20 апреля 2024     

Общество   

Легко ли стать железнодорожной столицей

К 100-летию постройки железной дороги Тюмень — Омск

В министерстве путей сообщения по этому вопросу мнения были разные. Когда информация на эту тему стала известна тюменским чиновникам, поднялся настоящий бум. Слишком заманчива была перспектива расположения в заштатном городе такой солидной организации, как Управление железной дороги, состоящей из многочисленного штата чиновников различного ранга, питающихся из государственной казны и приносящих городскому бюджету немалые доходы.
С согласия губернатора была срочно созвана городская Дума. После краткого обсуждения было принято единогласное решение: Управлению дороги быть в Тюмени. Министру путей сообщения — в Петербург и начальнику Сибирской дороги Осипову — в Екатеринбург были отправлены телеграммы о согласии городской Думы представить бесплатно место под строительство этого объекта близ вокзала. Второй вариант: временно разместить его в центре города, в бывших полковых казармах — сухих и теплых.
Питая призрачные надежды в борьбе с городом, где располагалось генерал-губернаторство Западной Сибири и Степного края, думцы откровенно показали все то хорошее, чем могла гордиться Тюмень в начале XX века. Прелести будущей железнодорожной столицы думцы расписали так: «Тюмень расположена в живописной местности на судоходной реке Тура, является передаточным пунктом грузов с железной дороги на воду и представляет из себя бойкий торгово-промышленный город, имеющий по переписи 1911 г. населения в 41833 чел.» Легко представить, что в ту пору лес вплотную подступал к городу, был он чистый, грибной и ягодный, Дунькин сад, Гилевская роща представляли из себя прекрасные места для отдыха горожан.
«...Жизнь в Тюмени, находящейся в хлебородной местности с густым земледельческим населением, является довольно дешевой, что можно видеть из представленных при сем справочных цен на... все жизненные продукты за последние 3 года» (такого приложения в архиве не оказалось, по-видимому, кто-то из врагов народа забрал этот «убийственный» документ. — В.К.)
«...Город располагает двумя мужскими средними учебными заведениями — реальным и коммерческим училищами. Есть женская гимназия, два городских, одно ремесленное, многочисленные начальные училища. Так что служащие дороги могут дать в Тюмени своим детям образование».
«...Не было в Тюмени проблем и с жильем: чиновники подсчитали, что в городе имеется 7500 отдельных жилых зданий, в которых 169 домовладельцев могут представить служащим дороги 580 квартир разных размеров: от 2 до 10 комнат по цене от 10 до 20 руб. в год за квадратную сажень». В заключение думцы констатируют, что климат в Тюмени здоровый и сам город располагает многими удобствами современной цивилизации, как-то: водопровод, электрическое освещение, мостовая, клуб, довольно хорошие гостиницы, рестораны и, особенно чем гордились тюменцы, прекрасные бани.
С такой положительной характеристикой городской голова Павел Иванович Никольский получил разрешение Думы на поездку в столицу и оплату за билет и суточных расходов.
Однако в верхних эшелонах власти рассудили по-другому и приоритет предпочли отдать Омску, учитывая его административное губернаторское управление и перспективу развития Омска на грузонапряженной Сибирской дороге.

Мирный взрыв

При строительстве дороги от Тюмени до Омска протяжённостью 556 км было возведено через ручьи, овраги, большие и малые реки 148 искусственных сооружений в виде малых металлических и железобетонных мостов, железобетонных и каменных труб и больших мостов через Пышму, Тобол, Ишим.

При решении вопроса о переходе через сухой Черемшанский овраг как более подручный обсуждался вариант большой каменной трубы. Но в пору тачек и грабарок объем земляных работ оказался намного дороже постройки металлического моста. Так, на перегоне Малый Остров — Шаблыкино оказался красивый металлический мост с ездой по верхнему поясу фермы («кверх ногами») по проекту профессора Л.Д. Проскурякова. Мост (в отличие от труб) прослужил 60 лет. И под все возрастающими нагрузками грузовых тяжеловесных составов показал «свою усталость». Мостоиспытательная станция железной дороги дала заключение о наступающей непригодности моста. Новым проектом было решено рядом построить больших размеров железобетонную трубу.
Эту работу выполняли военные строители. За два года труба и обход с моста на трубу были отсыпаны, и движение поездов по двухпутному участку было открыто. Для разборки моста на металлолом с военно-инженерным училищем в Тюмени был решен вопрос о взрыве моста в 1973 г.
Специалисты рассчитали заряды, уложили их в нужных местах 700-тонного пролетного строения и произвели взрыв, который сбросил мост с опор в овраг, развалив его на две части.
Работой по обеспечению безопасности движения поездов и местного населения руководил человек, который живет в Тюмени, недавно ему исполнилось 93 года. Это бывший начальник отдела пути Тюменского отделения дороги, инженер-мостовик, почетный железнодорожник Николай Васильевич Бодерко, который регулярно гуляет по двору и читает газеты без очков.

Начальнику станции...

Александр Гурьевич Палкин — начальник станции «Тюмень» с 1905 по 1913 год.

Приняв станцию в период революции 1905 г., сумел организовать вооруженную дружину для охраны поездов и станции от революционеров-грабителей и хулиганов и сумел обеспечить нормальную работу, за исключением времени всеобщей железнодорожной забастовки, состоявшейся с 7 по 23 декабря 1905 года.
Строительство железной дороги на Омск в Тюмени началось врезкой в путь, ведущий на станцию «Тура» в 150 метрах от перрона ст. «Тюмень» стрелочного перевода, при большом стечении людей в торжественной обстановке, с церковным освящением по окончании работ.
В связи с развитием станции «Тюмень» были выполнены большие работы. Как известно, царь Николай II указом от 11 января 1912 г. для переустройства ст. «Тюмень» повелевает занять из владения города Тюмени земельные с принадлежностями участки пространством до 21 десятины, 2100 квадратных саженей. За период руководством станцией были построены товарный двор с путями, паровозное депо с поворотным кругом. К семи существовавшим путям было построено еще 10, продовольственные склады с платформой, жилые и служебные здания, больница и многое другое.
Александр Гурьевич, уже больной астмой, мог уйти на пенсию, но он хотел закончить начатое строительное дело. Дорога была сдана в эксплуатацию 1 октября 1915 г.
Александр Гурьевич 17 октября подал прошение об отставке и умер 9 ноября 1918 года, оставив о себе «вечный памятник». Все то, что сегодня находится в работе.

Нравится

Статьи по теме

№130 (5107)
30.07.2010
Влад Дымов
Путь к ордену — 700 километров
№133 (4875)
28.07.2009
Андрей Фатеев
От Салехарда до Надыма — за 5 лет

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"