27 апреля 2024     

Общество   

Велите закладывать телегу зимой…

Вспомните начало девяностых: предприятия сокращали не только производство, но и людей, а тем, кто удержался за работу, зарплату задерживали на неопределённое время. В общем, надо было как-то выживать взрослым и чем-то кормить будущее страны — детей.

Из отечественной истории знаем: в тяжелое время многие пересаживались на «диету» из лебеды и крапивы. Но ведь минули те времена! И власти позаботились не только о выживаемости населения, но и о нелишней «копейке» в бюджете каждого, кто пожелает трудиться на земельных участках. По-честному (по очереди) достались мне 8 соток в Тюменском районе, в садово-огородном товариществе «Нива». Во владениях одной только «Нивы» находится около тысячи участков. А по соседству с этим товариществом прописаны еще «Фазенда», «Маяк», «Исток», «Лесник», «Подъем». В общем, не я одна «клюнула» тогда на возможность прокормить семью. Только вот… проглотить до сих пор не можем. И проблема заключается не в жалости собственных слёз и пота, коими обильно поливаем отведенные сотки: на черенки лопат, граблей, тяпок опираются, как на древко знамени раненые бойцы, все малоимущие «дачники» всех садово-огородных обществ. И всё же у нас особый случай…

Я писала в газету о нём несколько раз (последний см. «ТИ» за 10.07. 2009 г. — «Подъём! Вне расписания…»). Не «изобретаю велосипед» — цитирую старую, как наша проблема, истину: «Повезло тем пенсионерам-тюменцам, которые до своих земельных наделов добираются автобусным маршрутом. Пусть в тесноте, пусть в духоте, пусть падая в обморок, но они едут по удобному для них графику. А главное — БЕСПЛАТНО». Автобусы ходят и до Подъема, вернее сказать, до таблички с указанием направления, по которому можно топать версты четыре до своих участков. Владельцы автотранспорта преодолевают это расстояние минут за 10. Но большинство дачников — безлошадные пенсионеры. Им доступен только один вид транспорта — электричка: утром и в обед — туда, в обед и вечером — обратно. Опоздал? Твои проблемы.

Лично я уже привыкла к такому безвариантному расписанию. И даже не очень волнуюсь по поводу опоздания электричек. «Ну, задержалась она в обед из Тюмени (к примеру, как это было 5 августа 2012-го) часа на полтора, — подожду, постараюсь успеть хотя бы полить свой огород за оставшееся до обратной электрички время». Ожидания электропоезда на Подъёме несколько опасней: тебя, что называется, конкретно сдувают с платформы идущие навстречу друг другу два поезда (один из которых — твоя долгожданная электричка). В таких случаях «берёмся за руки, друзья, чтоб не пропасть поодиночке».

Дорога «по шпалам, блин, по шпалам, блин…» не менее безопасна. Что мешает избрать другой путь? Составы, которые, бывает, по нескольку дней перегораживают дорогу к «местам общественного пользования». Многие из нас являются свидетелями того, как по пути в железнодорожный магазин местное население (в том числе и дети) умудряется пролезать под вагонами стоящего состава. Им тоже кушать хочется! Не попытки повторить эти опасные трюки, а желание сократить время на обход «километрового» состава привело в 2008-м к трагедии. Цитирую давно опубликованный материал: «Люди вышли из электрички и полезли под вагон мирно стоящего состава. О том, что «вагончик тронется, перрон останется», дежурный по станции Подъём, разумеется, знавший о только что прибывшем электропоезде, не предупредил. Одной дачнице посчастливилось: она успела перекатиться из-под вагона в кювет. Другой, Липочке, пассажиры хором советовали вжаться в шпалы — переждать таким образом ход движущегося над ней состава. Третья — Валентина… Она «вжаться в шпалы» не смогла. Движущийся состав «отмолотил» ей ступню. Осталась инвалидом. «Естественно», по своей вине: кто её заставлял лезть под вагоны? Но иные безопасные переходы на Подъёме не предусмотрены».

Во время предвыборной кампании в областную Думу я рассказала этот случай кандидату в депутаты по Тюменскому району А. Крупину. И Александр Васильевич не забыл про него, став народным избранником: написал депутатский запрос в Тюменское отделение Свердловской железной дороги. Оттуда последовал ответ, изобилующий перечислением технических особенностей станции Подъём. Он содержал единственный выход из положения: дачникам нужно соблюдать требования безопасности — топать из вагонов до переезда. Такой ответ вызывал целую серию обыденных вопросов.

