28 марта 2024     

Общество   

ВИЧ-наследство от мамы

Так же, как все?

Число ВИЧ-инфицированных беременных женщин растет: они все чаще планируют свою беременность, не отказываются от своих малышей, 86,6% из них следуют рекомендациям врачей, то есть проходят курсы химиотерапии, чем повышают шансы родить здоровых детей. Светлана Петрова, заведующая эпидемиологическим отделом областного СПИД-центра, обращает внимание на то, что многие женщины узнают о своем ВИЧ-положительном статусе только в женской консультации: таких из 945 дам в этом году выявлено 121. «Как видите, обследование на ВИЧ всех беременных вносит свой вклад в выявление новых случаев инфекции», — отмечает Светлана Владимировна.

«Но, к сожалению, остается немало пациенток, которые отказываются от химиопрофилактики, — добавляет врач акушер-гинеколог Нонна Абдухалимова. — И если прежде я долго и упорно убеждала малограмотных и не информированных в этом отношении женщин, то теперь приходится переубеждать образованных. В Интернете и по телевизору они почерпнули сведения о том, что такой проблемы, как ВИЧ и СПИД, нет. В это им почему-то проще верить, нежели доверять официальной информации врачей. Поэтому переубедить их невероятно трудно».

С 1999 года от ВИЧ-инфицированных женщин в Тюмени родилось 2418 детей (данные на начало ноября). Из них 609 нет еще и полутора лет, поэтому опровергнуть или подтвердить у них диагноз ВИЧ пока невозможно, они находятся под наблюдением педиатра. Полтора годика исполнилось 1809 малышам, у 123 из них вирус иммунодефицита подтвердился (остальные имеют отрицательный статус), и 79 человек (в том числе 45 детей из Тюмени) уже получают терапевтическое лечение. Как заверили в областном центре СПИД, проблем с лекарственным обеспечением взрослых и ребятишек в Тюменской области нет: необходимое лечение пациенты получают вовремя.

Ирина Вешкина, врач-педиатр центра, признается, что работа у нее такая же, как у любого ее коллеги из обычной поликлиники. Если раньше чаще приходилось общаться с неблагополучными семьями, то сейчас появились вполне ответственные родители, которые осознают необходимость предлагаемых врачом мер, строго следуют рекомендациям, не пропускают приемы.

Первому малышу, который родился в Тюмени от ВИЧ-инфицированной мамы, сегодня уже исполнилось 13 лет. Дети растут, взрослеют: одни уже ходят в школу, другие — в садик. «Как правило, родители не афишируют диагноз своих детей, — рассказывает Ирина Николаевна. — Хотя и случаев ущемления прав я не припомню. По крайней мере мне на это сейчас особо не жалуются». Некоторые ребята уже достигли возраста, когда они имеют право знать о своей болезни: чаще всего родители сами сообщают им об этом, пока не прибегают к помощи медиков, хотя законодательство позволяет такой вариант беседы.

О здоровье своих маленьких пациентов Ирина Николаевна говорит спокойно: если находиться под наблюдением, можно снизить риски, ведь у ВИЧ-инфицированных детей гораздо больше шансов подхватить инфекцию (тот же грипп, ОРВИ и т.п.) и болеть в тяжелой форме.

«Самое грустное в моей работе — это СПИД-диссиденты, родители, которые не признают проблемы ВИЧ. Такие мамы во время беременности отказываются от наблюдения, причем эта их позиция бьет рикошетом по детям, которых они не обследуют и, более того, кормят грудью. В итоге ребенок дважды рискует быть инфицированным: во время родов (вертикальный путь передачи) и во время грудного вскармливания», — делится Ирина Николаевна.

От мамы остался только ВИЧ

Среди маленьких пациентов СПИД-центра есть и малыши из Тюменского дома ребенка. За 12 лет здесь побывали 178 малышей.

— Первый малыш от ВИЧ-инфицированной матери к нам поступил в 2000 году, — рассказывает Наталья Мариненкова, главный врач Дома ребенка. — В 2001 году появились еще трое детей. Вначале нам, признаться, психологически непросто было принять ситуацию. Следовало обучить персонал мерам безопасности, но главное — донести до сотрудников: в быту такие дети неопасны, чтобы они перестали их бояться. К счастью, этот психологический перелом произошел.

Сегодня дети до полутора лет и те, у кого подтвержден диагноз ВИЧ, живут в отдельной группе. По своему образу жизни они ничем не отличаются от остальных воспитанников. У них такой же режим дня: занимаются с логопедом, проходят курсы ЛФК и массажа, посещают музыкальные занятия, праздники, ходят в цирк, театр, на прогулки по Цветному бульвару. Но помимо специалистов Дома ребенка за малышками наблюдают врачи из СПИД-центра.

Из 178 детей, что побывали в Доме ребенка, ВИЧ подтвердился у 16 человек. Сегодня в учреждении живут 5 таких ребят, и они получают комплексное лечение от ВИЧ. Прогноз у них вполне нормальный, главное, чтобы на своем пути они не встретили такую инфекцию, как туберкулез, который очень распространен среди ВИЧ-инфицированных, или других серьезных болезней.

