28 апреля 2024     

Общество   

Жаль, не все мечты сбываются...

Старожилы помнят — встречать первый поезд собрались от мала до велика. Общая радость переполняла людей настолько, что после митинга они долго не расходились по домам. Настроение уренгойцев понять можно: с появлением железной дороги у молодого города открылось второе дыхание.
Нынешние торжества прошли не так многолюдно, как осенью 1982-го. Просто на 1 сентября пришлось сразу все: линейки в школах, День города, профессиональный праздник работников нефтяной и газовой промышленности. Но заместитель губернатора ЯНАО Алексей Булаев, генеральный директор ОАО «Ямальская железнодорожная компания» Якоб Крафт и представители руководства Свердловской железной дороги, глава администрации города Иван Костогриз, председатель городской Думы Игорь Подовжний предпочли начать день с самого важного события.
На открытие памятника из Екатеринбурга и Тюмени специально приехала большая группа ветеранов. Вместе с бывшими инженерами и специалистами управления транспортного строительства «Тюменьстройпуть» в состав делегации вошли представители общественного фонда имени Виктора Ивановича Муравленко и ямальских землячеств.
Многие ветераны познакомились друг с другом только в дороге, но это обстоятельство не помешало им найти общие темы для разговоров. Воспоминания текли рекой: педагоги, водители, монтажники, рыбаки, строители, партработники рассказывали о своем Севере. И неважно, где это было — в Надыме, Красноселькупе, Ныде, Мужах или на Ямбурге. Север — он такой необъятный...
Григорий Макарович Торута, начиная с 1976 года, работал старшим электромехаником поездной маневровой и станционной радиосвязи. Получая диплом с отличием, выпускник Киевского электромеханического техникума и не подозревал, что в скором времени вопрос о его переводе на работу в «Тюменьстройпуть» будет решаться на уровне райкомов КПСС. Победила партийная сознательность.
— Я приехал в Сургут и подивился: все есть, а делать некому. Развалины... Кто-то работал по поездной связи, блоки с тепловозов повыкидывал на улицу и заморозил. Пришлось все из-под снега выкапывать, а на дворе — декабрь. Потом приехала жена в гости, помогать стала, вдвоем сподручнее дело пошло! Инженер мне говорит: сделаешь станцию и один тепловоз — получишь в городе квартиру. А мы жили в вагончике мостоотряда. Что тут думать? За месяц сделали два тепловоза!
Можете представить, чтоб на железной дороге не было связи? Дежурный по станции идет с фонарем зимой, чтобы перегнать локомотив на место... Но мы все сделали, связь наладили. Руководство свое обещание выполнило, и через 9 месяцев я получил квартиру, перевез семью, детей. А железка-то вперед шла, надо было за ней двигаться, и мы из Сургута переехали сразу в Ноябрьск. Из Ноябрьска заодно обслуживали Когалым и Ульт-Ягун. Тогда как было: задание получил, ящик на шею повесил и пошел. Жена — рядом, за электромеханика. На всю железку мы с Галиной Ивановной одни и работали, такой вот семейный подряд. Потом поехали на станцию Коротчаево. Все быстро решилось: вагончик на платформу закинули и — в путь. Супругу привели в новый 16-квартирный дом и сказали: «Выбирай квартиру какую хочешь!» Это было очень приятно, значит, уважали нас как специалистов... Так мы и добрались до Нового Уренгоя. Потом в Пангоды поехали. Последняя точка — Ямбург, оттуда вернулись в Тюмень.
А когда в 1982-м первый поезд в Новый Уренгой отправляли, я секретарем парторганизации был и отвечал за оформление локомотива. Мы его украсили как могли транспарантами, флагами, впереди портрет Ленина закрепили. Состав вел, точно помню, Николай Горбовцов, машинист 1 класса, лучший из лучших. И пассажирский поезд в 85-м тоже мне пришлось украшать. Вместе с другими организаторами встречи поезда я ехал в тепловозе, а пассажиры, как и положено, культурно так, в вагонах. Народа нас встречать собралось много, такое ликование было...
И еще один интереснейший факт поведал Григорий Макарович. Оказалось, что он — страстный радиолюбитель, и поэтому журнал «Радио» выписывает... с 1969 года по сей день. Подшивки журнала кочевали с Торутой по всей северной железной дороге — вряд ли в стране найдется еще такой же преданный подписчик.
...Праздничные события первой сентябрьской субботы начались для тюменской делегации на станции Коротчаево. Ветераны вышли на перрон и не поверили своим глазам: локомотив, который должен был доставить поезд в Новый Уренгой, как будто из прошлого времени. По словам на огромном транспаранте из кумача, переходящему Красному знамени и портрету Дмитрия Ивановича Коротчаева всем стало понятно — идея принадлежала ветеранам «Тюменьстройпути». После возложения цветов к памятнику Бате (так звали Дмитрия Ивановича между собой путеукладчики) несколько человек из тех, кто побывал здесь в июне 2009 года, когда отмечалось 100-летие Коротчаева, отправились в парк, чтобы лично убедиться, прижились ли посаженные ими березки. Вернулись довольными, значит, все в порядке...
