4 октября 2022     

Экономика   

Правила игры для государства и бизнеса

К такому выводу пришли участники круглого стола, на котором рассматривался проект федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации». В обсуждении, инициированном фракцией «Единая Россия» Тюменской областной Думы, помимо парламентариев приняли участие руководители промышленных предприятий, представители регионального отделения Общероссийской общественной организации «Деловая Россия», областного департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства.

Первый шаг

Прежде чем представить законопроект, председатель комитета по экономической политике и природопользованию Тюменской областной Думы, единоросс Инна Лосева сделала небольшой исторический экскурс.

— В начале 90-х годов, когда шло реформирование России, приоритет отдавался финансовой стабилизации, — напомнила Инна Вениаминовна. — Предполагалось, что это будет способствовать притоку отечественного, иностранного капитала и даст рост экономическому развитию России. Все реформы в то время осуществлялись под лозунгом эффективного свободного рынка и либерализации экономики, поэтому вопрос о необходимости обоснованной, просчитанной промышленной политики не ставился. Но постепенно пришло понимание: выбранная модель — с опорой лишь на финансы и сырьевые ресурсы — не может быть единственной основой развития страны. Без надежного конкурентоспособного промышленного сектора экономика не имеет перспектив. Причем формирование этого сектора возможно только в рамках разумной эффективной научно обоснованной государственной стратегии. Жизнь доказала: государство несет гораздо большую ответственность за развитие экономики, нежели рынок. Конечно, это не означает, что участие государства в экономике надо рассматривать как ограничительный фактор и возврат к планово-командной системе управления. Напротив, промышленная политика предполагает сочетание активной роли государства и эффективных рыночных механизмов.

В последние годы федеральные законодатели не единожды предпринимали попытки сформулировать основные принципы государственной промышленной стратегии. Только в 2012-2013 годах Государственная Дума рассмотрела два проекта законов, касающихся этой сферы. Кроме того, ряд аналогичных документов подготовили общественные организации. Каждый из них содержал рациональное зерно, но были и серьезные недостатки.

Проект федерального закона «О промышленной политике в Российской Федерации», вынесенный на суд регионального бизнес-сообщества тюменскими единороссами, разработан Научно-практическим центром стратегического планирования и управления экономикой при Президиуме Генсовета партии «Единая Россия».

— Законопроект носит рамочный характер, — подчеркнула Инна Лосева, — однако определяет основные направления развития промышленности, предусматривает создание кластеров на территории РФ и помощь ряду отраслей. Причем преференции будут оказываться на уровне государства, субъектов Федерации и муниципалитетов. Для совершенствования конкретных инструментов государственной поддержки планируется внесение изменений в налоговое законодательство. По мнению разработчиков, принятие базового закона станет первым шагом комплексной промышленной политики, которая должна реализоваться в государстве.

Процесс формирования государственной стратегии не обещает быть скорым. Как пояснила Инна Лосева, инициаторы законопроекта — единороссы, члены Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Госдумы РФ, не намерены вносить его на рассмотрение нижней палаты российского парламента в ближайшее время. Сначала они решили провести общественное обсуждение, выслушать мнение тех, чьи интересы документ затрагивает в первую очередь – отечественных промышленников и предпринимателей.

— Я думаю, ваши предложения позволят нам внести здравое зерно в этот законопроект, — обратилась к участникам круглого стола председатель комитета по экономической политике и природопользованию.

— Получается как в том анекдоте: и промышленность есть, и политика, а промышленной политики нет, — пошутил сопредседатель регионального отделения «Деловой России», генеральный директор ООО «Консалтинговая компания Бизнес Капитал Групп» Мурат Нурпеисов. — Ну а если серьезно, то такой подход к подготовке закона не может не радовать. К сожалению, многие документы у нас разрабатываются в тиши кабинетов и оказываются оторванными от реальности.

А какова она, эта реальность, применительно к региональной промышленности?

