26 апреля 2024     

Политика   

Именно инженеры могут стать и станут основой для модернизации нашего государства

Депутат Законодательного собрания ЯНАО, генеральный директор ООО «Газпром добыча Ямбург» Олег Андреев

Переход к экономике инноваций невозможен без формирования критической массы инженерных кадров, способных создавать, поддерживать и развивать инновационные технологические решения. Другими словами, невозможно построить и эксплуатировать современный производственный объект без людей, которые умеют это делать.

Вещи, очевидные для бизнеса, длительное время оставались вне поля зрения органов исполнительной власти, федеральных министерств и ведомств. Полагаю, что именно отсутствие внятной государственной политики, направленной на повышение качества работы высшей школы, отсутствие государственного заказа на подготовку инженерных кадров, самоустранение органов власти из процесса профориентации школьников и формирования престижности инженерных профессий привело к тому, что 20% россиян в настоящее время самой престижной профессией считают профессию юриста, на втором месте — экономисты. Рейтинг инженеров и ученых находится в пределах между 1 и 3% (по данным журнала «Эксперт»1).

При этом нисколько не сомневаюсь, что ежегодно образовательные учреждения представляют многостраничные отчеты о количестве проведенных профориентационных мероприятий. Мероприятия проводятся, отчеты готовятся, да вот только школьники продолжают верить в престижность и перспективность наименее востребованных на рынке труда гуманитарных профессий.

Пожалуй, первым свидетельством возобновления интереса государства к проблеме обеспечения экономики квалифицированными инженерно-техническими ресурсами стало создание на федеральном уровне Комиссии по модернизации и технологическому развитию экономики. 11 апреля 2011 года по итогам очередного заседания Комиссии Дмитрий Медведев утвердил соответствующий перечень поручений. Поручения предполагают существенные новации, в частности — это изменение нормативов финансового обеспечения на развитие материально-технической базы и кадрового потенциала образовательных учреждений при формировании государственного заказа на подготовку инженерно-технических кадров. Меняются также критерии оценки эффективности высших учебных заведений — вводится показатель, характеризующий трудоустройство по специальности выпускников вузов в течение не менее трёх лет после окончания обучения. Вновь идет речь об участии работодателей в формировании требований к специалистам инженерно-технического профиля, соответствующих приоритетным направлениям модернизации и технологического развития экономики России. Есть и еще два, на мой взгляд, важнейших поручения Правительству Российской Федерации, процитирую:

«… - разработать комплекс мер, направленных на повышение престижа инженерных профессий, а также привлекательности обучения по специальностям инженерно-технического профиля;

- при разработке образовательных стандартов среднего (полного) общего образования предусматривать включение в перечень требований к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы требований, направленных на их раннюю профессиональную ориентацию».

Почему лично я считаю эти поручения одними из важнейших? Попробую сформулировать.

Как гражданин России, депутат Законодательного собрания ЯНАО, наверное, как любой из сограждан я искренне хочу жить в благополучной, современной, успешной и богатой стране. В стране с равными стартовыми возможностями для всех, свободной от нищеты, разрухи, коррупции. В стране, где не падают самолеты, не разрушаются гидроэлектростанции, не горят леса, где дождь не смывает только что построенные дороги. В стране, которая динамично развивается, с сильной наукой, с сильной экономикой, ответственным бизнесом, эффективными чиновниками и адекватными политиками. Я инженер, и поэтому верю в созидательную силу научно-технического прогресса. Я искренне убежден, что именно инженеры могут стать и станут основой для модернизации нашего государства, нашей экономики. Но для этого:

а) у нашей молодежи должна появиться потребность в созидании, и понимание того, что именно инженеры преображают мир;

б) должно существенно возрасти качество инженерно-технического образования.

Подчеркну — среднего и высшего профессионального образования — уровень развития и автоматизации производства, использование малолюдных технологий, сложность используемого технологического оборудования предъявляют повышенные требования к квалификации работников. В этих условиях минимальным уровнем необходимой профессиональной подготовки даже для рабочих в таких организациях, как ООО «Газпром добыча Ямбург», является среднее профессиональное образование. Призывы к молодежи не получать высшее образование, на мой взгляд, корректны только в следующих случаях: не нужно пять лет учиться на менеджера или экономиста, чтобы потом стоять за прилавком или мыть полы.

Что происходит у нас на Ямале?

С одной стороны, вполне очевидна потребность в инженерных кадрах, как сегодня, так и в будущем. Проект освоения полуострова Ямал, «Урал промышленный — Урал Полярный», собственные стратегии развития предприятий малого ТЭК потребуют тысячи квалифицированных рабочих и инженеров. В частности, генеральная схема развития ООО «Газпром добыча Ямбург» до 2030 года предусматривает освоение новых территорий Ямала для добычи углеводородов, включая разработку месторождений, расположенных на акваториях шельфа. Потребность в персонале нашего предприятия (включая вспомогательный) в ближайшие 20 лет составит более 9 тысяч человек, при этом по основным группам профессий инженеров, специалистов и рабочих — почти 3 тыс. человек.

