5 процентов выпускников демонстрируют выдающиеся способности. Кроме того, сегодня на одного учителя приходится 5-10 учеников с особыми образовательными потребностями. Ощутима нехватка преподавателей физики, математики с фундаментальным, академическим образованием. На профильных факультетах отсутствует психолого-педагогическая подготовка.
Да, согласился первый заместитель директора областного департамента образования и науки Павел Креков, надо повышать квалификацию педагогов, но если не решим вопрос с их трудоустройством, то по-прежнему будем топтаться на месте.
Павел Владимирович сделал акцент на предметных перекосах в подготовке педагогических кадров. При нулевой потребности средних учебных заведений в культурологах их в наличии 16 человек. То же относится к преподавателям экономики и права. В то же время при 44 вакансиях вузы выпускают нынче всего 33 физика.
Школам региона, по крайней мере базовым, требуются сегодня и дефектологи, и психологи, и социальные педагоги, и логопеды. (Из десяти рождающихся детей девять имеют речевые проблемы). Однако на этих специалистов, например в Тюмени, имеется… одна заявка. Школы, как считает Павел Креков, так ужали, что они боятся о своих потребностях даже заявлять.
Кто идёт в пед?
Переход к рыночной экономике потребовал от высших учебных заведений подготовки специалистов по современным направлениям, при этом число бюджетных мест на педагогические специальности, заметил академик Куцев, замерло на уровне 1980-х. А сегодня их осталось и того меньше: всего 33 по 18 педагогическим профилям. Ситуация, по словам директора Института психологии и педагогики ТюмГУ Леонида Плотникова, усугубляется тем, что на педагогику идут ребята с откровенно слабой, самой низкой подготовкой по ЕГЭ. Не лучшим образом сказывается и отсутствие финансового регионального ресурса.
В связи с чем президент ТюмГУ считает: следует добиваться увеличения контрольных цифр приема абитуриентов на педагогические специальности вузами Тюменской области, а для тех, кто уже стал студентом, проводить олимпиады по овладению педмастерством. Возможно, стоит провести сравнительное исследование — по международным методикам и программам, позволяющее определить реальный уровень подготовки выпускников.
Впрочем, внешняя экспертиза не повредила бы и работающим учителям. Кстати, именно она выявила неспособность самих предметников справляться с заданиями части «С» в тестах ЕГЭ, в связи с чем у их учеников возникли проблемы со сдачей Единого экзамена. Эту щекотливую тему, о которой раньше предпочитали лишь шептаться, затронул Павел Креков. Она касается прежде всего педагогов сельских школ, поневоле (из-за перехода на новую систему оплаты труда) превратившихся в «многостаночников», которые вынуждены вести уроки по нескольким, в том числе «не профильным» для себя предметам.
Геннадий Куцев напомнил о регионально-целевом приеме: «Когда мы были нищими, то находили деньги на этот вид набора, когда стали богаче, все переложили на федеральный бюджет… Тем не менее иного пути, как вернуться к пройденному, нет. К тому же казне это обойдется дешевле: на первых порах начинающие педагоги могут жить и с родителями».
Миллион для молодого учителя
Поддержав дельные идеи ученого, Ольга Ройтблат предложила дополнить их еще одной. Распространить и на начинающих педагогов действие стимулирующей выплаты в миллион рублей, которая сегодня предусмотрена для молодых врачей, согласившихся работать в глубинке.
Правда, таких немного. В 2011 году ТюмГУ выпустил 2459 дипломированных специалистов, из них работать в школы Тюмени и области пришли 58 человек. При том, что ежегодная потребность в молодом педагогическом пополнении в одной только Тюмени — 750 человек. Нынче, по словам Павла Крекова, из стен вузов и колледжей региона выйдет 1280 человек, обучавшихся на педагогических специальностях. Лишь треть из них, по статистике, станут учителями. Но иного — при практическом отсутствии педагогической профориентации и педпрактики, видимо, не дано.
Ректор Тюменской академии мировой экономики, управления и права Виктор Новиков убежден: один регион не сможет обеспечить подготовку кадров по всем направлениям, особенно по узким специальностям. Этим когда-то занималась общероссийская система, а она сегодня разрушена.
Резюмируя сказанное, председательствующий Владимир Загвязинский резонно заметил: уповать на российское министерство, взявшее курс на форсированную ликвидацию педагогического образования, особо не стоит. Надо делать акцент на регион. Здесь многое можно решить. И по-умному.
Фото Александра Федотова.
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.