24 апреля 2024     

Культура   

Русский баян с французским прононсом

Человек жив, пока о нем помнят. Предать забвению имя Григория Андреевича Ульянова невозможно. Он воспитал целую плеяду музыкантов, щедро делясь с каждым из них своим талантом педагога, исполнителя, композитора. В них, своих детей, он вкладывал частицу души. Они называли его «папой Гришей», которому можно было доверить личные тайны, поплакаться в жилетку…

Сегодня его ученики сами, что называется, с именем. Достаточно назвать некоторых из них. Владимир Костылев, бессменный руководитель народного коллектива песни и танца «Сибирь» поселка Боровский, заслуженный работник культуры РФ, обладатель правительственной награды — ордена Дружбы народов; Олег Лавров, долгое время бывший руководителем ансамбля «Калинка» системы профтехобразования, выдающийся аранжировщик, разработавший свою теорию инструментовки; Виктор Герасимов, заслуженный артист РФ, лауреат международный конкурсов, профессор Челябинской государственной академии культуры и искусств; Лариса Хоменко, заслуженный работник культуры РФ, доцент Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий. И этот список можно продолжать до бесконечности. Главное в том, что все они трепетно хранят память об Учителе и продолжают его дело.

Так, вскоре после его ухода по инициативе Ларисы Михайловны, возглавлявшей в то время методобъединение при городском комитете по культуре, был выпущен в свет сборник песен Григория Ульянова «Не в саду сиреневом». Комитет профинансировал, а Игорь Бетехтин, ученик Ларисы Хоменко, музыкальный «внук» Григория Ульянова, по окончании Уральской консерватории ставший директором Ассоциации баянистов и аккордеонистов Урала, осуществил задуманное. В 1997 году Лариса Хоменко вышла на комитет с очередной инициативой — об учреждении конкурса имени Григория Ульянова. Комитет инициативу поддержал, конкурс состоялся. Тогда он имел статус первого открытого городского. Второй по счету прошел в 2001-м году, именовался региональным. Затем последовала долгая пауза: в комитете менялись люди один за другим, методическое объединение «приказало долго жить». Но учеников Ульянова так просто не возьмешь! Они не сдаются. Спустя более чем десять лет Ларисе Михайловне удалось возродить традицию. Правда, пришлось походить по кабинетам руководителей городских и областных структур. В 2012 году прошел городской открытый конкурс, а в 2013-м он уже приобрел международный статус. Организатором его выступила школа искусств «Гармония» при поддержке Тюменской государственной академии культуры, искусств и социальных технологий, областной Думы, сети магазинов «Музыкальный арсенал». Мероприятие прошло в рамках открытого форума искусств «Ступени к мастерству» и проекта «Народа звонкая душа». Спонсорскую помощь оказали ООО «ЛУКОЙЛ — инжиниринг», «КогалымНИПИнефть», фонд «Мир талантов». На конкурс съехалось более восьмидесяти участников, жюри представляли авторитетные люди в лице его председателя, заслуженного артиста РФ Виктора Герасимова, а также членов комиссии: лауреатов международных конкурсов, профессоров творческой школы «Мондор — Бурбуль» (Франция) Доминики Эморин и Романа Жбанова; лауреата международных конкурсов, профессора Уральской государственной консерватории Инессы Гареевой; доцентов ТГАКИиСТ Ларисы Хоменко и Ольги Чувашовой; профессора кафедры народных инструментов академии Александра Шешукова. На сцене же выступали «внуки» и «правнуки» Григория Ульянова.

— Лариса Михайловна, столько потрачено сил, времени, нервов для проведения конкурса. Ради чего все это? — обращаюсь к Хоменко.

— Прежде всего ради повышения профессионального мастерства, усиления интереса к выбранной специализации. А еще — это память. Он же дал нам жизнь, наш папа Гриша! И мы не вправе его забывать. Это имя должно звучать, вдохновлять потомков на благое дело, направленное не только на самореализацию молодых музыкантов, но и на воспитание хорошего вкуса как у них самих, так и у зрительской аудитории. Ведь все реже со сцены звучит качественная музыка, зачастую нас «кормят» полублатными, дешевыми песенками под общим названием «эстрада», «шансон». К слову, понятие «шансон» не совсем правильно трактуется нашими деятелями от культуры. В оригинальной интерпретации — это французская народная песня, а также песня, исполняемая в том или ином жанре, от многоголосной эпохи Возрождения до современной эстрадной из репертуара шансонье.

— Слушая профессионалов-исполнителей на русских народных инструментах, поражаешься многообразию музыкальной палитры, огромному потенциалу баяна, аккордеона, домры, балалайки… Им подвластны популярная, оригинальная музыка, классика и даже джаз. Кто бы мог подумать, что наш баян так популярен в Европе? Кстати, каким ветром занесло в Тюмень именитых французов?

— А это я их пригласила.

— Откуда такие связи?