Представьте: из электрички на станции выходят… «тьмы и тьмы — не счесть!» И вся эта тьма движется (примерно) на полкилометра вперед — к переезду, чтобы потом, отмотав назад это расстояние, прибавив к нему примерно ещё километр, очутиться наконец на даче. Но самое интересное: эти полкилометра до переезда дачникам, в целях безопасности передвижения, «предписывалось», как логически вытекает из ответа, преодолевать опять же по… шпалам. А как иначе, если и на первом, и на четвёртом пути стоят составы? Мы между ними, как между молотом и наковальней. В общем, тогда было дано понять: железная дорога — это государство в государстве, и призвано оно перевозить государственные грузы. Читая этот ответ, сопоставила задачи жалких дачников с государственной задачей и перестала надеяться на лучшую долю. Но открытие дачного сезона 2012-го ознаменовалось… разрывом составов (и на первом, и на четвёртом путях). И этот разрыв соблюдался всё лето!!! Оказывается, можно чего-то добиться, если бить в набат. И такой совет я дала пенсионерам-дачникам Краснопёровой, Меньшиковой, Шанауриной, которые принесли в редакцию письмо с рассказом о том, как им приходится «лазить» под вагонами на станции Утяшево.

Если честно, то всякий раз, видя, как ко второй платформе Подъёма безопасно добираются дачники, хотелось кричать: «Это сделал с моей подачи депутат Крупин!» Отнюдь не скромность, а неоднозначная реакция дачников на мою публикацию «Подъём! Вне расписания…» не позволяли это сделать.

Более двадцати лет я пашу, как и все, на землях в «Ниве». До придания моему земельному участку подобия образа дачи ещё далеко — как те 2119 километров до Москвы. В общем, не успела, отдыхая на платформе, «расколоться» в том, что я — «тот самый журналист, который писал о Подъёме». Язык за зубами позволил мне услышать о своих творениях всю народную правду. Одни меня хвалили за правду, а другие ругали за то, что я их «выдала», рассказывая, как пенсионеры вынуждены бегать по вагонам электрички, скрываясь от контролёров и транспортной полиции. Среди этих «бегунков» — пожилая уже женщина, которая всю жизнь учительствовала в довольно престижной школе Тюмени. От своих детей знаю: отличный учитель! Но вот не случилось — не заработала она, как и сотни пенсионеров-дачников, звания «Ветеран труда», дающего право на 50%-ую скидку оплаты проезда в пригородном транспорте. Поистине золотыми, если полностью платить за каждый проезд в электричке, выходят для них огурчики и морковь, выращенные собственным трудом на дачном участке Подъёма.

В 2009-м, когда я писала тот материал, проезд от Тюмени до станции «Подъем» и обратно составлял 52 рубля. Даже если приходилось бывать (отрабатывать в поте лица) на своей даче три раза в неделю, то месячный минус из пенсии получался весьма приличным. Дорогое удовольствие! Однако «пустяк» по сравнению с той суммой, что требовалось выкладывать в 2012-м. Не позавидуешь тем, кто живёт в первом-втором-третьем микрорайонах областного центра. Я из их числа, и доподлинно знаю, что после нашей посадки в электричке уже не остается свободных мест. Проезд от пермяковского моста Тюмени (2143-й км) до станции Тюмень (примерно 2140-й км) обходится в 22 руб. Подчеркиваю: это — только до Тюмени. Едем дальше, до 2019-го? Приготовьте еще 34 рубчика! И столько же обратно. Итого 112.

Ни комфорт проезда (сидячих мест всем не хватает), ни качество обслуживания (несмотря на то, что к вагонным контролёрам добавились перронные плюс транспортные полицейские, которые не спешат сделать замечание выпускающим клубы табачного дыма в тамбурах) не улучшились. Но нововведения все же появились. Нам теперь продают два билета. Один от моста до Тюмени (или, как говорят проверяющие, до элитной станции), другой — до… Было дело: контролёры предлагали нам, микрорайоновским, оставив вещи, бежать во время стоянки электрички в кассу этой самой «элитной станции» за билетом на дальнейшее следование. Ага, разбежались! Мы ж не дураки, понимаем: здесь что-то не то…

Поразмыслили и, кажется, нашли причину. «Не то» — в номерах одного и того же электропоезда. К примеру, от Екатеринбурга до Тюмени он идёт под одним номером, от элитной станции до Войновки — под другим. Тем, кому доступна только одна электричка, номера выбирать не приходится. Слава Богу, что на Подъёме втиснулся в давно переполненный вагон и едешь. Для чего мне выходить в Тюмени, если я могу (через несколько минут стоянки) на той же самой электричке (пусть с другими номерами) доехать до своего Подъёма или обратно — до 2143-го км? В общем, километровая очередь из дачников с «промежуточных» километров на элитной станции не выстроилась. Билеты нам стали продавать прямо в вагонах. По две «штуки» на одно лицо.

