19 апреля 2024     

Политика   

Владимир Якушев: Жить в Тюмени — значит быть «на одном корабле»!

— Владимир Владимирович, когда в вашу жизнь во-шла Тюмень?

— С Тюменью меня многое связывало уже в детстве. Мы с родителями жили в Надыме, и транспортный путь на «большую землю» лежал через Тюмень. В каком-то смысле этот город стал для меня просто родным. Особенно его вокзалы — железнодорожный и аэропорт, где порой приходилось проводить много времени. Тогда ведь билетов заранее не продавали — в порядке живой очереди пытались купить их (только в начале 1980-х изменилась ситуация). Рекорд — семь дней в аэропорту!

В общем, привязанность к Тюмени была. И грязной я ее не помню, потому что чаще всего ребенком приезжал сюда в конце мая. В Надыме был снег и свинцовое небо. А здесь — все цветет, море зелени, красота. Не знаю, как у кого, а у меня Тюмень каждый раз вызывала только положительные эмоции.

Кроме того, был еще аргумент: моя родная сестра училась в Тюменском государственном университете. Когда служил в армии, она отправила мне письмо, где рассказала, что здесь открывается историко-юридический факультет. Так что после армии вопросов, где обосноваться, у меня не возникло.

— Легко было поступать?

— Сестра в письме предупредила: «В прошлом году конкурс — девять человек на место». Однако в СССР была льгота: кто отслужил в армии, мог сдать экзамены даже на одни тройки и быть зачисленным. Этим я себя и успокаивал. Но мне «повезло»: именно в 1988 году, когда я приехал в Тюмень поступать, льготы отменили (улыбается). 6,5 человека на место — пришлось серьезно потрудиться и много времени потратить на подготовку к экзаменам. Больше всего переживал за английский: в нашей школе его слабо преподавали. Оценки получились такими: «4» — за сочинение, «5» — по истории и обществознанию, «4» — за английский. Вот так я оказался на юридическом факультете Тюменского государственного университета.

— Давайте еще вернемся в детство. Вы родились в Нефтекамске, который в то время переживал период бурного развития: там была обнаружена нефть. Об этом городе воспоминания сохранились?

— Немного. О первых годах жизни сохраняются обычно какие-то яркие личные впечатления, например как первый раз встал на коньки. Но общее настроение помню хорошо: жизнь вокруг кипела. Нефтекамск стремительно строился, менялся на глазах, и люди жили радостно, бодро как-то. Это энергия большой стройки.

А когда мне было семь лет, мы переехали на Ямал, где тоже шло освоение месторождений, но уже газовых. Родители выбрали Надым, рядом с которым расположено месторождение Медвежье. И этот город тоже строился на моих глазах. Поэтому ситуации, когда что-то вокруг происходит, что-то создается, вырастают новые объекты, дома, появляются дороги, сопровождают меня по жизни. Наверное, они наложили отпечаток на дальнейшую работу и все мое мировоззрение.

— Есть ли какие-то принципы, которые лично для вас как для руководителя являются моральной основой деятельности? Ведь у вас за плечами руководство крупным банком, работа главой администрации Тюмени. И уже семь лет вы — губернатор…

— Несколько могу назвать.

Первый принцип — системность. Область — это сложный живой организм, и при принятии решения надо стараться учесть все факторы и возможные результаты в смежных направлениях. Эталоном системности в управлении для меня является программно-целевой метод, который мы стремимся внедрить во все сферы управления регионом.

Второй очень важный для меня принцип — отвечать за свои слова. Если взяты обязательства — надо их выполнять. Да, обстоятельства не всегда полностью зависят от нас: бюджет может поменяться, может потребоваться дополнительное время… Так часто бывает, особенно при реализации крупных программ. Один из последних примеров — предоставление земель многодетным семьям. Обязательства есть, а ресурсов пока не хватает. Но правительство области и муниципалитеты над этой проблемой постоянно работают, и на сегодняшний день выделено почти полторы тысячи участков, решаем вопрос о подведении туда коммуникаций. Да, пока это в основном не областной центр, а сельская территория. Но и в Тюмени мы эту проблему решим.

Принцип выполнения своих обязательств касается не только моей работы как губернатора, он важен для любого управленца. Даже если объективные факторы давят на тебя, не открещивайся от своих обещаний и не делай вид, что забыл. Иногда люди видят следующую ситуацию: мы обсуждаем какую-то тему на совещании. Потом она, допустим, из повестки дня ушла по тем или иным причинам, и создается впечатление, что поговорили — и забыли. Но это не так, тема не выпала из сферы внимания. Просто на решение некоторых проблем требуется больше времени.

Третий принцип достаточно простой: доверяй, но проверяй. Должен существовать определенный уровень доверия, потому что ни заместитель, ни руководитель департамента, если им не доверять, работать не смогут. Но и контроль должен быть, потому что полное его отсутствие ни к чему хорошему не приводит. Баланс между «доверяй» и «проверяй» необходимо выдерживать.

