Или скажем так: азербайджанская любовь как угроза столице Франции. Переставим слова, но ничего не изменится. Париж, как и полагается по сюжету, будет лежать в «развалинах». Влюблённая парочка — светиться от счастья. А колдун — потирать руки и удивляться собственному могуществу.
Курс ЦБ РФ
сегодня USD92.1314EUR98.7079
Погода на сегодня | ||
---|---|---|
Тюмень | +13...+15 °C | |
Ханты-Мансийск | +4...+6 °C | |
Салехард | -1...+1 °C |
Культура
Париж как жертва азербайджанской любви
Вы, конечно, догадались: всё это не взаправду. История, поставленная в молодёжном театре «Ангажемент», — добрая улыбка Мирзы Фатали Ахундова, жившего в XIX веке и с интересом наблюдавшего за взаимоотношениями мужчин и женщин, представителей разных культур и поколений.
Его пьесу с заковыристым названием «Мусье Жордан, учёный ботаник, и дервиш Масталишах, знаменитый колдун» поставили в 1851 году на частной сцене Санкт-Петербурга. А 1852-м — в Тифлисе. Зрители признали историю «милой, живой, грациозной и оригинальной». Какова была её судьба в последующие 100 лет, неизвестно. А вот в 1976-м она шагнула на экран. В фильме «Дервиш взрывает Париж» мусье Жордана сыграл сам Сергей Юрский.
Считается, что именно с пьес Ахундова в Азербайджане началось становление театра. На родине классика чтят как национального героя. В прошлом году к 200-летию драматурга Азербайджанский государственный русский драматический театр обратился к «Мусье...» и нынче даже привёз «по-восточному яркий и красочный, наполненный танцами и песнями» спектакль Александра Шаровского в Москву.
Тюменская версия в постановке азербайджанского режиссёра и хореографа Микаила Микаилова получилась тоже весьма колоритной. К бабке ходить не надо — зрителям она придётся по душе. У спектакля всё для этого есть: живописные персонажи, блестяще сыгранные нашими актёрами, сочный язык с характерным кавказским выговором, простое, но вместе с тем небанальное оформление сцены, а кроме того, сам по себе забавный сюжет. Основанный, кстати, на некоторых реальных событиях.
Например, учёный Алексис Жордан существовал на самом деле. И действительно изучал флору Карабаха, где живут герои ахундовской комедии. Да и парижская «катастрофа» тоже имела место быть — в 1848 году, когда во Франции произошла буржуазно-демократическая революция. Драматург, как профессиональный бармен, смешал в нужных пропорциях правду и вымысел, добавил крепкий градус кавказского юмора и получил искромётный коктейль, который не выдохся даже за полтора века. И не выдохнется, потому что в основе пьесы — любовь и ревность!
Герои спектакля Шахбаз и Шарафниса души не чают друг в друге. Дело движется к свадьбе. Но тут (не по злому, конечно, умыслу!) вмешивается ботаник Жордан, очаровывая жениха рассказами о Париже. Юный Шахбаз понимает: ему крайне необходимо побывать до свадьбы во Франции. Шарафниса не без оснований полагает, что её возлюбленного привлекают в Париже не столько науки, о которых он ей толкует, сколько местные красавицы, появляющиеся в обществе с открытыми лицами. Как остановить Шахбаза, девушка не знает. На помощь приходят мать — Шахрабану-ханум и кормилица — Ханпери. Знающие толк в решении жизненных вопросов женщины зовут дервиша Масталишаха, который называет себя колдуном, а на деле является обычным пройдохой. Дервиш предлагает услуги на выбор: лишить головы учёного француза или одним ударом разрушить Париж. Мусье Жордана жалко — он хороший. А город... чёрт с ним, с городом!
И надо же такому случиться: едва колдун завершает свой дьявольский обряд, как в двери стучится взволнованный ботаник с известием: «Париж в развалинах, король бежал!» Интриганки, вступившие в сговор с нечистой силой, благодарят Аллаха. Занавес.
...Микаил Микаилов, которого директор тюменской «молодёжки» Леонид Окунев прозвал на русский манер Михал Михалычем, легко нашёл общий язык с «ангажементовцами» и поставил спектакль за 20 репетиций. Артисты признались, что работа с азербайджанским «варягом» принесла им огромное удовольствие. Зрители в день премьеры, произведя в зале восторженный тарарам руками, ногами и глотками, дали понять, что спектакль удался.
Итак, кто он такой, этот Микаилов? И что хотел сказать своей работой?
Микаил молод, но уже широко известен в Азербайджане. Он — выпускник хореографического училища и университета искусств. Служил в театре пантомимы, где ставил пластические спектакли. Снимался в кино и сам снимал фильмы. В настоящее время является режиссёром театра «Юх».
Микаилов признался, что ему хотелось сделать спектакль по Ахундову именно с артистами русского театра и что он уже успел получить интересный опыт работы с этим же материалом в Казахстане.
В тюменской постановке режиссёр решил немного «вильнуть» в сторону с прямой дороги, проложенной драматургом.
— Как известно, Ахундов был философом-материалистом и ярым атеистом, — заметил Микаилов. — Я же определил жанр спектакля как квазимистику, то есть «якобы мистику». Это намёк: нечто сверхъестест-венное существует, независимо от того, верят люди в это или нет. Нам хочется думать, что духовная сфера и высшие силы есть, но мы не можем видеть их и осязать, поэтому находимся в состоянии неопределённости. Нравственные проблемы общества связаны как раз с этой неопределённостью. Надо найти золотую середину между материальным и духовным мирами…
Так где же скрыт его намёк на сверхъестественное? Казалось бы, всё очевидно: дервиш — плут и обманщик, его колдовство и парижские события — простое совпадение. Однако если присмотреться...
И у Ахундова в пьесе, и у Микаилова в спектакле Ханпери обращается к Шахрабану-ханум: «Разве не говорила я тебе, что нет дела, с которым бы не справился этот дервиш? Я только боюсь, как бы от сотрясения, разрушившего Париж, не пострадали какие-нибудь другие города». На сцене в этот момент идёт фоторяд, демонстрирующий события французской революции 1848 года и следом нашей — Великой Октябрьской.
Мирза Фатали написал «Мусье...» в 1850-м и, вкладывая эти слова в уста своей героини, конечно же, не знал о том, что произойдёт в 1917-м. Выходит, атеист оказался провидцем?
Фильм «Дервиш взрывает Париж», в котором сыграл Сергей Юрский, вышел на экраны в 1976 году.
Фото Дмитрия Ткачука.
Статьи по теме
Новости
09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.
08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».
08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.
Опрос
Блоги
Серафима Бурова
(24 записи)Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.
Наталья Кузнецова
(24 записи)Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.