25 февраля 2024     

Общество   

Михаил Малишевский: «Будущему врачу дают жильё, да ещё миллион в придачу!»

— Сегодня в вузы, и в наш в частности, приходит другая молодежь: более продвинутая, более целеустремленная, лучше мотивированная на то, чтобы получить качественное образование. В прошлом году, например, в медицинские вузы страны и Тюмени тоже поступили лучшие выпускники школ: средний балл по ЕГЭ составил 75,4, тогда как в других вузах он был равен 45 и ниже. У нас был самый высокий конкурс.

Это притом что учиться у нас очень трудно. На собеседовании с абитуриентами и их родителями мы подробно говорим об этом. Но именно в напряженном графике учебы (с восьми утра до девяти вечера) и формируется будущий врач. Ведь и сама профессия — на 24 часа. Врач не может, как токарь например, выключить станок и уйти домой. Он постоянно думает о своих пациентах, осмысливает свой рабочий день. Учиться сложно, часть студентов мы уже с первого курса отчисляем за неуспеваемость, в том числе и договорников. Они, как правило, поступают с низким результатом ЕГЭ.

Предвосхищая вопрос, отмечу: как правило, у абитуриентов с высоким баллом по ЕГЭ практически не возникает проблем в учебе. В этом мы убедились на небольшом внутреннем исследовании, сравнивая успешность первокурсника и его результаты ЕГЭ. Связь прямая. Хотя, конечно, не все стобалльники могут быть хорошими врачами. Ежегодно мы отчисляем 10-12% обучающихся на коммерческой основе, а бюджетников — не более 5%.

Важно понимать, что медицина предполагает не только колоссально большой объем знаний и умений, но и умение учиться. И важно пропустить эти знания через себя, научиться ими пользоваться. Это в новом образовательном стандарте называется компетенциями.

Меня очень радуют современные абитуриенты: у многих из них мы видим горящие глаза и желание не просто учиться, а помогать людям, желание стать доктором. Замечательно, что к нам идут не только продолжатели семейных династий, хотя это наш золотой фонд, у них сильна внутренняя мотивация, что позволяет им реализоваться в профессии в полной мере. Нынешним летом беседовал с девушкой: мама — бухгалтер, папа — водитель, очень хотят видеть свою дочь в нашей профессии. По моему мнению, популярность профессии врача сегодня — это показатель изменения отношения общества к здравоохранению. Сегодня мы возвращаемся к пониманию того, что самое ценное для человека — здоровье. И люди, которые стоят на охране здоровья, самые уважаемые люди. Престиж профессии растет.

— Но после окончания вуза многие изменяют своей профессии, уходят зарабатывать деньги…

— Тенденция последних трех-четырех лет иная: сегодня наши выпускники работают по специальности. Поскольку я как декан занимаюсь их трудоустройством и распределением, то вижу: практически все шестикурсники идут работать по специальности. Потому что для этого созданы все условия. Например, в Тюмени участковый терапевт по окончании вуза сегодня получает 35 тысяч рублей — разве это мало для вчерашнего студента?! Им предоставляется социальное жилье, оплачивается съемная квартира…

Самое важное — наши выпуск-ники имеют возможность реализовать свой интеллектуальный потенциал, сделать карьеру, работать на современном оборудовании, использовать в практике новейшие технологии. Когда студенты видят, в каких клиниках, в каких условиях, созданных при участии правительства области и лично губернатора Владимира Якушева, им предстоит работать, они не уходят из медицины. Для нас это очень значимо, поскольку мы хотим видеть результаты своего шестилетнего труда в успешности наших питомцев, в решении кадровых проблем здравоохранения нашей области и соседних регионов. Особенно важно для нас решать вопрос с кадрами для сельского здравоохранения. Хороший пример: весной ко мне обратилась главный врач Казанского района с просьбой помочь с кадрами, бросили клич на 6-м курсе. Всех желающих посмотреть будущее место работы больничный микроавтобус увез в Казанку, провели экскурсию, показали все: от операционных и больничных палат до хозблока и гаража. А самое главное, показали новый многоквартирный дом, который сдается в апреле, где наши выпускники получат жилье. Будущему акушеру-гинекологу дают новую двухкомнатную квартиру да еще миллион рублей в придачу — фантастика! Работу по обеспечению кадрами сельского здравоохранения, я считаю, надо поставить во главу угла будущему ректору нашей академии.

