25 апреля 2024     

Политика   

Владимир Зимнев: «И боцманом был, и председателем колхоза»

Застать Зимнева в кабинете оказалось делом нелёгким. Свободные графы — редкость в его плотном расписании…

— Отдыхать-то успеваете? — поинтересовалась при встрече.

— Если день правильно распланировать, найдётся время и для отдыха. К порядку нас приучали с малых лет.

— Владимир Дмитриевич, детство ваше прошло в Ялуторовске. Родители тоже оттуда?

— Мать родилась в Ялуторовске. Отец — в Костромской области. В наши края его мать, моя бабушка, привезла его маленьким. Точнее, привела. Спасаясь от голода, пришла в Сибирь пешком... Не дай Бог кому пережить такие испытания.

— Чем занимались родители?

— У отца было несколько специальностей: столяр, плотник, электросварщик. Мама учительницей начальных классов работала. А в последнее время — учителем и воспитателем в школе для слепых в Ялуторовске.

— Помогали им по хозяйству?

— Конечно. Как поможем отцу, так он потом инструменты полдня найти не мог. Мальчишки, одним словом. Когда подросли, был толк. Нас трое братьев в семье, я старший. У каждого имелись свои обязанности, которые не воспринимались как неприятные повинности. Не возникало желания от них увильнуть. Мы, мальчишки, и посуду мыли, дрова кололи, огород пололи, за скотиной ухаживали… Никакая домашняя работа не пугала. Разве что коза… Побаивались её. Гоняла, рогатая, нас нещадно. Но всё же, переборов страх, изловчались и её накормить. Не станешь же сиднем сидеть или как саврас без узды по улице носиться, когда мать по хозяйству хлопочет!

— Времени с мальчишками на улице побегать хватало?

— Времени хватало на всё, в том числе и на игры. Жили мы на улице Оболенского, в самом центре города. На квартале была хорошая компания. Собирались по вечерам человек семь-восемь, в лапту играли, реже — в футбол. Сейчас у детворы другие увлечения, другие игры. Жаль… Многое теряется. Компьютер, телевизор не научат общению, не помогут физически развиться.

— В школе хорошо учились?

— А в нашей семье по-другому и нельзя было. Родители очень серьёзно, добросовестно относились к своей работе, к любому делу. Разве мы могли поступать иначе? Учёба была нашей обязанностью. Старались выполнять её на совесть. Но отличником, признаться, я в школе не был, учился в основном на четвёрки-пятёрки.

— Какие предметы вам легче давались, гуманитарные или точные?

— Такое деление весьма условно. Бывают физики, которые стихи душевные пишут, или лирики, неплохо разбирающиеся в алгебре, геометрии… У меня ровно шли и гуманитарные, и точные науки. Не скажу, что всё легко давалось. Где-то приходилось и над книгами подольше посидеть, чтобы добиться желаемого результата.

— Если предпочтений особых не было, как выбирали, куда после школы пойти учиться?

— Особо-то я и не выбирал. Решение — поступать в Омское речное училище — вызрело к восьмому классу. Четыре года там отучился. Дальше планировал продолжить учёбу, поступать в вуз по этому же направлению.

— Манил ветер странствий? Может, мечтали о путешествиях под впечатлением от приключенческих книг?

— В детстве, юности без мечты и романтики не обходится. Профессию, связанную с флотом, выделял и по этим, и каким-то другим тогда понятным мне причинам, сейчас подзабытым… То, что это желание было осознанным, не спонтанным, совершенно точно.

— Сын уезжает из дома в четырнадцать лет… Родители не противились такому шагу?

— Нет. Наоборот, всячески поддерживали. Понимали: меня можно отпустить, не потеряюсь, не отступлю от принятых ориентиров.

— В училище легко поступили?

— Особых сложностей не возникло. Хотя конкурс был серьёзный, 14 человек на место. Я приехал из провинциального городка, без протекции. Естественно, волновался. Вступительные экзамены — русский язык, литературу и математику — сдал успешно. Просто хорошо подготовился…

— Видимо, в детстве, в юности много читали?

— Верно. Зачитывался романами Герберта Уэллса, Джека Лондона, Жюль Верна, Александра Дюма, Майн Рида, Вальтера Скотта… Эти книги не могут оставить равнодушным того, в ком живёт желание познавать мир. Часто заходил в городскую библиотеку. Да и сейчас, если не прочитаю несколько страниц за день, появляется ощущение, будто что-то упустил.

— Какую литературу предпочитаете?

