19 апреля 2024     

Общество   

Две половинки одной звезды

Звезду Владилен Степанович, тогда первый секретарь Заводоуковского райкома партии, получил в 1972 году. Было ему на тот момент всего сорок лет.

К слову, Героев Соцтруда — партийных работников в нашем краю всего двое: Василий Бахилов (первый секретарь Сургутского горкома КПСС с 1960-го по 1970-й) и Владилен Смирнов.

— За что получил награду? За показатели в сельском хозяйстве Заводоуковского района, где проработал десять лет, — коротко ответил Владилен Степанович. Он очень неохотно пускал нас в закулисье своей насыщенной событиями жизни, предпочитая ссылаться на цифры. Дескать, пусть говорят сами за себя.

«Совхозы и колхозы района засыпали в закрома страны 49 тысяч тонн зерна, или по тонне с каждого обмолоченного гектара, 7700 тонн картофеля. За два года выполнены три годовых плана продажи зерна. К декабрю район завершил выполнение годовых планов продажи государству всех видов продукции животноводства… В Заводоуковском районе на 10 тысячах гектаров, или на пятой части посевов зерновых и зернобобовых, выращен и собран средний урожай выше 30 центнеров… В целом по району урожайность зерновых составила 22,5 центнера с гектара» — сообщалось в одном из номеров «Тюменской правды» за 1972 год.

Заводоуковский район того времени с завидной регулярностью получал переходящие красные знамёна ЦК КПСС, Совета Министров СССР, ВЦСПС, ЦК комсомола. Очередным знаменем отметили и эти заслуги. Возможно, такой наградой и ограничились бы. Но… всё сложилось иначе.

— История это известная, — рассказал Владилен Степанович. — Борис Щербина, первый секретарь Тюменского обкома партии, поручил отобрать три района области. Лучшие показатели были у Заводоуковского. Потому на меня и подали документы на присвоение звания «Герой Социалистического Труда».

— Мне кажется, ты допустил неточность. Звезду тебе дали за десять лет беспросветного труда в сельском хозяйстве, — включилась в неспешную беседу Нина Илларионовна, супруга нашего героя, и, обернувшись ко мне, добавила штришок к портрету: — Он человек честолюбивый. Если за что-то берётся — делает на совесть. Потому и Заводоуковский район оказался в передовиках, обогнав по показателям Исетский, Ялуторовский, Тюменский.

— Успех тогда был налицо. И всё же мы не ожидали и мысли не допускали, что его наградят, — призналась. — И вот — такая радостная новость. В 1972-м мы получили более ста телеграмм со всего Советского Союза. Присылали их знакомые и незнакомые люди. А сколько было звонков?! И не сосчитать… Этот запомнился. Когда о присвоении звания стало известно, позвонил Борис Щербина, сказал: «Поздравляю с наградой мужа! Половина звезды — ваша…»

— Думала, Героями Соцтруда становились рабочие, колхозники… — рискнула высказать предположение.

— Не только, — возразила Нина Илларионовна. — Ими становились и художники (Мартирос Сарьян, Александр Дейнека), писатели (Михаил Шолохов, Леонид Леонов), композиторы (Дмитрий Шостакович, Александра Пахмутова)… Получали звание и партийные работники. Сельские первые секретари и председатели райисполкомов — трудяги, каких поискать. Они тянули тяжелейший воз, поднимали и развивали сельское хозяйство. Я нисколько не преувеличиваю.

— Те десять лет, что мы жили в Заводоуковске, дались нашей семье нелегко, — вспоминала собеседница. — Я с маленькими детьми сидела. Муж сутками пропадал на работе. Только домой приходил — звонил телефон. Значит, опять должен был куда-то бежать, разбираться с проблемами. Их, поверьте, хватало! То кому-то не удалось купить билет на автобус, то несколько домов без тепла осталось… Кто мог разобраться в ситуации? Первый секретарь райкома. К нему и обращались. Он срывался с места, чтобы выяснить причину. Нет тепла — запили кочегары. Вызвал милицию, которая развезла их по домам. А сам собрал другую бригаду, доставил на кочегарку… При такой работе покоя не было! Все её «прелести» мы ощутили на себе. По хозяйству справлялась с сыном и дочкой своими силами: отца не беспокоили. В уборочную, сенокос дети его не видели по нескольку дней. Уезжал в шесть утра, возвращался после полуночи.

— Оценивался такой труд по достоинству? — не удерживаюсь от вопроса.

— Я работала завучем в школе в Заводоуковске — получала столько же, сколько и муж, первый секретарь райкома партии, — снова берёт слово Нина Илларионовна. — Чтобы летом с ребятами съездить на родину, в Рязанскую область, приходилось затягивать пояса… Да разве кто в это верил? Приехала как-то к родным, с воодушевлением делилась новостями, что зимнюю дачу строим. И что услышала в ответ: «Знаешь, Нина, сказки не рассказывай! Мы знаем, как начальники дачи строят. Для них всё — бесплатно…» Меня это оскорбило до глубины души! Всё добро своим трудом нажито. У нас до сих пор хранится пакет со всеми документами на покупку сруба, гвоздей… Он, — кивает в сторону мужа, — щепетильный до наивности.

