25 апреля 2024     

Политика   

Даёшь городу «Крестьянский» магазин!

Депутаты регионального парламента, представители правительства области, руководители предприятий агропромышленного комплекса обсудили вопросы, связанные с качеством и доступностью продуктов питания, поддержкой местных сельхозпроизводителей и их взаимодействием с крупными торговыми сетями.

Открывая совещание, председатель думского комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям, член фракции «Единая Россия» Юрий Конев подчеркнул: за последние годы в Тюменской области проведена серьезная работа по развитию продовольственного рынка и продвижению сельхозпродукции местного производства. В крупных торговых сетях стало гораздо больше товаров тюменских аграриев. Удалось создать и альтернативные формы реализации, минуя посредников. Хорошим примером в этом плане является специализированный рынок «Михайловский».

Успешно выполняется долгосрочная целевая программа «Покупаем тюменское!» В Тюмени проводились такие масштабные мероприятия, как «Молочный фестиваль» и «Мясной базар».

— Но, к сожалению, проблем еще много, в том числе и во взаимоотношениях наших сельхозпроизводителей с торговыми сетями, — констатировал Юрий Михайлович. — Например, Ситниковскому молочному комбинату ежемесячно возвращают до 230 тонн продукции! В цивилизованном рынке подобное не принято. Если взял, будь добр, реализуй! Мы добились отмены так называемых бонусов, но сетевики постоянно придумывают новые формы поборов с поставщиков. Надо решить этот вопрос в корне: сами производим — сами реализуем. Тогда добавочная стоимость будет перепадать не только торговле, но и непосредственному сельхозпроизводителю.

Заместитель губернатора Тюменской области, директор регионального департамента агропромышленного комплекса Владимир Чейметов, рассказывая о достижениях региона в сфере сельхозпроизводства, особо подчеркнул: тюменские аграрии не только полностью обеспечивают потребности местного рынка в основных продуктах питания, но и сбывают излишки в соседних регионах. Сегодня, например, за пределами области реализуется до 60 процентов тюменского молока. Ведется планомерная работа над расширением ассортимента и повышением качества выпускаемой продукции. Модернизируются предприятия переработки, более 10 сельхозпредприятий ведут сертификацию продукции по международным стандартам ISO.

Но есть серьезные проблемы с реализацией сельскохозяйственной продукции: качественные продукты местного производства с прилавков вытесняются дешевым фальсификатом. Это происходит из-за стремления торговых сетей к увеличению объемов продаж. Хотя люди готовы платить большую цену за свежую и натуральную продукцию. Пример рынка «Михайловский» в этом плане очень показателен.

— Мы научились производить качественную продукцию, обогащенную микроэлементами и витаминами, но в плане ее популяризации и продвижения на прилавки магазинов есть большие пробелы. Необходимо обсудить этот вопрос при участии самой широкой аудитории, — резюмировал замгубернатора.

Генеральный директор ОАО «Тюменский бройлер» Оксана Величко также полагает, что сегодня на первый план выходят вопросы, связанные с реализацией произведенной продукции.

— Самое слабое место — взаимоотношения с крупными торговыми сетями, — заявила Оксана Величко. — Мы еще не научились должным образом отстаивать свои интересы, консолидируя усилия. Поскольку местные предприниматели разобщены, они находятся в полной зависимости от торговли, особенно крупных сетевых компаний. Сетевики последовательно укрепляют позиции на рынке, умело привлекают покупателя. В то же время нам, производителям, они диктуют очень жесткие условия.

Оксана Величко уверена: необходим конструктивный диалог с торговыми сетями, особенно местными. Продавцы и производители должны выстроить такие отношения, которые бы стали выгодны для обеих сторон.

Кроме того, следует активно развивать прямые продажи через фирменные магазины. Например, «Тюменский бройлер» уже открыл несколько собственных торговых точек.

— Мы начали с «Михайловского» и очень рады тому, что в Тюмени наконец-то появился первый специализированный сельскохозяйственный рынок, — отметила Оксана Величко. — Сейчас открываем фирменные магазины в Заводоуковске и Ишиме. Но я вынуждена признать, что объемы продаж в наших фирменных магазинах, увы, невелики. Основная доля реализации все-таки приходится на торговые сети, причем она имеет тенденцию к росту прежде всего за счет снижения объемов у наших мелкооптовых покупателей.

Не менее серьезная проблема, по мнению гендиректора птицеводческого гиганта, связана с несовершенством существующей законодательной базы, согласно которой выстраиваются взаимоотношения между производителями сельхозпродукции и торговыми предприятиями.

— Прямо скажу, мы не обласканы «Законом о торговле», — подытожила Оксана Величко.

