29 марта 2024     

Общество   

Как научить детей учиться?

С тех пор прошло более тридцати лет, а Насима Колбаева до сих пор у доски: каждый день, как говорится, от звонка до звонка. И чувствует себя совершенно счастливой! Видимо, мечта ее не обманула. Детские игры и импровизации превратились в дело всей жизни. Насима Имашевна стала опытным наставником не только для учеников, но и для собственных детей. Она с улыбкой призналась нам, что у нее четверо теперь уже взрослых дочерей, пять внуков и несколько сотен воспитанников. И для каждого из них она навсегда останется Первой Учительницей...

За время работы в школе Насима Колбаева неоднократно удостаивалась наград муниципального и регионального значения, а в 2003 году была отмечена нагрудным знаком «Почетный работник общего образования Российской Федерации».

По системе Занкова

— Насима Имашевна, вы педагог с огромным стажем работы в начальной школе. У вас, наверное, уже с десяток выпусков! Но как вам удается быть всегда интересной для воспитанников?

— Да, быть интересной для учеников учителю необходимо всегда. Иначе невозможно их ничему научить. А если не можешь научить, то какой же ты педагог? Поэтому приходится заниматься самообразованием, совершенствовать профессиональное мастерство, быть в постоянном поиске. Я стараюсь шагать в ногу со временем: читать современную литературу, изучать компьютерные новинки, осваивать информационно-коммуникационные технологии и даже — быть модной, если хотите. Детей привлекает все новое, красивое, необычное — с этим приходится считаться.

Впрочем, есть и другой путь к сердцу ребенка — любовь. Надо любить ученика, не оставаться безучастным к его проблемам, его достижениям, интересам. Каждый талантлив, и данные природой способности надо развить. Скажем, у одного ученика есть задатки к рисованию, другой складно рифмует слова, третий — замечательный юморист, четвертый любит петь, а пятый проявляет себя в математике. Дети все разные! Задача учителя — найти нужную струнку ребенка и, опираясь на это, выстроить работу в начальной школе, постепенно повышая мотивацию, интерес, раскрыть и развить задатки так, чтобы это послужило стартом к познанию мира, наук.

— Не секрет, в последние десятилетия педагогами было разработано множество образовательных программ. В этом году власти округа как бы рекомендовали учителям начальных классов обучать детей по одной программе — «Школа XXI века». Каково ваше отношение к подобному нововведению, ведь вы работаете по программе Леонида Занкова?

— Я поддерживаю введение федеральных государственных стандартов нового поколения. Но сама планирую продолжить работу по новым стандартам по системе Леонида Занкова. Его опыт я впервые стала использовать 17 лет назад и, хочу сказать, в выборе программы не разочаровалась до сих пор. Она интересная и позволяет развивать логическое мышление учащихся, учит их мыслить нешаблонно. Обдумывая разносторонний материал, ребенок продвигается по пути его многогранного, всестороннего восприятия. Теоретические знания предполагают познание взаимозависимости явлений, их внутренних существенных связей.

Учебники и пособия по системе Леонида Владимировича Занкова разработаны с учетом последних научных данных об индивидуальных особенностях школьников и соответствуют современным образовательным целям. Главная из них — НАУЧИТЬ детей УЧИТЬСЯ.

Некоторые родители считают эту программу непростой или, как они ее называют, замороченной, способной запудрить мозги ребенку. Но уверяю: это не совсем так. Дело в том, что Занков не предлагает готовых решений, программа нацелена на то, чтобы дети с помощью учителя сами искали истину и самостоятельно делали выводы. И это родителям будущих первоклассников надо понимать! Не скрою, есть темы, которые действительно сложны для детского восприятия, но работа в зоне ближайшего и актуального развития и обучение на высоком уровне трудности с соблюдением меры трудности помогает преодолеть препятствия. Соответственно — и проблемы в обучении у ребят возникают редко.

Работа в команде

— Сегодня в отечественной педагогике активно обсуждается проблема воспитания компетентного человека. Что стоит за этим понятием? Применяете ли вы компетентное обучение в своей педагогической практике?

— Да, последние пять лет работаю над проблемой воспитания компетентного человека. То есть такого, который любит и умеет учиться, у которого сформирована система нравственных, культурных, интеллектуальных ценностей. Он любознательный, трудолюбивый, инициативный, уверенный в себе, коммуникабельный. Я бы сказала, что речь здесь идет о гармоничной личности, которую мы должны сформировать, о личности конкурентоспособной и, соответственно, востребованной. И это правильно, к этому надо стремиться.

Что касается компетентного обучения, то это понятие используется, скорее, в профессиональных кругах. Хочу заметить, что устоявшегося определения для содержания понятия «компетенция» до сих пор нет. Не существует и единой, принятой всеми классификации компетенций. Тем не менее большинство педагогов связывают компетентность с эффективным выполнением какой-либо деятельности или какого-либо действия.

— Современная школа выдвигает новые требования к образованию. Сегодня, в век информационных и компьютерных технологий, задача учителей — научить ребенка не просто пользоваться всевозможными «гаджетами» и владеть информационными новинками, Интернетом, но и применять все это в процессе обучения, самообразования. Что в данном направлении удается сделать в начальной школе? Как это влияет на формирование подрастающей личности, не усложняет ли жизнь ребенку?