С другой стороны — региональный рынок труда, который не в силах удовлетворить потребности предприятий даже сегодня. Цифры говорят сами за себя — по состоянию на 1 января 2012 года коэффициент напряжённости на регистрируемом рынке труда Ямала составил 0,69. Другими словами, количество вакансий в настоящее время существенно превышает количество безработных. Если более внимательно изучить структуру безработицы, выясняется следующее — из числа безработных более 39% — молодежь до 30 лет, почти 40% — выпускники вузов. У меня нет точной информации о превалирующей квалификации данной категории безработных, но позволю сделать следующее предположение. В течение последних двух лет в адрес ООО «Газпром добыча Ямбург» от органов занятости поступали предложения рассмотреть возможность трудоустройства безработной молодежи. К сожалению, большинство из них обладает все теми же невостребованными гуманитарными специальностями — экономисты, менеджеры в области государственного и муниципального управления, логопеды, юристы и т.д. При этом наиболее востребованными на рынке труда ЯНАО являются профессии и специальности инженерно-технического профиля (в том числе машинисты различных установок, монтажники, электрогазосварщики, сварщики ручной сварки, водители автомобиля, слесари, электромонтеры, инженеры строительной индустрии и нефтегазового комплекса, каменщики, плотники, изолировщики, штукатуры и т.д.).

Как изменить текущую ситуацию?

Ответ очевиден — необходимо повышать престиж инженерных профессий, а также привлекательность обучения по специальностям инженерно-технического профиля. Причем не ждать, когда это сделают за нас федеральные чиновники, а самостоятельно — работодателям, региональным органам власти, образовательным учреждениям — всерьез подойти к проблеме профессиональной ориентации школьников.

Уже в течение двух лет «Газпром добыча Ямбург» создает и показывает в Новом Уренгое специальные профориентационные фильмы по ключевым инженерным и рабочим профессиям. В этих фильмах сами молодые специалисты рассказывают школьникам о причинах собственного профессионального выбора, об условиях и содержании собственного труда, о своих перспективах. Мы впервые за много лет после разрушения Советского Союза начали заниматься популяризацией инженерно-технического труда. Конечно, кардинальным образом ситуацию в СМИ наши действия не изменят — все федеральные телевизионные каналы переполнены красивыми историями про бандитов, полицейских, олигархов и чиновников. Но рассказать школьникам об основах процесса добычи газа, об условиях труда и жизни в вахтовых поселках, пробудить первоначальный интерес к производству у нас уже получается.

Еще один проект, связанный с профориентацией, — программа «Я выбираю специальность», которую мы разработали в 2010 году. Участники программы — ученики 8-11 классов общеобразовательных учреждений г. Новый Уренгой и пос. Тазовский Тазовского района ЯНАО.

Фактически программа заключается в комплексе профориентационных мероприятий, конкурсном отборе среди учащихся, сопровождении обучения в профильных образовательных учреждениях по востребованным в Обществе специальностям, прохождении производственной и преддипломной практики и последующем трудоустройстве участников программы в компанию.

На первом этапе наши главные специалисты совместно с кадровой службой выезжают в школы Нового Уренгоя и поселка Тазовский, где проводят презентацию самой программы. Каждый руководитель рассказывает о своем направлении деятельности в Обществе — добыча газа, автоматизация, механика, геология, энергетика и т.д. Причем не просто рассказывает, а объясняет, почему именно это направление деятельности является важным — для компании, для общества, для самого работника; каким образом в этой сфере молодой человек может реализовать собственный потенциал, каковы условия и содержание труда в рамках конкретной профессии. Более того, мы пытаемся работать на уровне ценностей — мы объясняем, почему мы считаем инженерные профессии более престижными и важными для социально-экономического развития государства, для роста благосостояния жителей России и Тюменской области.

Второй этап программы начинается с отборочного собеседования, которое направлено на определение общего уровня интеллектуального развития, профессиональных склонностей, оценки соответствия профессиональных предпочтений способностям. Для участников, которые успешно пройдут отборочное собеседование, мы организуем поездки на производственные объекты — на газовые промыслы, в вахтовые поселки, школьники посещают наши социальные объекты. После этого они проходят однодневную стажировку — в течение 4-х часов под руководством наших специалистов учащиеся на конкретных рабочих местах выполняют посильные для них задания, задают вопросы, вникают в специфику и содержание работы. Фактически на этом этапе школьники могут сделать осознанный выбор своей дальнейшей профессии — не на основе расхожих представлений и навязанных телевидением стереотипов, а через получение первичного профессионального опыта.

