4 октября 2022     

Экономика   

Россия рванёт вперёд. На хорошем бензине!

Мы — мазутчики

С этого года в стране запрещён оборот экологически грязного топлива стандарта Евро-2 и ниже, а с 2015-го вне закона окажется и Евро-3.

А ведь ещё лет пять назад три четверти российского дизтоплива не соответствовало даже Евро-1. Более трети бензинов, причём выпускаемых по действующим ГОСТам, не укладывались в стандарт Евро-2. Большинство нефтеперерабатывающих заводов, доставшихся нам в наследство от СССР, равно как и отечественные заводы, штампующие морально устаревшие автомобили, давно нуждались в коренной модернизации. Страна Советов дышала свинцом, оксидами серы, токсическими и откровенно ядовитыми соединениями, порой чёрным шлейфом выбрасываемыми из выхлопных труб.

К тому же на большинстве заводов с нефти снимали лишь самые «сливки» в виде лёгких бензиновых и керосиновых фракций, производя преимущественно мазут. Генадий Шмаль, президент Союза нефтегазопромышленников России, как-то признался: «Мы, честно говоря, не нефтепереработчики, мы — мазутчики». «Отбросы» (так переводится слово «мазут» с арабского) отправляли в топку, ещё более загрязняя окружающую среду, или на экспорт, где из них в результате сложнейших физических и химических процессов получают керосин и автомобильное топливо, моторные и смазочные масла, смолы и битумы…

Глубина переработки нефти на наших НПЗ колеблется от 40 до 70 процентов. Хотя в Америке, которую мы пытаемся догнать и перегнать всю сознательную жизнь, эта самая глубина превышает 96%! Причём в Калифорнии, Нью-Йорке и прочих штатах реформированный или особо чистый бензин, аналог экологического стандарта Евро-4, обязали продавать ещё с 1995 года.

От Америки и старушки Европы мы отстали едва ли не на поколение, совершенно бездарно разбазаривая природные богатства и наплевательски относясь к своему здоровью.

Попытки перейти на более чистый бензин в России предпринимали неоднократно. Решительный шаг правительство сделало незадолго до начала мирового кризиса. Согласно техническому регламенту «О требованиях к автомобильному и авиационному бензину, дизельному и судовому топливу, топливу для реактивных двигателей и топочному мазуту», популярный Аи-92 должен был бесследно исчезнуть с бензоколонок в январе 2009-го. Поскольку бензин Евро-3 не мог иметь октановое число ниже 95. Кроме того, содержание серы в нём по сравнению с Евро-2 сокращалось с 500 до 150 миллиграммов на килограмм. К слову, в Евро-5 серы всего 10 миллиграммов.

Одновременно предполагалось кардинально пересмотреть систему акцизов, снизив их для высокосортного топлива и повысив для низкосортного, тем самым простимулировав нефтяников на модернизацию заводов. Однако налоговую реформу заблокировал Минфин, побоявшись, что подобная дифференциация подстегнёт и без того высокую инфляцию. Нефтяники в свою очередь проинформировали правительство, что переоснащение заводов требует времени и колоссальных вложений… Аргументы специалистов, судя по всему, убедили правительство: переход на Евро-3 отложили. Для начала на пару лет. До января 2011-го.

«Вечно откладывать на потом»

Руководство страны искало выход из ситуации. Отрасль оказалась явно не готова к жёстким требованиям к качеству моторных топлив. В феврале 2010-го тогдашний президент Дмитрий Медведев отправился на Омский НПЗ. Место для совещания глава государства выбрал не случайно. «Газпром нефть», которой принадлежит завод, ещё в 2008-м — одной из первых в стране — освоила здесь выпуск бензинов Супер-Евро-98 и Премиум-Евро-95, отвечающих требованиям стандарта Евро-3. А значит, содержащих гораздо меньше серы, бензола и иных углеводородов, образующих при сгорании трудноудаляемый нагар и опасные канцерогены. К тому же глубина переработки в Омске достигла 87%. Притом что в среднем по отрасли эту самую переработку — по инновационному сценарию социально-экономического развития страны — планировали углубить до 85% лишь к 2020 году.

Однако при существовавших ставках экспортных пошлин на нефтепродукты эффективность инвестиций в глубокую переработку нефти втрое (!) уступала вложениям в первичную перегонку. Не добавляли оптимизма и советские, причём временные, правила проектирования, которые значительно — порой в разы по сравнению с зарубежными проектами — увеличивали сроки и затраты на строительство нефтеперерабатывающих установок. Явно не готовы были к переходу на Евро-5 и отечественные машиностроители.

В ноябре 2010-го руководителей нефтяных компаний созвал Владимир Путин. И вновь все взоры были обращены на Омский НПЗ: премьер-министр дал команду к запуску установки изомеризации лёгких бензиновых фракций. Уникальный комплекс в Омске, рассчитанный на ежегодный выпуск 800 тыс. тонн изомеризата для высокооктановых бензинов с нулевым содержанием серы, ароматики и непредельных углеводородов, стал самым мощным не только в России, но и в Европе. Построили установку-рекордсменку в рекордные же сроки: всего за 20 месяцев.

Нефтяники на совещании вновь жаловались на налоги, регламенты и неготовность к переходу на высококачественное топливо автомобильного парка страны. Почти 90% техники отечественного производства создавалось под Аи-92. Использование Аи-95 на устаревшем транспорте грозило прогаром клапанов и выходом двигателей из строя. А для снижения опасных выбросов в атмосферу гораздо большее значение имел экологический класс двигателей, нежели топлива. Самый правильный способ, доказывали эксперты, — запретить производство машин, работающих на Аи-92. Тогда и спрос на такой бензин постепенно сократится. Ведь снизился же почти до нуля спрос на 80-й бензин после остановки производств карбюраторных двигателей. Министр энергетики на том совещании предложил продлить оборот народного бензина Аи-92 до 2015 года, правда, максимально ограничив использование вредных присадок.