— У нас есть некоммерческое объединение «Партнерство», куда входят и производители сельскохозяйственного сырья, и переработчики, — напомнил заместитель председателя комитета по земельным вопросам и аграрным отношениям регионального парламента, единоросс Владимир Ковин. — Давайте действовать сообща, играть по единым правилам. Например, не предлагать торговым сетям, каждый по отдельности, пять тонн молока, а, объединившись, сдавать больше, предварительно обговорив условия реализации. Вместе гораздо проще отстоять свои интересы и перед региональными, и перед федеральными сетями. Предлагаю организовать круглый стол и всесторонне обсудить вопросы консолидации тюменских сельхозпроизводителей и переработчиков.

Директор департамента потребительского рынка администрации города Тюмени Елена Еремина считает: в плане продвижения местной продукции следует более активно вести просветительскую работу среди населения, рассказывая о содержании того или иного продукта, о его качественных характеристиках. Необходимо также использовать сеть магазинов шаговой доступности.

— Сегодня государством реализуются мероприятия, связанные с ограничением реализации алкогольной продукции, а это, как правило, 30-40 процентов от общего оборота, — пояснила Елена Еремина. — Почему бы формат «Магазин у дома» не преобразовать в формат «Крестьянский», где будет представлена самая свежая и натуральная продукция? Хорошо бы создать и единый логистический центр по ее распределению. Если к этому подключится тюменское сообщество сельхозпроизводителей и переработчиков, думаю, мы решим этот вопрос.

Вместе с тем Елена Еремина посетовала на то, что уровень профессиональной квалификации продавцов в малых и средних магазинах оставляет желать лучшего. А подобных торговых точек в Тюмени более 75 процентов. Было бы неплохо организовать для их сотрудников специальные курсы переподготовки.

По мнению заместителя начальника Управления лицензирования и регулирования потребительского рынка Тюменской области Антона Машукова, инфраструктура агропродовольственного рынка в Тюменской области развивается достаточно успешно. Строятся специализированные сельскохозяйственные рынки, регулярно проводятся ярмарки, фирменные магазины помимо ОАО «Тюменский бройлер» открывают Ишимский мясокомбинат, «Пурагроук» и многие другие предприятия агропромышленного комплекса. Но их доля в общих объемах пока невелика. Поэтому на первом месте должна быть планомерная работа с крупными торговыми компаниями.

— Несмотря на то, что у нас со всеми сетями подписаны соглашения о сотрудничестве, вести переговоры с их владельцами очень непросто, — заметил Антон Машуков. – Особенно если речь заходит о деньгах, о снижении прибыльности бизнеса. Дело в том, что многие вопросы взаимоотношений сельхозпроизводителей и переработчиков с предприятиями торговли в законодательном плане до сих пор не отрегулированы.

Сложнее всего, по словам чиновника, вести диалог с международными и федеральными ритейлерами. Местные ведут себя более лояльно, но и они со временем начинают перенимать тот образец поведения, который демонстрируют федералы, закручивать гайки в отношении тюменских сельхозпроизводителей.

Что делать в сложившейся ситуации? Настаивать на внесении соответствующих изменений в действующий федеральный закон о торговле.

— Это направление должно стать приоритетным, — подчеркнул Машуков. — Необходимо также всемерно содействовать развитию сельской потребительской кооперации. Если наши крупные сельхозпроизводители все же имеют доступ в торговые сети, то личные крестьянские подворья и мелкие предприятия вынуждены обращаться к всевозможным перекупщикам. Этот достаточно большой сегмент должен занять Тюменский облпотребсоюз — системный и понятный игрок, который ведет цивилизованный бизнес, платит налоги и создает рабочие места.

— Все эти вопросы, безусловно, очень важны, — согласился Юрий Конев. — Но мне бы не хотелось, чтобы сложилось впечатление, что депутаты ничего не предпринимают в плане внесения поправок в законодательство. В свое время мы направили в Госдуму целый пакет конкретных предложений к проекту федерального закона о торговле. Когда закон уже вступил в силу, вновь выступили с инициативой об ограничении торговой наценки. Затем подготовили предложение о том, чтобы статистика давала данные о динамике цен по всей цепочке сырье — переработка — торговля. Тогда было бы понятно, кому достается львиная доля прибыли. В европейских странах, как правило, до 60 процентов от стоимости конечного продукта приходится на производителя сырья, остальное делят между собой переработка и торговля. У нас же сельскому труженику перепадают считанные проценты. На мой взгляд, мы должны более настойчиво добиваться справедливого распределения прибыли.

Владимир Чейметов: «Сегодня за пределами области реализуется до 60 процентов тюменского молока».

Фото Дмитрия Ткачука.

Нравится

Статьи по теме

№225 (5667)
15.12.2012
Николай Боталов
Продовольственная безопасность: в чём соль?
№13 (5455)
27.01.2012
Николай Боталов
Картошка с мясом — свои, а мандарины купим!

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"