20 апреля 2024     

Общество   

Непраздные раздумья перед праздником

Вступая в новый учебный год, важно знать, что он нам готовит. В раздумьях об этом пребывают и педагоги, накануне 1 сентября повсеместно собираясь на свои августовские конференции. Состоялась такая и в Тюменской области.

Кто управляет школой?

Скажу честно: проведение главного для педагогов события рассчитывается до минуты, как говорится, до вздоха, и мы с коллегами уже беспокоимся, не обернется ли дело тотальной заорганизованностью. Но лишь слепой не заметит, что на протяжении последних нескольких лет устроители активно пытаются уйти от шаблона, ищут необычные формы для выражения основной идеи предстоящего учебного марафона. По сути, рождая новые традиции традиционного педсовета.

Одна из них — участие в конференции наравне с управленцами, учеными, учителями, воспитателями детских садов, работниками профессионального образования и родительской общественности. Именно к ней в первую очередь апеллировал в своем видеообращении губернатор области Владимир Якушев, подчеркнув, что конструктивное сотрудничество семьи и школы, совместное их участие в обучении и воспитании детей — залог успешного будущего нации.

Но чтобы этот красивый и верный тезис стал реалией нашей повседневности, требуется… встречное движение всех заинтересованных субъектов — родителей, педагогов и власти. Ведь именно органы власти определяют «правила игры», в частности для тех же управляющих советов школ. Как известно, сегодня они наделены серьезными полномочиями, вплоть до согласования с администрацией учебного заведения, стимулирующей части оплаты труда педагогов.

Но, как ни странно, снять с общественности именно эту функцию предложил председатель управляющего совета школы № 17 Тюмени, член совета городской общественной организации «Родительская инициатива» Кирилл Галеев. Но при этом, по мнению Кирилла Владимировича, роль «наблюдательных» советов в школах (и даже в дошкольных учреждениях, где их тоже требуется создавать) остается существенной. Ведь советы — и инструмент достижения баланса интересов родителей и педагогов, и способ создания доброжелательного климата в учебном заведении, и форма родительского контроля. Не случайно нынешней весной возникла идея о создании в областном центре ассоциации школьных управляющих советов. Это сообщение председательствующая на конференции первый заместитель губернатора Тюменской области Наталья Шевчик прокомментировала с удовлетворением: «Общественная среда, когда-то сформированная административно, сегодня сама обретает активность».

Глазами московского гостя

Еще одна традиция областной конференции — участие в ее работе высокого гостя из Москвы. Нынче в этом качестве выступил член команды нового министра образования и науки РФ, его заместитель Александр Повалко. Он не только выполнил почетную миссию — наградил лучших воспитателей и учителей нашего региона, но и по просьбе журналистов оценил тюменское образование, назвав его уровень достаточно высоким «и с точки зрения результативности, и с точки зрения построения самой системы». А после рассказал о приоритетах, которые определило для себя министерство.

— Общая цель достаточно проста. Мы должны обеспечить удовлетворение конституционных прав на качественное, современное образование для всех жителей нашей страны, независимо от того, где они проживают: в селе или городе, в Москве или провинции.

Просто сформулированная задача раскладывается на группы проблем, которые сегодня, к сожалению, еще не решены. Для достижения цели российское образовательное ведомство видит два направления. Первое — обеспечение нормальных условий для образовательной деятельности и качества образовательных услуг с точки зрения инфраструктуры, программ, учебно-методических пособий. Второе — постоянное усиление кадрового потенциала, уровня подготовки педагогов.

Замминистра коснулся нового, многострадального законопроекта об образовании, окончательный вариант которого наконец-то предъявлен Госдуме для принятия в первом чтении уже нынешней осенью. Согласился с «бессистемностью и избыточностью» бумажного вала, обрушиваемого чиновниками от образования на головы исполнителей. Тезисно обозначил болевые точки в разных сегментах сферы образования, в частности в дошкольном…

Сегодня в очереди на обеспечение местами в детсады по стране стоит около 2 миллионов человек. Правда, сюда входят и дети, которые только родились, и без пяти минут первоклашки. В целом, чтобы тему дефицита снять с повестки дня, необходимо организовать около 500 тысяч мест. Федерация поддерживает этот процесс, выделяя кредиты — ежегодно примерно 8 миллиардов рублей — на модернизацию, обустройство, строительство новых дошкольных учреждений. Регионы с помощью министерства разработали «дорожные карты», реализация которых позволит создать в течение трех лет 590-600 тысяч мест для дошкольников. Кроме развития инфраструктуры будут последовательно повышаться требования к качеству дошкольного образования.

