20 апреля 2024     

Общество   

Педагогическая исповедь

В отличие от прежних лет, в этом году самые интересные дискуссии на острые темы современного образования состоялись не в торжественный день главного педагогического совета, а накануне. С 19 по 23 августа практически все учителя и воспитатели посетили методические дни, на которых проанализировали так называемые опросные листы, которые они заполняли еще в мае-июне, оценивая не только знания, умения и навыки своих учеников, но и собственные компетенции. Обсуждение результатов опросных листов в коллективах и на единых методических днях стало самым значимым событием августовской педагогической конференции.

На пленарном заседании 27 августа первый заместитель губернатора Тюменской области Наталья Шевчик назвала новый формат традиционного события «рискованным» и в то же время призвала его участников впредь оставаться открытыми при обсуждении острых тем своей профессии: «Важно создать атмосферу открытости и в педагогических коллективах. Иначе вновь вернемся к прежним стереотипам и регламентам».

Основная тема дискуссии — «Социальный ресурс образования: сотрудничество, ответственность, компетентность». По мнению организаторов, эти «три кита», с одной стороны, сохраняют лучшие достижения отрасли. С другой, привлекают новые ресурсы для достижения главной цели — качественного образования. Собственно, о составляющих качественного образования и говорили на площадках единого методического дня.

По мнению директора областного департамента образования и науки Алексея Райдера, новый формат работы вполне оправдал себя:

— Первое, что выявила работа на местах, — наличие управленческих и профессионально-педагогических стереотипов, ведущих к деформации заявленных приоритетов. Среди них — жесткая регламентация деятельности педагогов, отсутствие прозрачных оснований при их поощрении или наказании, а то и уравниловка. Сами педагоги откровенно говорили о таких негативных явлениях в своей среде, как предметоцентризм, формальность и усредненность оценок, приоритет собственных интересов педагога над интересами обучающихся. (Вспомнила недавний рассказ знакомой: на собрании родителей первоклашек учитель объявила о необходимости сдать деньги ей на такси — это просто эгоцентризм какой-то, а не приоритет интересов. — В.К.). В целом участники обсуждения пришли к выводу о том, что для части педагогов их работа стала не более чем времяпрепровождением для получения зарплаты.

В то же время Алексей Райдер обратил внимание на то, что осознание этих стереотипов и есть ключевой фактор для их преодоления. Другие условия — материальные, правовые, организационные — на территории региона для этого созданы. Так, например, учителя пришли к мнению, что качественный результат зависит не от внешних факторов и условий, а от компетентной организации работы. Они сформулировали наиболее актуальные качества педагога, признали важнейшей роль руководителя и даже набросали портрет такого директора:

— Эффективный руководитель — не только хороший менеджер, хозяйственник и педагог. Это лидер, обладающий высочайшей мотивацией в достижении результатов и умеющий повести за собой коллектив. Это особая должность, граничащая с миссией, — пояснил Райдер.

Все поступившие во время методических дней предложения педагогов аккумулируются в резолюции областной педагогической конференции: добавить в документ свои идеи можно также на сайте ТОГИРРО. Как подчеркнул Райдер, потом предстоит самая сложная работа — обобщение материала.

Учитель поставлен в сложную ситуацию, когда, работая с большими группами учеников, он должен добиваться высокого уровня обучения каждого ученика. — Увы, дело не в количестве детей, а в качестве педагогов. На мастер-классе мы поняли, что владение элементарными умениями видеть особенности детей и использовать нужные приёмы снимает тяжесть работы с численно большими классами. Более того, численное разнообразие психотипов может даже облегчить работу — урок получится интереснее, смена деятельности быстрее, а дети будут не мешать, а удачно дополнять друг друга. Только степень «удачности» зависит исключительно от нас.

Если принять за аксиому обязательность всех требований, которые мы сегодня предъявляем ребёнку, то впору спросить с себя: а кто из нас сам обладает всеми требуемыми качествами?