— Об этом дуэте «Москва — Париж» слышала ранее. Молодая французская семейная пара Доминика Эморин и Роман Жбанов — лауреаты международных конкурсов, в частности в Клингентале, немецком городе, находящемся на границе с Чехией. Познакомилась с ними поближе во время поездки во Францию, вместе со своей ученицей Дарьей Маркиной. Она учащаяся второго курса Тюменского колледжа искусств при академии культуры, искусств и социальных технологий. В прошлом году мы с ней съездили на Международный конкурс в Челябинск под названием «Кубок Фридриха Липса», народного артиста России, профессора Российской академии музыки имени Гнесиных, Там моя девочка заняла 1-е место и получила приз — сертификат на стажировку в творческой школе Мондор — Бурбуль, который ей вручил от имени французской делегации Роман Жбанов. Мне как педагогу тоже был вручен квалификационный сертификат. Так мы оказались во Франции. Дарья играла в концерте, где имела большой успех, занималась с профессорами. Кстати, она уже «правнучка» Григория Андреевича Ульянова, ученица моей ученицы, преподавателя специализированной школы «Лира» Марины Дробининой. Поездка оставила неизгладимое впечатление. При отъезде меня осенило: неплохо было бы пригласить эту виртуозную пару профессоров на наш конкурс, что я и сделала. Ведь творческий обмен опытом представителей разных культур всегда взаимообогащает. Они отметили высокий профессиональный уровень участников тюменского конкурса, а также хорошую организацию. Все было предусмотрено до мелочей. Руководство детской школы искусств «Гармония» подготовило торжественное открытие конкурса, оборудовало уголок Григория Ульянова, организовало мастер-классы, выступление почетных гостей, выставку инструментов ведущих итальянских фирм «Бугари» и «Пьер-Мария». Там же школа закупила качественные инструменты, и наша академия тоже. Важна заинтересованность администрации в том, чтобы держать реноме, повышать уровень обучения в своих учебных заведениях. Большое за то спасибо директору «Гармонии» Светлане Анденко, завучу этой же школы Светлане Чеховой, ректору нашей академии Игорю Шишкину. И отдельная благодарность депутатам Тюменской областной Думы Алексею Салмину, Виктору Буртному, Владимиру Столярову, а также Андрею Жукову, одному из директоров сети магазинов музыкальных инструментов «Арсенал» за оказание финансовой поддержки в виде ценных призов участникам конкурса.

— Тюменцы, как всегда, были на уровне?

— Разумеется. Все представленные для состязания учащиеся специализированных школ «Гармония» и «Лира» стали обладателями призовых мест.

Воспитанники тюменских школ и колледжа искусств при ТГАКИиСТ тоже показали себя. Так, домристка Анастасия Соколова порадовала своего педагога Ольгу Чувашову заработанным Гран-при, а гармонист Илья Каргин, ученик Виталия Богданова, был удостоен 1-й премии. Моя Дарья Маркина в очередной раз завоевала 1-е место. Перечислять всех победителей конкурса в различных номинациях можно долго. Это говорит о том, что тюменская баянная школа вновь заявила о себе.

— А оркестр «Баян-Каприччио», руководителем которого вы являетесь, не участвовал в состязании?

— Нет. Во-первых, потому что условия конкурса предусматривали выступления только солистов, дуэтов, трио, то есть ансамблей. Оркестры в этот перечень не входили. А во-вторых, мне больно говорить об этом, но мы уже более полутора лет не занимаемся.

— Что, оркестр канул в Лету?

— Как вам сказать: надеемся на лучшие времена, когда, быть может, он обретет соответствующий статус муниципального, областного либо филармонического коллектива. Ведь люди, играющие в оркестре, окончили музыкальные вузы, аспирантуру, многие их них — лауреаты международных конкурсов, к тому же все они имеют семьи. Сколько можно спекулировать на энтузиазме музыкантов, преданных своему делу? Хоть и говорят, что талант должен быть голодным, но кушать хочется всем. Год назад нам пообещали грант. Только до сих пор положение о грантах не выработано. Ректор Тюменской академии культуры, искусств и социальных технологий готов взять коллектив под свой патронат, выплачивать его участникам «иллюстраторские» — небольшие педагогические ставки. Но все это не решит проблемы. Музыкантам нужна стабильная работа, их труд должен оплачиваться достойно. За 12 лет своего существования оркестр стал лауреатом Международного конкурса в Челябинске «Кубок России», вел активную концертную деятельность, собирая на различных площадках полные залы. Достаточно назвать таких его солистов, как Эльвира Сержантова, которая сейчас поет в Хабаровском оперном театре; Алексей Мазанов, мой выпускник, впоследствии окончивший Российскую музыкальную академию имени Гнесиных в Москве, аспирантуру, ставший первым дирижером оркестра МВД России под управлением генерала Елисеева; Михаил Киселев, еще один мой бывший воспитанник по классу ансамбля и дирижирования, также аспирант Гнесинки, Сергей Окороков, лауреат международных конкурсов, старший преподаватель нашей академии, уже мой коллега… Все они — музыкальные «внуки» Григория Андреевича Ульянова.

Последний раз мы выступали в 2010 и 2011 годах в городах и весях юга Тюменской области в рамках партийной программы «Музыка России», выполняя заказ фракции единороссов Тюменской областной Думы. Но ведь Дума не может содержать оркестр, у нее нет на это полномочий. Спасибо, что нам была дана возможность провести десять концертов. Кстати, все они прошли с полным аншлагом. А заявок на наш коллектив поступило 50! Вот и думайте после этого, нужен такой оркестр области или нет? «Баян-Каприччио» должен жить, полноценно работать и радовать сотни своих слушателей. Пока областному департаменту культуры не до нас, я и мои единомышленники продолжаем искать спонсоров, обращаться в различные инстанции… Тюменская баянная школа должна постоянно заявлять о себе на конкурсах самых разных уровней.

Нравится

Статьи по теме

№35 (5477)
02.03.2012
Ирина Тарабаева
Пой, баян, звени, душа!
№196 (4456)
25.10.2007
Ирина ТАРАБАЕВА
Плач тюменского баяна

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"