Далее мы организуем специальные конференции, в рамках которых участники программы под руководством наставников из числа молодых специалистов компании готовят сообщения по темам: «История газовой отрасли», «Корпоративная культура в Газпроме», «Социальные проекты ОАО «Газпром». Цель очевидна — вовлечь школьников в жизнь компании, заинтересовать и увлечь их нашими проектами.

Последние два этапа предполагают организацию практик, различные развивающие и оценочные мероприятия. Программа завершается трудоустройством участников в компанию.

Программа разработана в 2010 году, в настоящее время в рамках этой программы 41 студент-выпускник школ города Новый Уренгой и поселка Тазовский обучается в образовательных учреждениях по интересующим Общество специальностям (поступили в 2011 и 2012 гг.).

Конечно, результаты от внедрения этой программы мы увидим только через четыре года — когда первые выпускники придут в компанию. Но уже сейчас можно говорить о том, что мы смогли помочь небольшой части наших ямальских школьников сделать правильный профессиональный выбор.

Теперь о проблемах.

В рамках работы по программе «Я выбираю специальность» мы столкнулись с одной очень неприятной тенденцией.

В 2010-2011 гг. в программу было отобрано 78 способных школьников из Нового Уренгоя и пос. Тазовский. Половина из них откровенно признали, что возможность учиться по направлению от предприятия и последующее трудоустройство на наши производственные объекты для них, что называется, «запасной аэродром». При этом цель у большинства — остаться работать и жить в Москве и Санкт-Петербурге. Напомню, что речь идет о наиболее способной молодежи. В итоге из 78 участников программы только 41 решил связать в будущем свою судьбу с ООО «Газпром добыча Ямбург» и Ямалом. Остальные возвращаться не планируют.

При этом очевидна другая тенденция — постоянный и устойчивый миграционный поток из других, преимущественно южных регионов Российской Федерации, с иным культурным кодом, представлениями и ценностями. И совсем другим уровнем образования.

Таким образом, талантливая молодежь север покидает, а те, кто приезжает, фактически не готовы к полноценной интеграции в наши коллективы.

На мой взгляд, это серьезная проблема, которая требует очень внимательного изучения. Необходим ежегодный мониторинг целей, установок, профессиональных и жизненных планов выпускников школ. Это позволит понять причины, по которым многие школьники не хотят жить и работать на Ямале. Кроме этого, результаты мониторинга могут и должны стать основой для разработки органами местного самоуправления конкретных мер по повышению качества жизни для молодежи, а и более точной настройки работодателями социальных пакетов для молодых специалистов.

Второй вопрос — это качество профориентации.

Повторюсь, ситуация, когда менеджеры в социальной сфере, юристы и экономисты работают офис-менеджерами или продавцами-консультантами, означает буквально следующее — общественные и личные финансовые ресурсы, вложенные в их образование, потрачены зря.

Одна компания, даже настолько крупная, как «Газпром добыча Ямбург», не может изменить ситуацию в области профориентации молодежи. Полагаю, что нужна целевая региональная программа по профориентации наших учащихся. Здесь не надо, что называется, «изобретать велосипед» — можно использовать как отечественный опыт (преимущественно советского периода), так и зарубежный. К примеру, в Японии дети обязаны попробовать разные профессии — за школьные годы каждый ученик получает первичный опыт ознакомления с четырьмя десятками профессий. В итоге школьники делают осознанный профессиональный выбор, наверное, именно поэтому в Японии настолько успешна система пожизненного найма и столь высокая производительность труда. При этом многие наши соотечественники, к сожалению, слишком поздно понимают, что когда-то сделали ошибку, поддавшись либо на уговоры родителей, либо следуя модным, но зачастую ложным представлениям.

Очевидно, что правильно было бы вообще ввести отдельный предмет в школах — «мир профессий», выпускать по нему учебники, готовить преподавателей, в течение нескольких лет готовить наших школьников к последующей профессиональной самореализации. Наверное, эта задача невыполнима в рамках одного субъекта федерации. Но использовать лучшие мировые практики, а также тот опыт, который уже наработан крупными предприятиями в регионе, нам вполне по силам. Во всяком случае мы в ООО «Газпром добыча Ямбург» к этому готовы.

Ситуация, когда менеджеры в социальной сфере, юристы и экономисты работают офис-менеджерами или продавцами-консультантами, означает буквально следующее — общественные и личные финансовые ресурсы, вложенные в их образование, потрачены зря.

Нравится

Статьи по теме

№206 (4948)
20.11.2009
Александр Белов
ТЭКу откроют доступ к недрам
№157 (4660)
06.09.2008
Сергей ЧОРНЫЙ, Данил ХУСАИНОВ
Олег Андреев: “План ООО "Газпром добыча Ямбург" будет выполнен"

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"