28 февраля 2021     

Политика   

Фундамент государства требует укрепления

Не стало исключением и прошедшее в Кургане 9 октября совместное заседание Совета руководителей представительных органов муниципальных районов и городских округов Курганской области, комитета областной Думы по региональной политике и местному самоуправлению и правления ассоциации «Совет муниципальных образований Курганской области». В работе заседания приняли участие курганские, тюменские и свердловские депутаты разных уровней.

Общую ситуацию охарактеризовал председатель Курганской областной Думы Владимир Казаков. С одной стороны, сегодня органы местного самоуправления приняли на себя ключевые функции по обеспечению жизнедеятельности людей: функционирование жилищно-коммунального хозяйства, транспортное обслуживание, благоустройство территории, автодорожное хозяйство. С другой стороны, соответствия между финансовыми потребностями муниципалитетов для решения местных задач и предоставленными им доходами — нет. Полномочий, как правило, больше, чем финансовых возможностей. Глава сельского поселения сегодня обязан установить автоматическую систему оповещения населения при чрезвычайных ситуациях, но где он возьмет средства на такие новшества? Между тем закон вменяет ему такую обязанность, а прокуратура — контролирует ее выполнение.

При этом не секрет, что значительную часть доходов местных бюджетов составляют межбюджетные трансферты, а это, как отметил Казаков, «ограничивает финансовую самостоятельность муниципальных образований и ставит их финансовое положение в зависимость от размеров помощи из бюджетов вышестоящего уровня». «Главы муниципалитетов и местные Думы фактически утверждают не бюджет, а уже рассчитанную смету», — подметила Галина Артемьева, заместитель председателя комитета Законодательного Собрания Свердловской области по региональной политике и развитию местного самоуправления.

Масла в огонь добавляют отраслевые законы, в которых детализируются полномочия органов местного самоуправления.

— Многие из полномочий, закрепленных отраслевыми федеральными законами, даже не нашли отражение в перечне вопросов местного значения, определенных федеральным законом № 131. Например, Налоговый кодекс предусматривает при отсутствии банка обязанность приема денежных средств от граждан в счет уплаты налогов местной администрацией. В связи с сокращением банковской системы в сельских территориях это полномочие может привести к дальнейшему увеличению нагрузки на местные администрации. На органы местного самоуправления также возложен регистрационный учет граждан по месту пребывания и жительства при отсутствии органов миграционного учета, — добавил Владимир Казаков.

По его мнению, ситуация требует проведения на федеральном уровне инвентаризации отраслевого законодательства на предмет соответствия полномочий, закрепляемых за органами местного самоуправления, вопросам местного значения, обозначенным в федеральном законе № 131. И — «неукоснительного соблюдения статьи 83 Бюджетного кодекса, согласно которой при возложении на органы местного самоуправления новых расходных обязательств либо увеличении имеющихся одновременно должны определяться источники и порядок финансирования соответствующих дополнительных расходов».

Если городские администрации худо-бедно справляются с проблемами, в сельских поселениях вопрос этот стоит особо остро, ведь собственные доходные источники у них мизерные: очень низка доля местных налогов (маленькие зарплаты, отсутствие объектов для обложения налогами, миграция). Видимо, поэтому 10% глав здесь покидают свои кресла досрочно. Тогда возникает вопрос о дееспособности органов местного самоуправления. В России, по данным заместителя председателя Тюменской областной Думы, председателя президиума Совета муниципальных образований Тюменской области Виктора Рейна, 70% муниципальных образований таковыми не являются! «Поэтому правильнее говорить об отдельных элементах местного самоуправления», — считает Виктор Александрович.

И все же, по его мнению, большие деньги — не панацея от бед. Руководителям муниципальных образований необходимо искать резервы, наращивать свою налоговую базу. Так, в Тюменской области планируется проанализировать ресурсные базы всех 319 муниципальных образований, найти точки роста. Рейн привел в качестве примера собственный опыт: на посту мэра Ишима ему удалось за год увеличить собственные налоговые доходы на 15% — и затем из сверхплановых доходов вернуть определенный процент в местный бюджет. Появилась своя копейка! Но чтобы ее заработать, нужна инициатива! А это такая же проблема сегодня, как отсутствие разграничения полномочий и неадекватное финансирование. Конечно, со своей стороны государству необходимо мотивировать органы местного самоуправления на такие подвиги.

И определенные подвижки в этом направлении появились. Как рассказал Владимир Казаков, в настоящее время ведется работа по разграничению налоговых доходов и перераспределению их в пользу местных бюджетов. Для этого вносятся изменения в Налоговый кодекс и другие законодательные акты. Так, в Курганской области до 1 декабря 2012 года будет принят областной закон о введении патентной системы налогообложения. В нем есть норма о зачислении 100% доходов от налога, взимаемого в связи с применением патентной системы налогообложения, в бюджеты муниципальных районов и городских округов. Кроме того, в пользу местных бюджетов предусмотрено увеличение поступлений от единого сельскохозяйственного налога.

Правда, Галина Артемьева считает, что закрепление за местным бюджетом определенных налогов — только полдела. Скорее всего, эти средства будут направлены на текущие расходы муниципалитета: «А мы должны дать возможность муниципальным образованиям создавать свои фонды развития — на ремонт, реконструкцию, строительство и т.д.!» Для этого необходимо предложить муниципалитетам определенную часть неналоговых доходов…

Словом, проблемы у большинства органов муниципального образования типичные. Кроме низкого уровня собственных доходов, это нехватка квалифицированных кадров-управленцев, слабо развитая материально-техническая база, отсутствие четких стратегических целей и приоритетов в социально-экономическом развитии… Во многом решение этих задач зависит от совершенства законодательства о местном самоуправлении и его финансовых основах — об этом на заседании говорили почти все докладчики. Поэтому в резолюции заседания появилась строка о необходимости выйти с конкретными инициативами в Государственную Думу и Совет Федерации. В очередной раз.

комментарий

Виктор Рейн: Состоялся очень полезный разговор. Для Тюменской и Курганской областей развитие территорий — это, прежде всего, развитие села, определенные вложения в аграрное производство, решение кадровой проблемы. Когда люди увидят, что на село пришла цивилизация, что уровень жизни здесь поднялся до городского, они не только перестанут уезжать, но и начнут возвращаться.
Галина Артемьева: Сегодня важно добиться  того, чтобы наши предложения были реализованы на уровне Государственной Думы, поэтому необходимо отрабатывать общие позиции по местному самоуправлению. При этом мы должны активно вовлекать население в решение вопросов местного самоуправления. Наши земляки должны осознать свою гражданскую ответственность за жизнь муниципального образования.
Владимир Казаков: Действующее законодательство о местном самоуправлении требует реформ, поэтому наше главное желание — быть услышанными на федеральном уровне. Важно сдвинуть с мертвой точки спектр накопившихся вопросов и проблем и содействовать тому, чтобы наши муниципальные образования стали более самостоятельными и дееспособными. Без федерального центра, в одиночку в полной мере мы не справимся. Я благодарен нашим гостям из Тюменской и Свердловской областей, которые отметили, что в развитии местного самоуправления есть тенденции, не зависящие от бюджетной обеспеченности, — например, вопрос о перспективах развития сельских территорий. Мы не ставим точку в обсуждении проблем местного самоуправления, мы открыты в любое время.

Фото Сергея Русанова.

Нравится

Статьи по теме

№187 (5629)
19.10.2012
Алла Горелова
Централизация: лучшее средство от бюджетного дефицита?
№115 (5557)
06.07.2012
Алла Горелова
Под контролем дети… и муниципалитеты

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"