В нашей стране, как утверждают эксперты, от 8 до 10 миллионов пользователей Интернета в возрасте до 14 лет. Две трети детей, выходящих в Глобальную сеть, делают это без соответствующего присмотра взрослых. 40 процентов из них посещают web-страницы нежелательного содержания, у многих развивается интернет-зависимость и игромания.

Курс ЦБ РФ
сегодня USD78.1959EUR91.0599
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +23...+25 °C | |
Ханты-Мансийск | +23...+25 °C | |
Салехард | +13...+15 °C |
Общество
Дети в Интернете
Директор департамента образования администрации Тюмени Андрей Степанов, выступая на V Всероссийской научно-практической конференции «Специфика педагогического образования в регионах России, Тюменской области», дополнил информацию: в Интернете детей бродит в три раза больше, чем взрослых. Свыше 90% несовершеннолетних регулярно пользуются Сетью. Обычно ребенок попадает во Всемирную паутину в 10 лет, однако в последнее время этот возраст снижается.
В школах Тюмени, которые еще в 2006-м были подключены к Сети по высокоскоростным каналам связи, путешествие школьников по Интернету, по оценке Андрея Эдуардовича, контролируется достаточно эффективно, главное — ребят обучают безопасному интернет-поведению. При городском департаменте образования после выхода федерального закона о защите детей от вредной информации создан совет по регламентированию доступа к Интернету, который формирует черный список запрещенных сайтов, анализирует используемую информацию в Сети.
Наиболее проблемным остается интернет-пространство вне школы. Особое беспокойство вызывает легкий доступ школьников к нежелательным контентам, беспрепятственная «возможность получения ими неконтролируемой платной услуги путем отправления СМС». Поэтому Андрей Степанов сделал акцент на взаимодействии педагогов и родителей в обеспечении информационной безопасности детей.
Андрей Эдуардович подробно рассказал об опыте работы одного из учителей начальных классов 21-й тюменской гимназии. Один из классных часов она посвятила разговору с детьми о социальных сетях. Педагог говорила со своими третьеклашками доверительно, как мама. Вопросы задавала самые простые и безобидные: «Есть ли у вас друзья? Сколько их? По какому принципу выбираете? Где с ними знакомитесь? Где и как общаетесь?..» Одновременно фиксировала диалог на видеокамеру, чтобы после показать на родительском собрании. Ответы детей стали для многих пап и мам настоящим откровением…
Родители, резюмировал директор городского департамента образования, поняли, какая угроза нависла над их чадами, без родительского ока блуждающими по дебрям Интернета. Была сформирована рабочая группа, создан проект «Безопасность детей в Сети».
— Программы контроля установлены. Дети получили определенный запрет, ограничения: как непозволительно вольно вести себя на улице, так нельзя бесконтрольно находиться в Сети. При этом ребята осознали: их вины в получении «плохой» информации из Интернета нет… В итоге из 28 учеников класса, общавшихся в социальных сетях, осталось в «паутине» только три.
Этот пример был подан как тюменское ноу-хау и, видимо, как образец для подражания… Не берусь судить педагогов и их руководителей. Наверное, они достигли того, к чему стремились. Ради действительно значимой цели. Какой нормальный взрослый, тем более родитель, хочет зла ребенку? А то, что без соблюдения «правил игры» Интернет может превратиться из блага в свою противоположность и вместо удобного средства коммуникации стать угрозой здоровью и жизни наших детей, вряд ли кто-то станет оспаривать.
Но, зная на собственном родительском и профессиональном опыте, какими прямолинейными методами у нас порой выколачивается успех, опасаюсь: что-то сделано не так. Не тот урок дан детям… Сомневаюсь, что они еще когда-нибудь захотят доверить взрослым то, что думают. Скорее, лицемерно станут произносить то, что от них ждут и за что непременно поставят отлично.