— Владимир Владимирович, в майском номере журнала «Русский репортер» вышла статья о Тюмени. Отметив, что 88% тюменцев нравится жить в своем городе, журналист остановился на «капризности» наших земляков. Цитирую: «…деньги и благополучие резко поменяли тюменцев… люди стали нетерпимы… хотя живут, как в парнике…» Часто ли вам приходится думать о том, что, несмотря на очевидные сдвиги в развитии города, люди начнут жить с установкой «а нам все равно мало»?

— А вы знаете, я с журналистом «Русского репортера» по этому вопросу не согласен. Я не считаю тюменцев капризными, да и Тюмень парником назвать не могу. Это растущий, пожалуй, даже стремительно растущий город со своими «болезнями роста». Современный город. И желание людей жить в современном городе с достаточным уровнем комфорта, на мой взгляд, вполне объяснимо. Покупая или получая квартиру в новом микрорайоне, человек вправе рассчитывать на то, что ему будет куда припарковать машину. До недавнего времени, работая с застройщиками, мы упускали эту тему из виду — главным казалось срочно обеспечить нуждающихся жильем. Теперь приходится менять концепцию развития инфраструктуры, во многом благодаря активности жителей.

Другой вопрос — когда рядом парковка есть, и недорогая, а человек паркуется у подъезда на газоне. Или, бывает, не доносит мусор до контейнера. А потом кричит, что в городе грязно, дворник не работает и мэр плохой. Я всегда говорю о том, что высокие требования надо предъявлять в первую очередь к себе. Я так учу своих детей. Если мы все научимся это делать, если мы в своем городе будем чувствовать себя «на одном корабле» — я вас уверяю: мы добьемся гораздо большего.

— Последний год вы в своих выступлениях уделяете много внимания развитию гражданской ответственности, личных инициатив тюменцев. Есть какие-то сдвиги или все сводится к критике?

— Критика тоже полезна. Это одно из проявлений гражданской активности. Ведь мы действительно, бывает, ошибаемся.

Вопрос в другом: критикуя власть, говоря о проблеме, люди должны не забыть спросить себя: а сами мы все сделали для того, чтобы изменить ситуацию к лучшему?

Необходимо осознать, что сегодня решение части вопросов, по крайней мере по содержанию жилого фонда, переложено государством на жителей. Власть обязана обеспечить снабжение водой, теплом, энергией, благоустроить территорию; а вот за содержанием подъездов и фасадов приходится следить жильцам — либо самим, либо через управляющую компанию. Предъявлять к ней требования, собираться, принимать решения самостоятельно.

Я знаю много примеров, когда люди объединяются и самостоятельно украшают подъезды, ставят цветы на подоконники, разбивают во дворе клумбы. Такой инициативы хотелось бы больше.

Конечно, говоря о гражданской активности, я имею в виду не столько обустройство жилого фонда, сколько привлечение людей к обсуждению приоритетных направлений развития или решению тех вопросов, которые сегодня не может решить власть без их поддержки.

Например, возрождение принципа добрых дел, которые совершались всем миром. Вот мы открыли в Тюменской области проект «Ключ к жизни», ему скоро исполнится два года. Это хороший пример кооперации государства, бизнеса, общества для помощи детям. За это время на лечение и реабилитацию тяжелобольных ребят направлено около 30 миллионов рублей. На сегодняшний день 255 маленьких пациентов получили медицинскую помощь в клиниках мирового уровня, а самое главное — веру и надежду на выздоровление, улучшение их качества жизни. Все это стало возможным благодаря активному участию, милосердию и неравнодушию жителей области. В этом году стартовала акция «Помогать просто» в рамках проектов «Покупаем тюменское!» и «Ключ к жизни». В ее реализации участвуют 35 магазинов.

Кстати, уникальный тюменский проект «Квартира для бюджетника» фактически начат по инициативе тюменцев. Первые идеи и предложения по нему появились в моем блоге. А потом уже правительство взяло их в работу.

Меня радует, что у нас в практику вошло обсуждение на референдумах спорных вопросов развития города. Вот буквально недавно приняли решение вынести на общегородское голосование вопрос о том, как именно должен быть обустроен левый берег Туры, какие объекты там должны появиться.

— Тюменская область является лучшей в России по целому ряду показателей. Но и у успешных субъектов есть проблемы. Какая из них требует особого внимания губернатора?

— Я обозначу не как проблему, а как задачу — подготовку профессиональных кадров. Это не менее важный вопрос, чем привлечение инвестиций. Если предприятия, которые сегодня строятся и запускаются в области, будут использовать привозные кадры, мы не получим от них того эффекта, на который рассчитываем.