Ой, да нам, ветеранам труда, на кого распространяется льготная (50%) стоимость проезда в электричке в пределах области, еще повезло! Финансово накладнее тем ветеранам, что обрабатывают земельные участки на Кармаке или в Талице, приписанных к Свердловской области. Им, следуя в одной и той же электричке, приходится покупать аж три билета. Последний — отнюдь не по льготной цене. С завистью и горьким сарказмом перечитывают они объявления, развешанные в вагоне свердловской электрички (а для нас другой нет) о том, что правительство соседней области на период весенне-летних и осенних дачных работ вводит льготный (50%) проезд на электропоездах ДЛЯ ВСЕХ, достигших пенсионного возраста. А мы — тюменцы, как поётся в старинной песне, «не здешние, приезжие, приходу не того».

Ларчик с хитростью о двойных билетах открылся неожиданно — в ответе генерального директора акционерного общества «Свердловская пригородная компания» Е. Савостина (от 24.08.2012-го, К-1229) на просьбу дачников пересмотреть новые тарифы. В этом ответе сказано: «Стоимость проезда для пассажиров в пригородных поездах во всех регионах определяют местные власти». И дальше — ссылка на постановление правительства Тюменской области от 26.03.2012-го. Нашла этот документ. Согласно ему, предельные максимальные тарифы на услуги перевозки пассажиров железнодорожным транспортом в пригородном сообщении на расстояние до 5 км составляют 22 рубля. От 6 до 15 километров — 24 руб., от 16 до 25 — 34 руб. Отнимем от нашего «микрорайонского» 2143-го км 2119-й (Подъём) — получается 24… Но железнодорожникам «объединять» дачные километры невыгодно. Может, поэтому одну и ту же электричку они «разбивают» на разные номера?

Поговаривают, что в нынешнем году стоимость проезда в электричках опять подорожает…

Я не вернулась бы к писаной-переписанной (не только мной и не только в газете «ТИ») проблеме дачников с Подъёма, если бы однажды перед пленумом областного Совета ветеранов, посвященного вопросам соцподдержки пенсионеров, их самозанятости (а это государственная программа!), не удержалась — задала вопрос представителю Тюменского городского Совета ветеранов Л. Корепановой: «Скажите, а пенсионеры Тюмени, дачи которых находятся в Тюменском районе, они — чьи? Кто должен их поддержать социально? Ведь сил нет смотреть, как пожилые люди вынуждены бегать по электричке от контролёров?» «Наши!» — ответила Лилия Константиновна. И не отреклась от своих слов. На днях позвонила: «Дайте список тех, кому нужно помочь. Мы передадим их в областной департамент соцразвития». Такие списки (по идее) должны быть у тех, кто отвечает за реализацию программы по самозанятости и самообеспечению населения, у начальства, отвечающего за садово-огородные общества.

А у меня списков нет. Есть больная проблема. Вот я и повторяюсь. И уже не в первый раз выхожу с предложением: если нет возможности «побороться» с ценой билета на электричку, «если тюменские городские законодатели не найдут возможным вернуть пенсионерам льготы на проезд в поездах пригородного сообщения (такие раньше были!), то, быть может, городская власть сможет решить вопрос об автобусных перевозках дачников до Подъёма. У людей должен быть выбор: на чём и в какое время приезжать на свою «фазенду». Предложение это уже не кажется утопией, ведь рядом с Подъёмом прописался Молодёжный посёлок, с которым налажена автобусная связь. Можно продлить маршруты рейсовых автобусов? Транспортные потоки при этом наверняка не пересекутся: старики из Тюмени — на дачу, молодёжь — в город, на работу. И всё путём, а главное — по-людски».

Слова эти взяты в кавычки потому, что опять сама себя цитирую. Вернее — свой материал четырёхлетней давности «Подъём! Вне расписания…» За это время (не считая разрыва составов, но кто гарантирует, что этот «пробел» и нынешним летом сохранится?) ничего не изменилось. Кроме цен за проезд в электричке. Ах, да: опять, благодаря Лилии Константиновне Корепановой, появилась надежда…

52 рубля составляла стоимость проезда на электричке от Тюмени до Подъема и обратно в 2009 году. Пустяк по сравнению с той суммой, что пришлось выкладывать в 2012-м. В 2013-м грядет повышение?

Нравится

Статьи по теме

№122 (4864)
10.07.2009
Наталья Тереб
Подъём! Вне расписания...

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"