— Но ваши выпускники не задерживаются на работе. Совсем недавно беседовала с доктором, который говорил о том, как ему обидно видеть горящие глаза молодых коллег в начале их трудовой деятельности и потухший взгляд после получения двух-трех зарплат. Наступает разочарование, и они уходят в коммерческую медицину.

— Это вчерашний день. У каждого выпускника судьба складывается по-своему. Но в медицине сегодня остается гораздо больше молодых, чем это было еще десять лет назад. Я помню, как наши ординаторы, аспиранты активно уходили в коммерческие структуры, в фармацевтические компании. Сегодня гораздо престижнее и выгоднее оставаться в муниципальном здравоохранении: и зарплата достойная, и соцпакет приличный. И главное — масса возможностей для успешной карьеры.

— Новые образовательные стандарты высшей школы повысили требования к учебе студента. А к работе преподавателя?

— Действительно, образовательные стандарты нового поколения акцентируют внимание на клинической подготовке, поэтому учебную практику студенты теперь проходят с первого курса. Это правильно: они раньше, чем прежде, входят в профессию, и это помогает определиться с будущей специальностью. Для «погружения» создаются дополнительные условия: сегодня студенты имеют возможность работать с симуляторами, манекенами, тренажерами, которые создают реальную клиническую ситуацию, позволяя ученикам отрабатывать навыки и умения. В перспективе в медицинском городке в Патрушево появится новый корпус нашего вуза — симуляционный центр, специально для отработки практических навыков и умений.

Сегодня мы активно развиваем международные связи. Например, этим летом после годового обучения вернулась из Страсбурга наша студентка Юлия Сосланд: она с честью отучилась целый год на 5 курсе медицинского факультета Страсбургского университета и привезла высокую оценку своей подготовки как студентки нашего вуза. Побывав за границей, наши студенты приезжают другими, поэтому мы планируем и впредь расширять такие контакты, чтобы активно вливаться в международное образовательное пространство.

О преподавателях. Они, пожалуй, самое значимое звено в любом образовательном процессе. И качество образования начинается с качественного общения студента и педагога. Преподаватель способен заразить ученика своим предметом, профессией, пригласить к сотрудничеству. Важно, чтобы у учителя глаза горели так же, как у первокурсника. Поэтому вопросы кадровой политики вуза сегодня важны как никогда! И одним повышением заработной платы преподавателей эту проблему не решить.

И еще. Необходима объективность оценки знаний студента. Чтобы не создавалось иллюзии знаний. Всем известно, что преподаватель, который завышает оценку, вредит не только студенту. Общество ждет качественных врачей. Преподаватель и студент — партнеры, отношения между ними должны быть честными и деловыми. Ведь наша объективность базируется на понимании ответственности, которую несет преподаватель — перед обществом, перед студентами — за их будущее. Чем объективнее оценивается студент на занятиях и экзаменах, тем глубже его знания, выше профессионализм, а значит, и лучше качество медицинской помощи в регионе!

А вообще сегодня в нашей медицинской академии сложились уникальные предпосылки для нового этапа развития научно-образовательной деятельности. Наша академия стремится повысить свой статус и стать университетом, для того чтобы усилить научный потенциал и развивать новые специальности. Так, мы планируем ввести такую специальность, как менеджмент в здравоохранении. Не секрет, что проблема с управленческими кадрами в здравоохранении стоит очень остро. Опытного хирурга, терапевта надо подготовить к должности управленца. И хорошо, если у наших студентов появится возможность получить второе образование в нашем же вузе. Я сам получил второе образование управленца в Тюменском госуниверситете, и как декану мне это очень помогает в решении задач, которые ставит перед нами ректор.

Фото Сергея Киселёва.

Нравится

Статьи по теме

№130 (5807)
31.07.2013
Валерия Кабакова
В закрытые двери долго не стучат
№95 (5772)
07.06.2013
Татьяна Потёмкина
Виват академия!

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"