Безусловно, продолжил Александр Повалко, нельзя требовать постоянного профессионального роста, не давая адекватную материальную оценку деятельности. Заработная плата работников общего образования будет последовательно повышаться. В этом году она должна быть доведена до средней по региону. Но при этом нигде нет установки на то, что все учителя будут получать равную зарплату. Вводится представление об эффективном контракте, где педагоги, которые дают высокие результаты, соответственно могут рассчитывать на более высокий уровень оплаты своего труда. «Вкладывая деньги, мы ожидаем соответствующего возвратного эффекта — улучшения качества преподавания и качества выпускников», — подытожил заместитель министра.

Еще одна важная тема — развитие профессионального образования. Говорить о том, что среднее профобразование должно стать полной альтернативой и конкурентом высшему, Александр Повалко не стал. Но заметил, что именно эта система удовлетворяет потребности — в первую очередь региона — в качественной рабочей силе. При этом в министерстве понимают: неэффективные, сидящие на бюджете колледжи — это выбрасывание денег на ветер. Поэтому в первую очередь будут поддерживать те учреждения, которые «выстраиваются» вокруг крупных потребителей профессиональных кадров, одновременно задавая стандарты и обеспечивая выпускникам дальнейшее трудоустройство и карьерный рост.

Развитие без перегрузки

Со многими «внешними» задачами, которые ставит сегодня перед регионами российское образовательное ведомство, Тюменская область справилась давно. И довольно успешно. Именно это, по словам Натальи Шевчик, позволяет нашей системе образования «идти в глубь» процесса модернизации, развиваться и совершенствоваться, делая ставку на важнейший из приоритетов — «обеспечение социального благополучия, развития и успешности каждого обучающегося». Этой теме и был посвящен региональный педсовет-2012.

О том, что уже достигнуто на этом пути и что еще предстоит, рассказал директор областного департамента образования и науки Алексей Райдер, не обойдя при этом «подводных рифов», к примеру, нашумевших фактов проявления жестокости в подростковой среде.

Сама жизнь, по словам Алексея Владимировича, требует от нас понимания образования как синтеза обучения, воспитания и сохранения здоровья детей. Все три составляющие образовательной среды: родители, ребенок, школа — ждут качественных изменений, но не за счет увеличения учебной нагрузки. Прежде всего — организации комфортной развивающей образовательной среды для каждого учащегося, создания условий для его личностного роста. Нужно на практике добиться формирования у молодежи позитивных жизненных устремлений, гражданской ответственности, признания важнейшими ценностями труда, семьи, здорового образа жизни.

С этим у нас, надо признать, пока не все гладко. Есть среди наших школьников немало любителей выпить, посквернословить. С некоторыми из них во время депутатских каникул нос к носу пришлось столкнуться заместителю председателя Тюменской областной Думы Виктору Рейну. Поэтому Виктор Александрович, поздравляя педагогов с наступающим Днем знаний от имени спикера и других коллег по региональному парламенту, признавая хорошего учителя главной фигурой в нашем государстве, делая акцент на несомненных достижениях тюменского образования, просил участников конференции всерьез озаботиться состоянием нравственности.

Главный экзаменатор

Пожалуй, уже лет пять областная педагогическая конференция проходит в режиме online, что позволяет вовлечь в действо практически все образовательное пространство области. Вот и в этом году благодаря каналам видеоконференц-связи участниками пленарного заседания, проходившего в Тюмени, стали представители всех муниципальных образований региона.

Причем пленарному заседанию, как и в 2011-м, предшествовала работа секций. От прошлогодних они отличались и по количеству, и по «жанровому» разнообразию. Состоялись и ярмарка форм работы органов государственно-общественного управления, и заседание клуба молодых педагогов, и занятия в лабораториях проектных технологий и здоровьесбережения. На семинарах-практикумах и круглых столах обсуждались актуальные проблемы образования, начиная с работы с одарёнными детьми и заканчивая перспективами сотрудничества работников системы профессионального образования и работодателей, а также вопросами управленческой эффективности реализации программных мероприятий и проектов. Всего, как проинформировала Наталья Шевчик, на базе нескольких школ и Тюменского колледжа транспорта было открыто 15 секционных площадок.

Мы сознательно выбрали из них ту, где шел разговор о новом курсе, — «Основы религиозной культуры и светской этики». К его изучению с грядущего учебного года приступают четвероклассники всех общеобразовательных учреждений. Но лично у меня до сих пор нет убеждения, что введение этого предмета в школьное расписание — благо. Хотя бы потому, что оно предполагает разделение детей по религиозному признаку. Кстати, мнение об опасности подобной «дифференциации», точнее, об умении учителя найти ту грань, соблюдение которой не позволяет задеть чувства детей разных национальностей, пусть робко, но высказала одна из участниц круглого стола.