Сами с усами

Пока на уровне Федерации шли споры о роли государства в рыночной экономике, субъекты Федерации предпринимали практические меры по спасению местных производств и поиску надежных источников пополнения бюджета. Например, в Тюменской области с 2004-го работают закон о поддержке отдельных видов промышленной деятельности и соответствующая целевая программа. Итоги реализации этих документов говорят сами за себя: начиная с 2005 года, в региональную казну поступило более 200 миллиардов рублей.

— По сути, в законопроекте, вынесенном на обсуждение, для нас нет ничего нового, — констатировал начальник управления государственной поддержки департамента инвестиционной политики и государственной поддержки предпринимательства Тюменской области Валерий Ладнер. — Получается, что мы опережаем Федерацию, и наш регион по праву считается передовым в плане развития промышленности. Об этом свидетельствует и количество реализованных инвестиционных проектов: около 50 крупных, около 120 — относящихся к субъектам малого и среднего предпринимательства. Только до конца нынешнего года запланировано открытие 15 новых промышленных площадок.

— Хотя Тюменская область и передовая, но любые изменения федерального законодательства способны свести на нет усилия Думы и правительства по развитию промышленности. Может, предложить создать согласительную комиссию, которая бы регулировала эту деятельность на уровне государства? Пока сформируется единая промышленная политика, пройдет еще не один год. Нам-то что делать в такой ситуации? — поддел коллег Мурат Нурпеисов.

— Как работали, так и будем, главное, не мешали бы! — хором прозвучало в ответ.

Что мешает?

Проект закона участники круглого стола рассматривали через призму проблем, препятствующих динамичному и успешному развитию предприятий. Поможет ли вынесенный на обсуждение документ решить эти проблемы? Как показала дискуссия, пока на роль стратегического он не тянет.

Валерий Ладнер особо подчеркнул: «В целом по концепции вопросов нет». Но поделился сомнениями по поводу некоторых положений законопроекта. В частности, тех, что касаются ответственности органов государственной власти за обеспечение благоприятных условий для развития промышленной деятельности. «Не совсем понятно, о какой ответственности идет речь», — заметил Валерий Владимирович.

Нет ясности и в том, какое именно ведомство на уровне федерального центра станет локомотивом, возьмет на себя ключевые обязанности по реализации промышленной политики. Сегодня их выполняют несколько министерств, причем у каждого — свой подход.

— Поддержка субъектов малого и среднего предпринимательства осуществляется нами при активном привлечении федеральных средств через программы, утвержденные Министерством экономического развития, — пояснил Валерий Ладнер. — Мы на паритетных условиях участвуем в реализации программных мероприятий и привлеченные средства распределяем по своему усмотрению. По промышленности ситуация иная. Формы субсидирования, предусмотренные на федеральном уровне, предполагают непосредственное обращение предприятий в министерство. Мы давно предлагаем перейти на форму взаимодействия, утвержденную Минэкономразвития. Это значительно облегчило бы получение федеральных средств и оказание поддержки предприятиям.

— Вряд ли мы решились бы запустить вторую линию, если б не поддержка правительства Тюменской области, — призналась генеральный директор ООО ККУ «Тюменская фанера» Альмира Каримова. — Не на что было бы покупать дорогое импортное оборудование, поскольку прибыль съедают несколько видов расходов. Значительно выросли затраты на железнодорожный транспорт, налоговая составляющая просто очень нехороша — только 7 миллионов рублей в год мы отдаем налога на зарплату.

Если государство не будет регулировать естественные монополии, уверена генеральный директор ООО «Стеклотех» Елена Острягина, не может быть и речи ни о росте прибыли, ни о выходе российских предприятий на внешний рынок, что в связи со вступлением страны в ВТО становится первостепенной задачей. Однако в проекте закона Елена Анатольевна не нашла конкретных предложений на сей счет.

— В законе должна найти отражение позиция Правительства РФ по внешнеэкономической деятельности, — считает председатель ассоциации мебельщиков Тюменской области, руководитель группы компаний «ИНТЕДИ» Павел Кривчун. — Сегодня отечественная мебельная отрасль испытывает серьезное давление со стороны китайских, восточно-европейских компаний. На каждой выставке мы видим, какую поддержку зарубежные страны оказывают своим изготовителям мебели. Предприятия предоставляют образцы и несут транспортные расходы. Оплату же павильонов, а это самые большие затраты, берет на себя государство.