— Ну что вы, ученики положительно воспринимают все, что связано с компьютерами и Интернетом. Эта деятельность их привлекает. Здесь возникают другого рода сложности. Как правило, дети, увлеченные Интернетом, значительно меньше читают книги, добывая информацию во Всемирной паутине. А информации там очень много, и она далеко не всегда полезная. Поэтому задача учителя — научить ребят пользоваться нужными информационными новинками, глобальной сетью, отсеивая лишнее. Важно, чтобы дети под четким и умелым руководством учителя учились учиться и учить других наравне с педагогом, при этом не отодвигая роль учителя на второй план.

Может быть, поэтому и нужны составленные опытными учителями программы по развитию, широкая профориентационная деятельность, начиная уже с первого класса. Я, например, составила программу часов развития познавательных способностей «Юным умникам и умницам». Поясню на примере.

Мои ученики сейчас в 4-м классе, многие готовятся к урокам, используя Интернет, сами составляют презентации к урокам и внеклассным мероприятиям, к конкурсам чтецов по произведениям поэтов. Они (конечно, пока еще под моим руководством) учат друг друга, используя специальные тренажеры, а также работая в парах, группах. Занимаются моделированием, разрабатывают научные и творческие проекты. У нас есть ряд довольно-таки масштабных проектов, подготовка которых занимала не один месяц: «Вторая жизнь пуговицы», «Театр, как много в этом звуке...», «Птичья столовая», «Вода — удивительный минерал», «Все о золе». Задача ребят — подготовить и защитить свой проект перед публикой. Кстати, мои ученики неоднократно занимали призовые места. А ведь дети любят побеждать: это вдохновляет и побуждает их к дальнейшему поиску.

Так что получается наоборот — компьютер облегчает жизнь ребенка, делает ее интереснее.

— Какие информационные и технические средства используете в работе, в каком объеме? Как это помогает организовать учебный процесс?

— В последние годы у нас, в школе № 32, идет активная компьютеризация. Например, мое рабочее место довольно-таки неплохо оборудовано. В классе есть компьютер, который входит в локальную сеть школы, есть выход в Интернет, принтер, сканер, мультимедийный проектор, мультимедиатека, собственные продукты, разработанные в ИКТ-технологии. Все это позволяет мне проводить урочные и внеурочные презентации, хранить фото- и видеоматериалы истории моих классов и школы, разрабатывать базы данных класса, методические и дидактические материалы в цифровом варианте, вести различные виды планирования. Разве раньше мы так работали?!

Данные технологии ставят каждого ребенка в позицию активного участника, дают возможность реализовать индивидуальные творческие замыслы, учат работать в команде. Это ведет к сплоченности класса, развитию коммуникативных навыков учащихся. В итоге создается обстановка общей увлеченности и творчества. Каждый вносит посильный вклад в общее дело, выступает одновременно и организатором, и исполнителем, и экспертом деятельности, значит, берет на себя ответственность за производимое действие.

Ранняя компьютеризация — благо?

— В последние лет десять многие родители сталкиваются с речевыми проблемами у детей. Как вы считаете, в чем причина такого явления? Действительно ли ранняя компьютеризация и переизбыток всевозможной информации негативно сказываются на грамотности детей, формировании у них речевых навыков и даже мешают в общении?

— Да, действительно, многие учащиеся испытывают затруднения в овладении русским языком, так как имеют речевые проблемы. Но нельзя во всем винить компьютеризацию. Причины могут быть самыми разнообразными: это и нарушение фонематического слуха, и языковой барьер. Существенное влияние оказывает общий уровень развития ребенка или, например, то, как протекала беременность матери, как прошли роды. У детей с родовыми травмами речь существенно отстает в развитии. Но и здесь многое зависит от самих родителей. В семьях, где ребенка лечат, занимаются с ним, многие проблемы удается решить еще в дошкольном возрасте. У меня было несколько таких учеников, которые, кстати, вполне успешно учились. Так что все очень индивидуально.

Впрочем, исключать, что ранняя компьютеризация и перенасыщенность информацией негативно сказываются на грамотности детей, тоже нельзя. Недаром же психологи и логопеды категорически запрещают не говорящим и плохо говорящим детям сидеть у компьютера и телевизора. Они так и говорят: «Ребенок должен слышать как можно больше живой речи и не отвлекаться на все остальное». Так что, родители, берите это на заметку. Это важно.

Мы, учителя, конечно, к речевым проблемам детей относимся серьезно и стараемся выстроить свою работу так, чтоб в начальной школе устранить имеющиеся дефекты речи. Я, например, составила дидактический материал для развития речи с целью коррекции и устранения проблем в данной области, записала его на электронные носители. Теперь разумное использование этой технологии на уроках и во внеурочное время дает в моей работе положительные итоги.

Но это вовсе не означает, что мы должны отказаться от компьютерного обучения или использования информационных ресурсов, в том числе и в начальной школе. Я уже привела примеры, как широко применяю все современные новшества. Более того, могу с уверенностью сказать: это позволяет мне достигать стабильно высоких результатов в обучении.

Леонид Занков не предлагает готовых решений, его образовательная программа нацелена на то, чтобы дети с помощью учителя сами искали истину и самостоятельно делали выводы.

Нравится

Статьи по теме

№196 (5404)
03.11.2011
Вера Кубочкина
Учитель физкультуры
№193 (5401)
29.10.2011
Елена Суслова
Ольга Ройтблат: «Учитель не имеет права быть скучным!»

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"