— Мне ближе классика. Среди любимых авторов — Драйзер, Парфёнов, Вересаев…

Когда бываю на встречах в школах, спрашиваю учителей литературы, есть ли ученики, способные наслаждаться словом, его изяществом? Такие ребята есть. Но мало… А с кого им брать пример? Часто ли они видят родителей с книгой? То, что люди стали меньше обращаться к книгам, — факт! Наш век высоких скоростей диктует свои правила. Информацию приходится схватывать на бегу. Стандартная отговорка для многих: времени на чтение книг нет. Не соглашусь. Скорее нет желания. Время — понятие относительное. Умение его распределять — залог успеха в любой профессии.

— Кстати, о профессии. Вы окончили Омское речное училище по специальности «судоводитель-судомеханик». Как дальше складывалась жизнь?

— Дальше была служба на Тихоокеанском флоте.

— Почему именно там? Так звёзды легли?

— Это у военкома надо спрашивать, он так решил (улыбается). Почему флот — понятно. Из училища выпустился специалистом: штурман-механик всех групп судов. Морского судоходства нам давали гораздо больше, чем речного, — 300 часов. За это время мы прошли теоретический курс, который позволял выполнять любую задачу на мостике судна. Практики было не так много: всего две навигации. Мы ходили из Омска в Обскую губу, выходили в Карское море. Заходили в Тазовскую губу. Делали небольшие остановки по пути следования. Возвращались уже под снег.

На службе я был сигнальщиком, рулевым. Потом командиром отделения рулевых. В последние полгода — старшим боцманом.

— Служить вам пришлось целых три года! Не жаль этого времени?

— Нет. Думаю, никто из наших ребят его не жалел. С какой стороны ни посмотри, армия — хорошая жизненная школа. Здесь привыкаешь к дисциплине, учишься общаться со сверстниками. Когда ты на корабле, это сложнее вдвойне. Нужно быть интересным своим товарищам, уметь расположить их к себе. Кроме того, служба формирует характер. О том времени остались только тёплые воспоминания. Хотя три года в отпуск не ходил. Побывал на гауптвахте… Было за что! Ещё один армейский урок: отвечай за свои поступки!

— Сложно было адаптироваться к жизни на суше?

— В молодости перемены не пугают, ко всему привыкаешь быстро. К тому же у меня была цель продолжить учёбу. Демобилизовался я уже студентом. Пока служил, сдавал экзамены в институт. Командир не возражал.

— Повезло вам с командиром…

— Его не просто уважали — любили. Он понимал моряков и поддерживал, когда нужно.

— Могли бы остаться на флоте, сделать карьеру?

— Перспективы, возможности действительно были. Меня приглашал капитан одного из судов. Познакомились с ним на пирсе, разговорились. Он предложил после демобилизации должность штурмана на своём теплоходе. Но… В какой-то момент я осознал, что не хотел бы плавать всю жизнь, потому от заманчивого предложения отказался.

— Не жалели об этом?

— По большому счёту нет. Времени для сожалений попросту не оставалось. Вернулся в Ялуторовск, устроился на авторемонтный завод технологом, дослужился до главного механика. К тому же активно участвовал в общественной жизни города по линии комсомола. Видимо, потому на меня и обратил внимание секретарь горкома партии. Откуда-то узнал, что отец мой работал председателем сельского совета (был и такой период в его трудовой биографии) в Ялуторовском районе. Там и располагался колхоз «Путь к коммунизму». Предложил: «Давай председателем в это хозяйство!» А я только стал директором Декабристского спецотделения сельхозтехники, год отработал. За это время добились хороших результатов, съездили в Москву, строили перспективные планы на следующий год... Пришлось о них забыть.

— Как селяне вас приняли?

— Доброжелательно. Когда в колхоз пришёл, там были люди, которые помнили моего отца. На коллективном собрании они сказали: «Если как отец станешь работать, то нам подойдёшь…»

Тяжело было, не скрою. Первые годы не знал, что такое выходные. Председатель колхоза должен был уметь делать всё! Я поначалу не отличал овёс от пшеницы. Сами понимаете, учиться пришлось не за партой в аудитории, а в полях и на фермах. С людьми общался, советовался. Помню тот день, когда сам себе смог признаться: «Наконец-то я стал председателем!» Три года прошло с момента первого собрания.

Будучи мэром Ялуторовска, этой же тактики придерживался: прислушивался к мнениям, пожеланиям горожан. Став депутатом, не изменил взглядов. Стучать кулаком по столу каждый умеет. Только много ли от этого толку?

— Как колхоз изменился за восемь лет, пока вы в председателях были?

— Показатели улучшились: урожайность повысилась, надои увеличились. Конечно, не я это делал — люди. Просто нужно было помочь организовать их работу. А работал колхоз «Путь к коммунизму» серьёзно, как и многие другие хозяйства. Село жило напряжённой жизнью. Время было непростое, но оставило о себе добрую память.

— С 1988 года вы председатель Ялуторовского горисполкома, председатель горсовета, затем по 2010-й — глава города. Сейчас участвуете в жизни Ялуторовска?