По мнению директора ООО «Шаттдекор» Дмитрия Килимника, слабая конкурентоспособность отечественной промышленности не только в отсутствии внятной политики по продвижению российских товаров на внешний рынок.

— Наша компания работает в 12 странах, и почти по всему миру у нас один прайс-лист, — сообщил Дмитрий Юрьевич. — Для российской же продукции установлены десяти-пятнадцатипроцентные наценки, потому что у нас все дороже — электричество, транспорт, сырье, налоговые отчисления выше. Хотя производительность труда у нас не хуже, чем в Европе.

Уполномоченного по защите прав предпринимателей в Тюменской области Ларису Невидайло беспокоит тот факт, что в проекте закона о промышленной политике нет конкретных мер по обеспечению безопасности бизнеса. Они, по мнению Ларисы Кирилловны, обязательно должны быть прописаны: «Тюменская область — пока спокойный регион в плане рейдерских захватов и коррупционного давления на предпринимателей. Но в других субъектах Федерации ситуация далека от благополучия. Без государственных гарантий защиты бизнесмены не смогут чувствовать себя уверенными в завтрашнем дне».

— Есть инструкция для сборки, а есть — по использованию. Этот закон — инструкция по сборке, — взял слово генеральный директор ООО «Группа Венчурных Инвестиций» Антон Язовских. — Сегодня существует комплекс мер государственной поддержки бизнеса. Каждый год идет отработка самых эффективных. Например, по лизингу, обучению кадров. А какая, например, эффективность от компенсации двух третей ставки рефинансирования? Оцифрованного ответа не существует. Сказать, что столько-то затрачено и столько-то ВВП получено, нельзя. Потому что нет такой статистики! Есть закон, по которому должна быть разработана промышленная политика на уровне субъектов Федерации. В нем прописано целевое и рациональное использование средств. Но каков конечный результат? К сожалению, обсуждаемый нами законопроект не предполагает наличие критериев эффективности бюджетных вложений…

По-соседски или по закону?

В ходе дискуссии была затронута еще одна немаловажная тема — об интеграции.

— Создание промышленных кластеров невозможно без межрегионального взаимодействия. Его принципы должны быть четко сформулированы, а этого в законопроекте пока нет, — заявил Антон Язовских.

Не сформулированы и государственные приоритеты развития промышленности, на что обратил внимание Мурат Нурпеисов: «Как сказано в документе, приоритеты могут определять субъекты РФ. Зачем нужен закон, направленный на поддержку регионального сепаратизма? У нас и так дружба соседей сейчас строится только на личных взаимоотношениях между директорами предприятий. Для всей российской промышленности необходимо установить единые правила игры!»

— Вот поэтому и нужен федеральный закон! — парировал председатель комитета по государственному строительству и местному самоуправлению Тюменской областной Думы, единоросс Фуат Сайфитдинов. — Да, в нашей области промышленная политика выстроена, но ведь мы не в вакууме живем, и решить проблемы, о которых сегодня говорилось, одному региону не под силу. Согласен: законопроект пока сыроват. Есть вопросы по уполномоченному органу, по ответственности субъектов Федерации за исполнение программ, по интеграции. Что касается межрегионального взаимодействия, то его принципы достаточно четко отработаны на примере программы «Сотрудничество». С 2005 года Тюменская область, Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа вложили в общую инфраструктуру около 250 миллиардов рублей. Создавая эту программу, мы действовали интуитивно, договариваясь, формируя общие правила по ходу дела. А сейчас то, к чему мы шли путем проб и ошибок, предлагается распространить на всю страну. Разве это плохо? На мой взгляд, законопроект надо поддержать. А чтобы он получился действенным и эффективным, вносите предложения!

Тюменские бизнесмены выразили готовность поучаствовать в законотворческом процессе…

Фото Дмитрия Ткачука.

Нравится

Статьи по теме

№117 (5794)
11.07.2013
Андрей Фатеев
Нефть — не проклятье...

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"