Поэтому особое внимание уделяется реабилитации системы профессиональной подготовки, в нее вовлекаются предприятия реального сектора. Для меня крайне важным показателем является то, что руководители многих предприятий осознали взаимный интерес в решении этой задачи и включились в совместную работу, заключают соглашения о сотрудничестве с учреждениями профподготовки. Таких соглашений заключено уже более ста двадцати. Соответственно, это решает и проблему выпускников — предприятия их ждут и рабочее место гарантировано.

Нашему обществу сегодня как никогда нужна новая идеология успеха, развития, уважения человека труда. Мне думается, Россия будет обновляться и укрепляться именно на этой идеологии.

— Владимир Владимирович, вы говорили о «второй индустриализации Тюмени». Что вы вкладываете в это понятие?

— Первый этап индустриализации начался в период Великой Отечественной войны с появлением эвакуированных заводов. До этого Тюмень никогда не была промышленным центром. В 60-е годы заработал мощный машиностроительный сектор, ориентированный на ТЭК. Поскольку в СССР было плановое хозяйство, все заводы заранее знали, какую продукцию, кому и в каком количестве они продадут. Когда открылся рынок и на нем появились Китай, Евросоюз и другие страны, наши нефтяники получили возможность производить закупки на выгодных для себя условиях. Многие тюменские предприятия оказались не готовыми к подобной конкуренции из-за структурных проблем 90-х годов и общего хаоса. Большая часть была вынуждена закрыться. Поэтому в начале 2000-х серьезно встал вопрос о новом этапе промышленного развития Тюмени.

Каким он должен был быть? Наш город исторически воспринимается центром нефтяного и газового сервиса. Тюмень — «мозг» всего ТЭКа, потому что крупнейшие научные институты, работающие на нефтяные и газовые компании, находятся в Тюмени. С другой стороны, была очевидна необходимость серьезной диверсификации экономики. Поэтому ставку сделали и на те направления, которыми ранее в области не занимались.

— Что для вас власть? Изменилось ли представление о ней, если сравнивать начало карьеры и сегодняшний день?

— Для меня власть — я же человек конкретный — это система взаимодействия на территории региона федеральных, региональных, муниципальных органов управления, которые в идеале должны работать как одна команда в интересах развития области, в интересах живущих здесь людей. То есть не только требуя друг от друга положенные документы или платежи, а обсуждая общие задачи, вместе преодолевая проблемы, относясь друг к другу требовательно, но с пониманием.

В этом смысле я бы особое внимание уделил муниципальному уровню. Стартовые возможности развития у всех муниципалитетов разные, но у каждой территории есть свои потенциальные «точки роста». Сегодня мы вместе с муниципалитетами выстраиваем инвестполитику, работаем над созданием новых производств, решением задач социального развития. Приоритет создания рабочих мест — это первое, что волнует людей на территориях. Сколько бы я ни проводил встреч, первый и главный запрос — на рабочие места со стабильным доходом.

Что касается изменений моего представления о власти, то в 2001 году власть была менее заформализованной, меньше требований предъявлялось к государственным служащим. Сегодня много дополнительных ограничений, и это правильно. Должен быть контроль государства и общества за доходом чиновника. Я с этими строгими требованиями согласен. С другой стороны, условия, созданные для государственных и муниципальных служащих, не поощряют приход во власть инициативных людей, и это является проблемой. Есть угроза прихода формации чиновников, которые не будут обременять себя инициативой (потому что она наказуема), а будут просто формально исполнять обязанности.

Кроме того, представители власти в определенном смысле находятся под прессингом СМИ: везде полно сообщений о хищениях, арестах, превышениях полномочий и прочем. Это формирует определенное общественное настроение — мол, во власти работают одни жулики. Но я думаю, что сейчас в органах власти есть очень много достойных, о которых просто мало знают. Я вижу в своем окружении умных, энергичных, стремящихся к получению результата людей.

— Приходится ли в работе выходить за рамки статусной роли, решать какие-то задачи, которые вы не должны решать? Какие-то эмоции, не соответствующие представлению о губернаторе, приходится испытывать в общении с людьми?

— Конечно, я же и губернатор, и человек. Иногда приходится решать проблемы вроде бы не губернаторского уровня, но решать надо, потому что люди страдают, а те, кто должен видеть проблему, почему-то в упор ее не замечают. Недавняя история — с поликлиниками. Вот уж там было море эмоций, особенно когда видишь пожилых людей, к которым относятся зачастую по-хамски. Как управленец я не люблю термин «ручное управление», но его реально приходится включать, чтобы как-то упорядочить и переломить ситуацию.

Бывают, конечно, и положительные эмоции — вот на байке с ребятами покатался. Кстати, еще один пример гражданской инициативы. Мужики делают большое дело для повышения безопасности дорог. Пообщаешься с такими людьми — и сразу на душе легче, появляется стимул работать.

Фото Владимира Семёнова.

Нравится

Статьи по теме

№126 (5803)
25.07.2013
Дмитрий Неволин
Как закалялась электросталь
№125 (5802)
24.07.2013
Дмитрий Неволин
Новоселье для «Николаши»

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"