25 апреля 2024     

Общество   

Если медицина хорошая, то почему здоровье плохое?

— В последнее время во всем мире, в том числе в России, отмечается рост так называемых болезней цивилизации, нервно-психических расстройств, экологозависимой патологии, поэтому количество нездоровых людей на планете постоянно увеличивается, — сказал, открывая конференцию, директор Института психологии и педагогики ТюмГУ профессор Леонид Плотников. — Это обязывает научную общественность вести поиск новых эффективных подходов к решению проблем.

На симпозиумах, конгрессах подобного рода большинство участников составляют, как правило, научные сотрудники НИИ и вузов. Примечательной особенностью прошедшего форума стало активное участие в ее работе педагогов, психологов, дефектологов, социальных педагогов, которые трудятся в системе дошкольного, общего, профессионального, специального и дополнительного образования.

Как и следовало ожидать, подавляющее большинство сообщений представили тюменцы — организаторы конференции. Доктор биологических наук, профессор, заведующая кафедрой медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности ТюмГУ Надежда Гребнева подробно охарактеризовала состояние здоровья детского и взрослого населения в регионе и в РФ, назвав важнейшей нерешенной проблемой в нашей стране крайне низкий уровень здоровья подрастающего поколения. Выступающая следом доктор филологических наук, профессор кафедры дефектологии Зинаида Поливара на основании собственных исследований привела удручающую статистику. В последние годы быстро увеличивается количество психически неполноценных, слабоумных, имеющих дефекты речи и другие врожденные пороки развития детей. «Если мы не предпримем своевременно эффективные превентивные меры, — сделала акцент ученый, — это может привести к дебилизации населения».

Доктор педагогических, кандидат медицинских наук, профессор кафедры медико-биологических дисциплин и безопасности жизнедеятельности Наталия Малярчук, которая занимается формированием культуры здоровья субъектов образовательного процесса детских дошкольных учреждений, стимулирует интерес к творческой работе, созидающей здоровье. Под руководством профессора педагоги детсадов Тюмени разрабатывают и реализуют авторские здоровьеформирующие программы, а некоторые трудятся над кандидатскими диссертациями. Это позволило воспитателям как полноправным участникам конференции сделать сообщения о достигнутых результатах по обеспечению здоровья дошкольников.

Региональным проблемам, успехам в решении сложных задач и перспективам развития здоровье-сберегающей деятельности в различных учебных заведениях были посвящены многочисленные сообщения ученых и практических педагогов из Ростова-на-Дону, Кемерово, Красноярска, Сургута, Стерлитамака, Тобольска, Новосибирска. Заинтересованный читатель может ознакомиться с ними в сборнике научных работ, который в ближайшее время выпустит издательство ТюмГУ.

Участники конференции не обошли молчанием неудобные и часто задаваемые вопросы. В частности, почему проблемы здоровья, находящиеся, казалось бы, в компетенции медицины, рассматриваются и решаются в образовательном учреждении? Не потому ли, что у нас медицина хорошая, а здоровье плохое…

Все становится понятным при рассмотрении проблемы с позиций обусловленности здоровья, рекомендованной ВОЗ для использования во всех странах. Установлено: здоровье на 15-20% зависит от наследственности, на 20-25% — от состояния окружающей среды, на 8-10% — от уровня здравоохранения. Но основная доля обусловленности здоровья — 50-55% (а по некоторым свежим данным до 70%) — приходится на образ жизни человека, то есть стиль его поведения в конкретной социальной среде. Поведение тесно связано с мотивацией, которая формируется воспитанием в процессе образования. Следовательно, здоровье — это категория скорее не медицинская, а педагогическая, потому формировать его следует педагогическими средствами.

Участники конференции с удовлетворением восприняли новые требования национальной образовательной стратегии РФ к качеству образования и к учебному заведению в целом. Школа теперь обязана заниматься здоровьем участников образовательного процесса, и одной из ведущих задач образования становится формирование здоровой личности — духовно развитой, психически, интеллектуально полноценной, обладающей адекватным для нового времени потенциалом физического здоровья. При этом основные действия должны быть направлены на создание у школьников устойчивой мотивации на здоровье, воспитание культуры здоровой жизни и обучение основам здоровья. Главным действующим лицом, реализующим эти инновации, становится учитель.

Широко известно: медико-биологические науки за многие столетия накопили богатейший объем знаний по нормальной жизнедеятельности организма, патологическим отклонениям и их предотвращению. Однако по ряду объективных и субъективных причин эти знания по большому счету не были доведены до широких слоев населения. Россияне недостаточно владеют элементами культуры здоровья, большинство из них не может оценить уровень своего здоровья, не знает, как его сберечь. Поэтому основные усилия должны быть направлены на систематическое просвещение населения в области охраны и укрепления здоровья, на формирование мотивации, стимулов, побуждений к здоровому образу жизни.

И этим должны заниматься образовательные учреждения! Кто лучше учителя преподнесет информацию, в том числе о здоровье, кто лучше педагога сумеет сформировать у детей культуру здоровья, убежденность в необходимости приобретения жизненно важных знаний?

Нравится

Статьи по теме

№58 (5735)
04.04.2013
Валерий Чимаров
Приходит время — люди головы теряют…
№235 (5677)
29.12.2012
Валерий Чимаров
Как преодолеть столетие?

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"