 

Взгляд изнутри: Учитель или урокодатель?

Предлагаем вниманию читателей отзывы учителей о методических днях, а также их рассуждения о себе и о своей профессии.

Мы утратили престиж профессии с тех пор, как сами перестали себя уважать и любить свой труд — неожиданный вывод для разговора о предметном обучении. Но ведь всё действительно начинается с предмета. В этом главное содержание нашей работы, а её результат зависит от цели, которая может быть двоякой: выдать ученикам знания по предмету или научить предметным знаниям каждого ребёнка.

 

Первый раз за годы работы почувствовала себя действительно профессионалом в среде профессионалов. Интересно, что мешало нам раньше откровенно поговорить на столь актуальную тему, как оценка освоения предметных знаний? Да, собственно, мы и говорили об этом в конце каждой четверти, но это были разговоры об оценках, рейтингах, отличниках и двоечниках, но не о детях. Стоило изменить ракурс разговора — и результат совсем другой! И прежние призывы уже не призывы, а руководство к действию. И главное — не чувствуешь себя в роли куклы, которой руководят и заставляют. А значит, все найденные решения — твои личные решения, и их выполнение необходимо не кому-то, а тебе лично. Мне кажется, что в итоге (помимо темы предметных знаний) есть ещё один важный вывод, который хочется озвучить: педагогу надо дать возможность осуществлять изменения с опорой на внутренние потребности и поддержку коллектива, а не отводить ему роль исполнителя решений, пусть даже правильных, но навязываемых извне.

 

Не знаю, насколько серьёзно и надолго нас хватит, но то, что откровенный разговор вокруг предметных знаний привёл к переоценке личных установок в жизни, — это факт.

 

Может, это нескромно, но мы пришли, на первый взгляд, к высокопарному выводу, что главное — любить детей. Надо просто чаще детям в глаза смотреть и принимать-понимать их такими, какие они есть, а не какими нам хочется их видеть.

 

Педагогический семинар как-то незаметно и очень естественно перерос у нас в педагогическую исповедь. А всего-то завели разговор об уровне освоения предметных знаний! Не думала, что мы ещё способны взглянуть на себя со стороны и признаться, что с утратой традиционных ценностей профессии мы утратили и радость своего труда. А ведь никто не хотел так зачерстветь и из Учителя превратиться в урокодателя и бумаго-творца! Один наш коллега верно заметил, что у нас даже терминология поменялась: раньше мы «проводили» уроки, а теперь «отрабатываем»! Лучше от этого не стало ни нам, ни детям. А ведь надо-то немного — всего лишь вспомнить, что в центре нашего труда (его смысл) — не предмет, не нагрузка, не оценки и рейтинги, а сам ученик. Его интерес, его успешность, его развитие. Мы должны суметь увидеть и не потерять каждого. Ведь сегодня мы ещё раз поняли: мы хотим быть учителями, а не просто «работниками системы образования»!

 

Лозунг «нового качества образования» перестал быть общественным лозунгом — он превратился в мою личную установку к действию! И пусть со стороны задача, которую мы поставили перед собой, кажется слишком «сложносочиненной», для нас она понятна и близка.

А не принять ли нам в коллективах «Кодекс педагогической чести»?

 

Действительно, НАДО что-то менять — прежде всего в себе, в своем педагогическом менталитете, ведь мы уже порой не реагируем на абсурд, ведя «двойную бухгалтерию», считаем нормой ненормальное, притерпелись к тому, например, что нам дети мешают заполнять отчеты! Надо все же, как Чехов, «по капле выдавливать из себя раба», ведь, согласитесь, раб-учитель не сможет воспитать свободного человека! Надо ВМЕСТЕ — «и физикам, и лирикам» — в живом, неформальном, каждодневном ДИАЛОГЕ искать какие-то новые пути к душам, сердцам ребятишек, чтобы им быть интересными. Помните, что в старом добром фильме «Доживем до понедельника» герой Вячеслава Тихонова сказал измученной работой и уставшей от детей и школы учительнице, у которой от обиды вырвалось: «Я все им отдала!» Он сказал: «Главное — ЧТО есть у вас отдать». Мудро… Да, нам самим надо расти, меняться, преодолевать какие-то стереотипы сознания и поведения! А еще — помогать друг другу, СЛЫШАТЬ друг друга, УЧИТЬСЯ друг у друга.