Ответственность, стремление делать порученную работу на совесть отличали Владилена Степановича с юности. Ему доверяли — потому избирали секретарём комсомольской организации школы, членом бюро райкома комсомола. Получив аттестат, он дальше пошёл по карьерной лестнице: два года работал там вторым секретарём, затем год — в аппарате обкома. На этой, политической, дорожке и повстречал её, свою вторую половинку.

— Мы вместе учились в Москве, в Центральной комсомольской школе при ЦК ВЛКСМ. Кстати, оба закончили её с отличием, — заметил Владилен Степанович. — Нина Илларионовна приехала в столицу из Рязанской области, я — из Тюменской. В Москве и поженились.

— Слава с первого курса рядом со мной сидел на лекциях. Год встречались, ходили, держась за руки, — улыбнулась Нина Илларионовна. Как и в юности, она называет мужа Славой. Как и в юности, они поддерживают друг друга. Огонёк чувств сохранили, несмотря на невзгоды и трудности. Их выпало немало…

Из Москвы в Тюмень Смирновы вернулись уже втроём, с шестинедельным ребёнком на руках. Главу семьи взяли в аппарат обкома комсомола. А в начале 1957 года избрали первым секретарём горкома комсомола. На этой должности проработал пять лет.

— Мы облагораживали город, проводили различные мероприятия… — Владилен Степанович с удовольствием вспоминал о былых временах, когда Тюмень была ещё деревянной, а в городе стараниями комсомольцев-добровольцев появлялись парки и скверы, устраивались праздники для молодёжи. Делу, как известно, время, но и для потехи должен быть час.

В 1961 году наш герой решил попроситься на партийную работу. Пожелания в обкоме учли — направили активиста в Ялуторовск.

— А мы только в Тюмени обжились, квартиру получили. Пришлось всё бросать — и ехать в Ялуторовск, — продолжил свой рассказ собеседник. — Там едва освоились, в 1965-м меня отправили председателем райисполкома в только появившийся Заводоуковский район. Уточню: он был образован на основании Указа Президиума Верховного Совета РСФСР от 12 января 1965 года.

— Можно было отказаться, работать и жить в одном месте?

— Да, можно… Но мы не отказывались: так воспитаны. Сказали: «Надо!» — значит, делали, не задавая лишних вопросов.

— В Тюмень вы как вернулись?

— Тут уж я за женой поехал, — улыбнулся в ответ. — Она у меня учительница. Работала в школе в Ялуторовске, Заводоуковске — и завучем, и директором школы. Закончила аспирантуру, защитила диссертацию. Её пригласили в Тюменский госуниверситет, на должность доцента кафедры педагогики и психологии.

— Мне надоело, что муж всё время в разъездах, — объяснила свой выбор Нина Илларионовна. — В Заводоуковске, к примеру, такая картина: комбайнёры работают в поле до пяти утра, Слава — с ними… Кроме того, три года подряд меня звали в университет. Хотелось поработать по специальности.

— Решили ехать в Тюмень, — подхватил нить разговора Владилен Степанович. — Что делать дальше? Я обратился к Богомякову: «Геннадий Павлович! Надо…» Он пошумел, поворчал, но отпустил. В Тюмени меня избрали первым секретарём райкома партии. Три года проработал. А потом, по предложению того же Геннадия Богомякова, стал начальником Тюменского областного управления профтехобразования. Когда мне исполнилось шестьдесят пять, ушёл в отставку. После семь лет проработал в Запсибколледже заместителем директора по научно-методической работе. Итого трудовой стаж составил 54 года.

— Что касается наград. Вот они… — раскрывает заветную коробочку Владилен Степанович. — Когда работал в сельском хозяйстве, получил две серебряные медали ВДНХ СССР. Одна — за Заводоуковский район, другая — за Тюменский. В 1967 году получил орден «Знак Почёта», в 1971-м — орден Трудового Красного Знамени. В 1995-м стал заслуженным учителем профтехобразования России. Но награды и звания — не цель жизни. Главное — чтобы дети и внуки выросли достойными людьми. Тогда понимаешь: жизнь прожита не зря…

О детях и внуках супруги Смирновы рассказывают с особой гордостью. Старшая внучка Ольга — профессор университета в Северной Каролине. Живёт в Америке, но от российского гражданства не отказывается, чтобы иметь возможность часто бывать на родине. Сын, Виктор, — капитан II ранга, старший помощник командира атомной подводной лодки. 22 года отслужил на подводных лодках. Когда их стали резать на металлолом, ушел в отставку. Не выдержал. Сейчас пишет книги философско-религиозного, исторического содержания. Не так давно вышла в свет шестая — «Венец и меч». Но это — хороший сюжет для другого материала…

Фото Сергея Киселёва и из семейного архива Владилена Смирнова.

Нравится

Статьи по теме

№11 (5688)
24.01.2013
Людмила Запрудина
Ничто в жизни не даётся без большого труда
№1 (5678)
10.01.2013
Александра Бучинская
Трудовой порыв длиною в жизнь

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"