— Если у ребенка, который родился от ВИЧ-инфицированной мамы, не подтверждается положительный статус ВИЧ, — продолжает Наталья Юрьевна, — мы переводим его в обычную группу и готовим к усыновлению. Правда, такие дети, как правило, имеют комплекс других отклонений. Хоть и говорят сейчас, что ВИЧ распространен не только среди наркоманов, но и вполне благополучных слоев населения, к нам все-таки поступают детки от матерей-наркоманок. Это значит, что ребенок перенес внутриутробную наркотическую зависимость и приобрел массу болячек — это перинатальная энцефалопатия, задержка умственного и физического развития, нарушения питания, речи, памяти, мышления и т.д. С такими детьми приходится много заниматься. Наша задача — так оптимизировать состояние их здоровья, чтобы ребенок мог обрести новых родителей.

Детей с подтвержденным диагнозом ВИЧ из Дома ребенка в семьи не брали. После четырех лет их переводят в детские дома или дома инвалидов Тюменского региона (в зависимости от патологии). А оттуда, по словам собеседницы, многие детишки уходят к приемным папам и мамам.

Кукушки без гнезда

Повторюсь: не менее 70% родительниц маленьких обитателей Тюменского дома ребенка — ВИЧ-инфицированные мамы-наркоманки. Каждая оставляет своего малыша не потому, что он, возможно, инфицирован. Причины у всех схожие: отсутствие мужа, работы, жилья, просто нежелание заниматься ребенком. Действительно, бывает, когда в учреждение к Мариненковой попадают дети от так называемых благополучных ВИЧ-инфицированных мам, которые заразились половым путем.

— Но я не могу, — говорит главный врач, — назвать их вполне благополучными: все равно у них что-то не в порядке в голове, раз они отказываются от своего дитя. Очень редко они мотивируют свой отказ выявленным у них ВИЧ (всего один-два случая), большинство строчит обычные отказы.

Более того, есть мамы, которые просто не понимают сути проблемы. В Доме ребенка были две такие женщины (одна из них — воспитанница северного интерната): денег на молочную смесь у них не было, а из-за отсутствия прописки и полиса они не могли оформить документы на бесплатное получение детского питания через поликлинику. Вот и стали кормить детей грудью, не отдавая себе отчета в том, что малыши могли быть и здоровыми…

У наших женщин, рассуждаем мы с Натальей Юрьевной, ментальность такая: их не заботит судьба ребенка, которого они носят под сердцем и от которого потом собираются избавиться. Даже если это здоровые мамы (не ВИЧ-инфицированные, не наркоманки), которые, имея двоих детей и мужа, пропустили срок аборта или передумали иметь ребенка: они не считают нужным идти в консультацию и вставать на учет, следить за состоянием здоровья новорожденного, проходить необходимые обследования! Что потом будет с этим человечком — их не волнует.

Но посмотрите американские и французские фильмы: женщины, понимая, что не смогут воспитывать ребенка, заявляют об этом социальным службам и различным общественным организациям. Они ответственно вынашивают младенца, вместе со специалистами подыскивая для будущего человека семью.

Есть такая наука — перинатология, изучающая состояние ребенка с момента зачатия до окончания первого месяца жизни. И ею уже сегодня доказано: любое волнение будущей мамы во время беременности непременно сказывается на ребенке, будь то мимолетное сомнение, женится ли избранник на ней или бросит, или закравшаяся мысль — оставить малыша или сделать аборт. Не исключено, что ребенок родится умственно сохранным и вполне здоровым, но у него могут появиться нарушения в психоэмоциональной сфере, он может быть неуправляемым или, наоборот, ведомым. Все нежеланные дети страдают, поэтому чем раньше такой ребенок попадет в семью, тем лучше.

Когда Наталья Мариненкова столкнулась в своей работе с ВИЧ-инфекцией, то ее больше всего поразило (и ужасает сегодня), что мамы таких детишек — молодые женщины! Казалось бы, они должны были знать об этой проблеме, ее последствиях, ведь большую часть своего свободного времени проводят у компьютера, а там достаточно информации о путях передачи и профилактики ВИЧ. Однако…

— Трое из этих мам уже умерли, одной было 26 лет, другой — 27, третьей — немногим больше 30, — горько констатирует Наталья Юрьевна. — Когда такие мамочки приходят ко мне, вижу, что они погибают. И мне обидно, что люди не могут взять себя в руки, что им некому помочь найти выход из этой ситуации, может быть, даже силой заставить лечиться…

123 ребёнка Тюменской области заразились ВИЧ-инфекцией во время беременности мамы, родов и грудного вскармливания. Пятеро малышей умерли: среди причин смерти — СПИД, острая ВИЧ-инфекция, сепсис.

Фото ИТАР-ТАСС.

Нравится

Статьи по теме

№215 (5657)
30.11.2012
Валерия Кабакова
Доброжелательность как лекарство
№63 (5271)
16.04.2011
Виталий Титов
Скажем СПИДу: «Стоп!»

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"