 

Разговор о предметной функции каждого педагога не мог не вывести на проблемные точки, например в оценивании. Что важнее: конечный усреднённый результат или личные достижения в процессе обучения каждого, в администрировании — большой объём отчётности в условиях отсутствия анализа и использования полученных данных в работе; в методической подготовке — стереотипность методик, погоня за нововведениями в отрыве от реальных потребностей учеников и др. Но все эти трудности и проблемы оказались легко разрешимы после того, как наши педагоги определились в главном — ради чего, а вернее, кого все их усилия. Ответ прост: действия каждого педагога должны определяться правилом: «Шанс на жизненный успех надо дать каждому ребёнку».

 

А по-моему, надо начинать с элементарного — с «приучения» себя быть такими, как мы хотим, чтобы были дети — отзывчивыми, дружелюбными, уважительными, тактичными и внимательными! Вот тогда и воспитание и социализация будут точно успешными.

 

Одно ясно, нелегко почувствовать себя на месте ученика. Вокруг столько «негативных» взрослых! Как они (ученики) вообще умудряются с нами всеми уживаться и общий язык находить. Это не их, а нас надо социализировать!

 

Неприятно было осознать, что чтобы решить вопрос, как создавать комфортную среду, надо сначала определиться — комфортную для кого? Потому что, как выяснилось в ходе разговора в коллективе, каждый из нас по-разному отвечает на этот вопрос. Для кого-то приоритетен личный комфорт, а это значит, что и нагрузка, и расписание, и содержание уроков и внеурочки, и участие в школьных мероприятиях — всё должно подстраиваться под его интересы, а уже потом во внимание берутся интересы детей и интересы других педагогов. Почему мы допускаем такое положение вещей? Причин много, в том числе и уважительные можно найти, но последствия такого положения вещей крайне негативны. Что называется, вскрыли нарыв, хотя он так-то всё время был на виду, а вот удастся ли эту «болезнь» вылечить? Вопрос!

 

Как всё же трудно быть до конца честными перед самими собой. Как хочется найти оправдание всем своим ошибкам и дефектам, пустым урокам и мероприятиям «для галочки». Только детям не это нужно. Мне кажется, главное, что мы сегодня сделали, — это признались, что потерянное нами время — это их упущенные возможности. И нам не всё равно, что будет с нашими учениками. Нелегко будет удержать взятый старт, но иначе, пожалуй, уже не получится.

 

Ну вот, так легко было быть довольными собой! Все неудачи списывать на трудных детей, бестолковых родителей, даже на недалёких коллег. А тут раз — и всё как на ладони! И все вопросы не к окружающим оказались, а к себе самому. И не только вопросы, но и претензии, и недовольство, и желание стать лучше вырисовывалось, а значит, работать больше и честнее. И что теперь — молодость на алтарь профессии? А ведь захотелось! Только жертвой себя вроде и не чувствуешь, а наоборот, прилив сил и куча новых мыслей. И как-то не терпится поскорее 1 сентября дождаться! Дети умеют быть благодарными и прощающими ошибки за любые промахи, кроме, наверное, равнодушия. Главное, это вовремя понять.

Нравится

Статьи по теме

№65 (5742)
13.04.2013
Елена Суслова
Героем дня становится учитель
№61 (5738)
09.04.2013
Елена Суслова
«Учительский вальс» не кончается вечно…

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"