26 апреля 2024     

Общество   

Школа — территория толерантности

О том, что эта тема актуальна и своевременна, можно было судить по количеству людей, принявших участие в круглом столе, который провела председатель комитета Думы Югры по социальной политике Наталья Западнова. Причем это был уже не первый разговор, который состоялся с участием депутатов окружного парламента, представителей органов исполнительной власти разных уровней, общественных организаций и руководителей профильных департаментов.

На аналогичном круглом столе, состоявшемся год назад, были даны рекомендации по улучшению работы с детьми мигрантов в образовательных учреждениях. К тому же за минувший год заметно изменилось и миграционное законодательство. Так что пришло время узнать, а какова же ситуация на начало 2013-го?

Ведь в округе проживают представители более 125 национальностей, а из-за своей экономической привлекательности в Югре наблюдается повышенная интенсивность миграционных потоков в обе стороны, как прибывающих, так и выбывающих. По данным УФМС России по Ханты-Мансийскому автономному округу, в 2012 году было зарегистрировано 183068 граждан РФ, снято с регистрационного учета 171384 жителя округа (172770 и 161274 чел. соответственно в 2011 г.). Причем из других субъектов РФ в округ прибыло 40537 граждан, из-за пределов страны — 1915.

В основном мигранты приезжают из Уральского, Приволжского и Северо-Кавказского федеральных округов. На 1 января 2013 года в округе находилось 44487 иностранных граждан, около половины из них — это те, кто работает по трудовому договору с юридическими лицами. 6715 иностранцев проживало на этой северной территории временно.

Важной оказалась не только информация о миграционной ситуации в округе, но и проведенные коллективом ученых под руководством профессора Сургутского государственного педагогического университета Гарольда Зборовского социологические исследования, которые касались непосредственно проблем обучения детей мигрантов в округе, их приема в школу, вхождения в коллектив класса, взаимодействия со сверстниками и учителями, языковой адаптации, а также влияния семьи на образовательный процесс.

«Много социологических исследований проводится в стране, — сказал Гарольд Зборовский. — Но касающихся детей мигрантов было всего три. Наши исследования в Югре продолжались полтора года. Их результатом стал выпуск книги-монографии, которая номинирована на конкурс «Лучшая монография 2012 года».

На начало 2012-2013 учебного года число детей иностранных граждан, обучавшихся в школах Югры, составляло 2524 человека, или 1,5% от общей численности учащихся округа. Больше всего детей из семей иностранных граждан отмечалось в школах Сургута, Нижневартовска, Ханты-Мансийска и Нягани. По национальности — азербайджанцы, киргизы, украинцы, армяне, молдаване, казахи, белорусы и грузины.

Причем почти 87% из них владели русским языком, больше 16% детей знали его слабо и 1% учащихся совсем не знал. Ежегодный мониторинг, который осуществляется окружным департаментом образования с 2009 года, показывает, что число детей, не владеющих совсем или слабо владеющих русским языком, сохраняется в пределах 400 человек.

В 2011 году в двенадцати общеобразовательных учреждениях восьми муниципалитетов Югры, в которых обучалось наибольшее число детей мигрантов, началась реализация проекта «Школа адаптации», который был призван помочь детям преодолеть языковой барьер, ускорить их социальную адаптацию, обеспечить психолого-педагогическое сопровождение. Согласно этому проекту в учебные планы включено большее количество часов на изучение русского языка, организацию индивидуальных и групповых занятий по чтению, даже совместных уроков с родителями.

По данным исследований, у 27% детей мигрантов есть проблемы в языковой адаптации. Причем среди причин отмечалось то, что в семьях мигрантов не разговаривают на русском языке, в школах не было дополнительных занятий по русскому языку, достаточного общения со сверстниками и возможности заниматься с репетитором.

«В ситуации, когда родители не понимают роли семьи в формировании языковой культуры ребенка для его адаптации и интеграции в русскоязычную среду и продолжают говорить дома только на родном языке, — отметили ученые, — большая ответственность возлагается на школу, поскольку увеличивается значимость общения во время уроков и занятий продленного дня».

Казалось бы, живя в России, все граждане вне зависимости от национальности должны знать общегосударственный язык. Но русский нередко плохо знают не только дети иностранных граждан, но и дети мигрантов из Северного Кавказа. А происходит это оттого, что родители детей-мигрантов сами не владеют на достаточном уровне русским языком. Как отметили исследователи, умение родителей взаимодействовать на бытовом уровне или в профессиональной среде, не требующей высокой квалификации, еще не создает предпосылок для формирования языковой культуры, адекватной новой социальной среде страны приема. Кроме того, родителям далеко не всегда понятна значимость уровня языковой культуры ребенка для эффективности его образовательной деятельности и продолжения дальнейшего обучения в профессиональных образовательных учреждениях средней и высшей ступени.

— Мы уже обсуждаем эту тему во второй раз, — сказал депутат окружной Думы Александр Сальников. — И понятно, что это проблема не одного дня.

Пока более 56% родителей-мигрантов не видят потребностей ребенка в дополнительной помощи в освоении русского языка. Как и нет у них особого стремления наладить контакт с учителями общеобразовательных школ, воспитателями дошкольных учреждений, педагогами дополнительного образования.

К чему это может привести? Есть опасения, что дети мигрантов, находясь в школе, могут просто объединиться по национальному признаку и таким образом фактически противопоставить себя местному населению. А это может обострить и без того большой комплекс социальных проблем, с которыми сталкиваются мигранты. Вот почему в учительской среде отрицательно относятся к необходимости создания школ русского языка, к организации мигрантских школ и подобных классов.

«В том, что детей мигрантов надо учить русскому языку и адаптировать их в наше общество, сомнений нет, — говорит уполномоченный по правам человека в Югре Александр Сидоров. — Есть хороший материал исследований, и должны быть сделаны правильные выводы, подкрепленные соответствующими решениями. Тогда наш округ станет еще более привлекательным, и не только в экономическом отношении. Наша территория нуждается в трудовых ресурсах, и без мигрантов не обойтись».

А вот среди школьных педагогов нет единого мнения в вопросе, должна ли школа заниматься языковой адаптацией детей мигрантов. Как показали исследования, меньше половины педагогов считают это обязанностью школы. Скорее всего из-за того, что нет готовых кадров, способных работать с детьми-мигрантами. Хотя для преодоления языкового барьера уже активно используется практика педагогов-носителей родного языка (азербайджанский, таджикский, лезгинский и другие языки).

В учебных программах нет достаточного количества часов, выделяемых на занятия по русскому языку. А захочет ли учитель тратить свое личное время на дополнительные занятия, если этот труд не оплачивается? Это еще одно подтверждение того, что нечетко проработана необходимая для таких общественно значимых процессов нормативно-правовая база.

Конечно, помочь школе должны и учреждения культуры, дополнительного образования, национальные диаспоры, то есть территорией толерантности должна стать не только школа, но и само общество.

В 2011 году в двенадцати общеобразовательных учреждениях восьми муниципалитетов Югры, в которых обучалось наибольшее число детей мигрантов, началась реализация проекта «Школа адаптации», который был призван помочь детям преодолеть языковой барьер.

Фото ИТАР-ТАСС.

Нравится

Статьи по теме

№148 (5590)
24.08.2012
Виталий Титов
Нужные мигранты
№99 (5541)
14.06.2012
Алла Горелова
Зачем мигранты, когда есть свои безработные?

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"