— Да. Как депутат стараюсь помогать людям, коллективам, насколько мне хватает сил и возможностей. Обратились сотрудники Ялуторовского музея за помощью в открытии памятника первому директору Ивану Озолину, педагоги-ветераны с просьбой об оказании помощи в издании книги об учителях-фронтовиках. Как откажешь в таких просьбах? Школы, детские сады, общественные объединения Тюмени тоже часто обращаются. Стараюсь исполнять пожелания. Вот целая стопка заявок лежит, уже на следующий год. То, что смогу, постараюсь сделать. Для меня не составляет особой трудности понять, оценить важность и нужность заявки. Люди чаще всего идут к депутату, когда накипело…

— С какими проблемами приходят к вам?

— С самыми разными. Канава перед домом засорилась или крыша потекла. Надо поспособствовать устранению неполадки, помочь ребёнка в школу собрать, купить холодильник или окна заменить, кому-то просто денег на жизнь не хватает…

— Помочь удаётся?

— Почти всегда. Дело в том, что я не останавливаюсь, пока не добьюсь желаемого результата. Бывает, один раз обращаюсь в нужные инстанции, получаю ответ: «Нет, нельзя!» Обращаюсь второй, третий раз… Главное — не обещать людям того, чего не сможешь выполнить. А если уж взялся за исполнение, хода назад нет. Правила просты: ставь себя на место того, кто к тебе обратился, не подводи власть, которую ты представляешь. Её авторитет дороже собственного. В соответствии с этим и нужно строить свою работу.

…Вообще стараюсь помогать людям, независимо от часов и дней приёма. Если не сделал хоть одно полезное дело, считаю, день прошёл зря. Привычка, наверное. Когда был мэром Ялуторовска, обычно по пути на работу или домой несколько человек останавливали, делились проблемами. Заходил в администрацию, если видел: в коридорах никого, не по себе становилось. Либо все вопросы решены (чего не бывает!), либо мы никому не нужны, никто в нас не верит… Но это были редкие часы затишья. Обычно люди шли.

— Ваша карьера политика складывается успешно…

— Не считаю себя политиком. Я занимаюсь хозяйственной деятельностью. Если принято применять слово «политик» по отношению к депутату областного парламента, пусть так. Оспаривать не стану. В какой бы коллектив я ни пришёл, не говорю о политике, да и людям вряд ли это нужно. Они хотят поделиться тем, что их беспокоит, найти поддержку. Насчёт успешности карьеры… Не задумывался об этом. Жизнь идёт своим чередом.

— Личные приёмы у вас часто проходят?

— Минимум три раза в месяц. Строгих ограничений по времени не устанавливаю. Не могу же я сказать человеку, который пришёл на приём: всё, отведённые часы закончились, вас выслушаю в следующий раз. Мне кажется, так никто не поступит.

— Поддаётесь эмоциям?

— Стараюсь держать себя в руках. Людям нужна конкретная помощь, а не бесплодные эмоции. Но я живой человек, иногда энергично реагирую на ситуацию.

— Когда помогли, спасибо говорят?

— Знаете (задумывается), обычно нет. Этого и не жду. Тебя воспринимают как человека, обязанного решать вопросы. Хотя есть и те, кто считает нужным сказать несколько добрых слов. Приятно…

— О мужской дружбе ходят легенды. Вам посчастливилось встретить таких, настоящих, друзей?

— В детстве. Сейчас их уже нет… Чем старше становишься, тем сложнее найти искреннего друга. А дружба по выгоде мне непосильна. Не признаю такой! И сам стараюсь не заводить «нужных» знакомств. Это для кого-то другого, не для меня.

 

Досье «ТИ»
Зимнев Владимир Дмитриевич. Родился 21 января 1949 года в Ялуторовске. До 8-го класса учился в школе № 1. В 1968-м окончил Омское речное училище. В 1968-1971 годах служил на Тихоокеанском флоте.
В 1977-м заочно окончил Новосибирский институт инженеров водного транспорта по специальности «инженер-механик». В 1974-1979 гг. работал механиком на Ялуторовском ремонтном заводе. В 1979-1980 гг. — директор Декабристского спецотделения сельхозтехники. 1980-1987гг. — председатель колхоза «Путь к коммунизму». В 1988-м избран председателем горисполкома, далее — глава Ялуторовска. С 2011 года — депутат Тюменской областной Думы.

Фото Сергея Киселёва.

Нравится

Статьи по теме

№214 (4956)
02.12.2009
Любовь Киселёва
Добро пожаловать на дыбу
№8 (4750)
21.01.2009
Андрей ФАТЕЕВ - из Ялуторовска
Владимир Зимнев: "Все беды и радости этого города я принимаю близко к сердцу"

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"