При этом все сошлись в одном: введение нового курса — важнейшее событие. Ведь изучение предмета «станет залогом будущего мирного, бесконфликтного сосуществования и толерантного отношения между гражданами», а значит, создаст благоприятные условия для развития и нашего региона, и России в целом. Возвратит нас к историческим корням и даже — «обретению исторической идентичности». Есть надежда, что от веротерпимости наше общество придет к толерантности и демократии. Сами работники образования очень надеются, что «Основы» повысят нравственную культуру учеников, будут «способствовать воспитанию доброжелательности, формированию истинных ориентиров и ценностей взамен ложных, насаждаемых СМИ». Возродят классическое понятие добра. И даже окажутся «проверкой на гражданскую зрелость, на готовность родителей обеспечить своим чадам необходимый выбор».

Модератор встречи директор 70-й тюменской школы Лидия Русакова подвела своеобразный итог, заметив, что в ее школе 1254 ребенка. Из них 54 человека считают себя концептуальными атеистами. В семьях более 800 учеников или исповедуют православие, или сохраняют верность традициям православной культуры. Свыше 100 детей воспитывается по заповедям католической, протестантской веры. Четыре буддиста. Один официально записанный иудей. Значительная часть учеников — из так называемых смешанных семей. Остальные — мусульмане, причем среди таких детей есть истинно верующие, вместе с родителями посещающие мечети… И каждый ребенок должен расти на основе своей культуры, но школа — это мир, где живут представители многих национальностей, и им необходимо уметь рассказать друг о друге.

Да, казалось бы, все готово к введению нового курса. Проштудирована нормативная база. Четко определены принципы, наипервейшими из которых являются самостоятельность, абсолютная добровольность и индивидуальность выбора родителями одного из шести модулей курса и светский характер преподавания. Проговорены возможные риски. Даны ответы на все возникшие вопросы. Проучены педагоги. Обозначено: именно на учителя возлагается особая ответственность, от него при преподавании курса требуется повышенная тактичность, доброжелательность, постоянный диалог, личное неравнодушие и заинтересованность.

Но, как известно, главный экзаменатор благих намерений — практика. Дай бог, чтобы она не забросала нас вопросами на засыпку.

Новизна бодрит

Смею заверить: в аудитории, где шло обсуждение «Основ религиозных культур», не встретила безучастных, равнодушных людей. По всему, новизна нас бодрит.

И все же самый большой интерес у участников конференции вызвало выступление доктора педагогических наук, профессора, действительного члена Российской академии образования, заведующего академической кафедрой методологии и теории социально-педагогических исследований Тюменского государственного университета Владимира Загвязинского.

Владимир Ильич говорил о том, что приятно входить в число явных лидеров образования — и по Уральскому федеральному округу, и по России в целом. Но это накладывает на нас двойную ответственность за результаты. При этом нельзя стоять на месте, надо развиваться. Иначе начнем отставать… Поиск, убежден академик, необходим. Он не только объединяет коллектив, но и позволяет каждому участнику ощутить радость открытия. По большому счету, свою нужность.
Но что следует делать? Общестратегические ориентиры заданы федеральными государственными образовательными стандартами. В какие же формы будет облечено содержание, зависит от инициативы «на местах».

Информационное поле для осмысления огромно. Например, как от догоняющего и где-то даже запаздывающего овладения компетенциями перейти к опережающему обучению? Как осуществить тот самый компетентностный подход при предметном преподавании? Как обеспечить единство образования и воспитания в условиях ЕГЭ? Ведь единый экзамен при всех его плюсах все же нацелен на результат или, если сказать прямее, на зубрежку и натаскивание… При этих словах молчавший зал буквально взорвался одобрительными аплодисментами.

Со стороны ведущей тут же последовала реплика, что реалии, вызовы сегодняшнего дня уже не связаны с ЕГЭ. Быстро меняющаяся жизнь вносит свои коррективы, требующие от каждого работы над собой, понимания себя как профессионала, гражданина, человека, осознания, для кого трудимся и чего хотим достичь.

Однако эти верные по сути слова в тот момент больше походили на упрек и без того безропотному учительству, вдруг посмевшему свое суждение иметь. На наш взгляд, подобное по меньшей мере непедагогично.

Нравится

Статьи по теме

№146 (5588)
22.08.2012
Елена Суслова
В новый год — по расписанию
№144 (5586)
18.08.2012
Пресс-служба губернатора Тюменской области
Большой ремонт накануне Дня знаний

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"