Еще полтора часа пути — и на перроне Нового Уренгоя ветеранов встречают с оркестром, хлебом-солью и северной ягодой. Воспитанники кадетского класса вручают каждому гостью букеты цветов и разноцветные флажки, вместе с ветеранами идут к месту проведения митинга. И все бы хорошо, но за минуту до начала торжеств пошел сильный дождь. Впрочем, это обстоятельство обеспокоило только телевизионных операторов и фотографов, которые старались максимально подробно запечатлеть историческое событие.
В тот день ветераны возложили цветы к Вечному огню, памятникам «Пионерам освоения Уренгоя» и Сабиту Оруджеву, участвовали в презентации выставки «Памятны стройки великой года», посвященной 30-летию открытия железнодорожного сообщения до Нового Уренгоя, совершили экскурсию по городу и встретились с представителями молодежных общественных организаций города. День был расписан буквально по минутам, впечатлений за этот короткий промежуток времени набралось море, будет что рассказать друзьям и домашним.
Оказывается, городской библиотеке присвоено имя журнала «Смена» потому, что в свое время столичные журналисты выступили с инициативой собрать для жителей Нового Уренгоя книги. Народ откликнулся, и 25 тысяч книг военным самолетом были доставлены в город, который на карты-то не успели нанести. Многие книги были с автографами авторов — сейчас они составляют золотой фонд библиотеки.
Другие удивительные факты. Оказывается, строить железную дорогу на Новый Уренгой в планах правительства не было. Но когда в 1975 году в Сургут пришел первый поезд, состоялось совещание с участием министра путей сообщения Павловского. Разговор был таким: дальше дорога доходит до Нижневартовска, освобождаются строительно-монтажные поезда, и... Дмитрий Коротчаев внес предложение, чтобы министр разрешил за счет сметы дороги Тюмень — Сургут — Нижневартовск начать... строительство дороги на Новый Уренгой.
— А может, сразу до Ледовитого океана? — уточнил Павловский.
— Можно и до океана, — ответил Коротчаев. — Мы и туда дойдем!
А дальше команда Коротчаева стала действовать на свой страх и риск: 3500 тысяч студентов из Украины начали рубить просеку длиной 208 километров; в день коммунистического субботника 22 апреля 1976-го комсомольско-молодежная бригада путеукладчиков под руководством Виктора Молозина уложила первые звенья. И только потом появилась проектно-сметная документация! Такое было время отчаянных людей...
Что касается локомотива ТЭ-3, установленного на привокзальной площади города, — тут другая история, и поведал ее начальник локомотивного депо Михаил Войник:
— Магистральные тепловозы такой серии выпускались в 60-е годы на трех заводах страны, наш — с Луганского. В настоящее время они нигде не эксплуатируются, но на Севере еще бегают. На нашем участке когда-то было 15 таких локомотивов, на сегодняшний день осталось 6. Мы их эксплуатируем, но относимся к ним бережно, как к своим. И они оправдывают все надежды, срывов по работе у этих машин нет. По архивным фотографиям видно: ТЭшки открывали все стройки, они — наша гордость.
Приход первого поезда в Новый Уренгой — на моей памяти. Меня направили в Коротчаево строить локомотивное депо, организовывать эксплуатацию и ремонт тепловозов, я тогда был старшим мастером. На Крайнем Севере в те годы самое ближнее депо, очень маленькое, было только в Ноябрьске, за 400 километров. Сегодня наше депо — единственное до самого Сургута, и мы делаем все дома самостоятельно. Когда встал вопрос отреставрировать тепловоз, тот, что должен стать памятником, коллектив дружно поддержал идею. Реставрация шла на протяжении 14 месяцев, люди очень старались, можно сказать — душу вложили...
...Всего один день гостили ветераны в Новом Уренгое, но некоторые, кажется, сумели вновь окунуться в события 30-летней давности. Знаете, о чем стали мечтать люди, встретив первый поезд в Новом Уренгое? О том, что со временем такой же поезд привезет их в Салехард... Жаль, что не все мечты сбываются.

12 новых городов получили развитие благодаря железной дороге Тюмень — Новый Уренгой.

Фото Галины Задориной.

Нравится

Статьи по теме

№135 (5343)
05.08.2011
Елена Слинкина
Фуражка машиниста

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"