Эту же щекотливость момента, как показалось, ощутили и другие участники конференции. Не случайно, взяв слово, проректор по научной работе и стратегическому развитию отрасли Тюменского областного института развития регионального образования Денис Трушников сразу заявил о своей позиции: помимо вреда Интернет может приносить много пользы. В частности, в деле стимулирования интеллектуальной активности школьников, повышения квалификации и самообразования педагогов. А директор ОТРК «Регион-ТюмГУ» Олег Урлапов заметил: если мы ограничиваем детям доступ к сетям, то необходимо предложить им альтернативу…
Лично мне близка точка зрения, высказанная задолго до «массированной атаки» на «плохой» Интернет директором 70-й школы Лидией Русаковой. О том, что никакими запретами проблему не решить, важно научить ребенка выбирать. Отделяя, так сказать, зерна от плевел…
После российские специалисты, заботящиеся о безопасности детей в Интернете, наравне с установкой в школах и дома «фильтров» на определенные слова — терроризм, эротика, секс, скинхеды, раздачей брошюр и листовок «запрещающего» характера стали брать за правило и совсем иные меры. И лишь недавно все начинания, похоже, скатились к сплошным запретам…
К слову, в некоторых зарубежных странах, например в Финляндии, никаких фильтров на Интернет в учебных заведениях вообще не ставят, но при этом уровень ИКТ-культуры и ИКТ-грамотности и у учителей, и у учащихся очень высок. Почему? Знатоки уверяют, тамошний цивилизованный образовательный процесс предполагает включение элементов ИКТ во все учебные предметы, а не только в школьную информатику, что и позволяет сообща, всему педагогическому сообществу формировать определенный уровень культуры подрастающего поколения.
Впрочем, подобный опыт есть и у нас в стране. В частности, «развитием информационной культуры школьников в новой технической и информационной реальности» много лет занимается финалистка конкурса «Учитель года России — 2012», учитель математики и информатики школы № 27 г. Ульяновска Елена Назарова.
Сегодня на человека со всех сторон льется мощный поток информации. На одном только YouTube загружено почти 250 миллионов сообщений на 48 часов вещания. И еще памятно время, когда этот популярный ресурс был буквально заводнен не интересными опытами по химии или физике, а сценами подросткового насилия, снятыми при помощи мобильника.
Ориентироваться в таком бурном, штормящем океане, особенно детям, все сложнее и сложнее. Налицо противоречие — между объемом информации и возможностями человека ее обрабатывать. Разрешить его можно, по убеждению Елены Александровны, именно за счет формирования информационной культуры.
Ульяновский учитель убежден: восприятие содержания Интернета будет адекватным, если у ребенка есть: какую информацию не стоит воспринимать, а какую — необходимо. При этом немаловажную роль играет не только внешний, но прежде всего — внутренний побудительный мотив, который движет человеком. Сформированная мотивация, по мнению Елены Назаровой, хорошая привычка.
Если говорить о социальных сетях, то они при всей неоднозначности отношения к ним позволяют четко выстраивать взаимодействие между всеми субъектами информационной деятельности — учениками, педагогами, родителями. К тому же дают возможность общаться со сверстниками из других городов, создавать в Сети совместные проекты. Впечатлил меня пример и другой подобной социальной практики, теперь уже московской, о которой рассказал во время недавних Губернаторских чтений академик РАН Алексей Семенов. Благодаря ему столичные школьники вместе со своими учителями и родственниками в режиме онлайн создают виртуальные дорожные карты с указанием автомобильных заторов, а главное — предлагают для мэрии идеи по облагораживанию городской среды.
Речь идет о ресурсах с той самой образовательной, информационной культурой, где есть место самому ребенку, где он — главный участник.
Один из основополагающих принципов, на которых строит свою работу Елена Назарова, — свобода… Но любая свобода, как известно, чревата рисками. Однако образованный педагог, по мнению Елены Александровны, сможет очертить рамки безопасной информации, отвечающей запросам современных школьников.
Многолетний опыт сотрудничества с учениками дает зримые плоды: во-первых, то самое вожделенное качество знаний, а во-вторых, успешную личность, свободно ориентирующуюся в меняющемся обществе. Это чрезвычайно важно, ведь наши дети формируют наше будущее.
Таков закон жизни: будущее поколение должно быть лучше предыдущих. Юные смогут сделать то, что не смогли мы. Их будущее, убежден педагог, будет успешным, но их личный успех зависит от успеха других.
Вслушиваясь и наблюдая за происходящим, утверждалась во мнении: все-таки правы те, кто уверяет, что достичь подлинной информационной безопасности невозможно, если заниматься одной лишь безопасностью. Следует идти много дальше…
40% российских детей, выходящих в Глобальную сеть, посещают web-страницы нежелательного содержания, у многих развивается интернет-зависимость и игромания.
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.