Владимир Путин пошёл навстречу нефтяникам, отложив переход на Евро-3 ещё на два года. «Но только давайте исходить из того, что мы не можем вечно откладывать переход на потом», — мягко уточнил премьер.

Стыдно сказать…

Вскоре глава правительства занял гораздо более жёсткую позицию. Бензиновый кризис не оставил ему иного выбора. Летом 2011-го Владимир Путин провёл с руководителями компаний серьёзный «разбор полётов».

— Наша нефтеперерабатывающая промышленность, стыдно об этом сказать, по структуре выпускаемой продукции скатилась на уровень середины 50-х годов прошлого века, — возмущался премьер. — В 2010-м произведено почти 145 миллионов тонн дизтоплива и мазута. И лишь 45 миллионов тонн бензина и авиакеросина. Любая авария, внеплановая остановка отдельного НПЗ, сезонные работы дестабилизируют ситуацию, провоцируют дефицит и всплеск цен. Мы регулярно сталкиваемся с проблемами на внутреннем рынке, что для крупнейшего в мире производителя сырой нефти абсолютно абсурдная ситуация. Из добываемых 500 миллионов тонн нефти у нас перерабатывается менее половины. И то речь идёт о так называемой первичной переработке.

Владимир Путин настоятельно призвал нефтяников вплотную заняться увеличением вторичной переработки: «Большинство компаний не выполнило обязательств по наращиванию глубокой переработки нефти, при этом в полной мере воспользовалось льготой со стороны государства. Нефтяные компании заверяли нас, что средства, полученные на разнице пошлин на сырую нефть и тёмные нефтепродукты, так называемую премию, вложат в развитие глубокой переработки. На деле всё оказалось, к сожалению, далеко не так. Качественного обновления российских НПЗ не происходит, напротив, резко вырос экспорт мазута и некондиционного дизтоплива для их последующей переработки, но уже за рубежом. Российский бюджет несёт значительные убытки».

Тогда же премьер изыскал инвестиционные возможности для развития: «За 2010 год по основным компаниям выплачено 8 миллиардов долларов дивидендов. При этом недофинансирование своих же обязательств по модернизации вторичной переработки за три года — около 2 миллиардов долларов! Процесс модернизации нефтепереработки нужно взять под самый тщательный контроль. Все компании должны представить конкретные программы реконструкции НПЗ. В случае срыва обязательств оставляем за собой право применять санкции, включая изъятие прибыли. Потому что прибыль компаниями, подписавшими соглашение, будет получена за счёт предоставленных государством льгот. В реализации наших договорённостей заинтересованы все, кто считает Россию своей Родиной. И кто хочет здесь работать, не чувствовать себя временщиком и не пытаться выжать последние оставшиеся резервы из старых проржавевших гаек и труб!»

Импульс для модернизации

Июльское совещание 2011-го придало мощный импульс модернизации отечественной нефтепереработки. Нефтяные компании приняли весьма амбициозные программы модернизации НПЗ. В случае их реализации к 2020 году выход светлых нефтепродуктов возрастёт в стране с 55% до 72%, а глубина переработки — с 72% до 85%. Соответственно «выход» мазута сократится вдвое. Правда, и тогда его будет в четыре раза больше, чем у американцев.

Представители Минэнерго рапортуют: «Всё идёт по графику, глобальных отставаний нет». С января 2013-го в стране удалось наконец остановить продажу топлива стандарта Евро-2 и ниже, нарастив производство высокооктановых бензинов. В текущем году на реконструкцию НПЗ компании обещают направить свыше 262 миллиардов рублей, запустив 13 установок вторичной переработки нефти. Как замечает Александр Новак, министр энергетики России, изменение тенденций во многом объясняется введением новой системы налогообложения и дифференциацией акциза в зависимости от экологического класса топлива. Безусловно, не обошлось и без настоятельных рекомендаций Владимира Путина.

Гордость России

Возможность собственными глазами увидеть происходящие в отрасли изменения журналистам предоставила «Газпром нефть», организовав пресс-тур по заводам компании. Начался тур на Омском НПЗ, самом мощном и современном на постсоветском пространстве. Первую установку для переработки башкирской нефти здесь запустили осенью 1955-го, но своё развитие завод получил благодаря воспетой журналистами страны Тюмении. В 1980-м он достиг пика, переработав 28 млн тонн чёрного золота. Однако с падением Союза стала падать и переработка. К концу XX века аппетиты отечественного гиганта сократились до 12 млн тонн.

Участники пресс-тура смогли убедиться: «Газпром нефть» подаёт коллегам неплохой пример. За прошлый год в Омске переработали 20,95 млн тонн сырой нефти — больше всех в России, доведя глубину переработки до 88,83%. В рамках масштабной программы модернизации сдан опять же крупнейший в России комплекс так называемой селективной очистки бензина и дизтоплива. Современные технологии предоставили американская «UOP» и французская «AXENS». Сегодня уже более половины всего производимого в Омске бензина отвечает требованиям экологических стандартов Евро-4 и Евро-5, а их выпуск по сравнению с 2011 годом увеличился в 30 раз! Не случайно Всемирная ассоциация нефтеперерабатывающих компаний признала Омский завод лучшим предприятием отрасли в России и странах СНГ.

— На Омском НПЗ завершён первый этап масштабной программы модернизации, — разъясняет журналистам Александр Дыбаль, член правления «Газпром нефти». — Это позволило перейти на выпуск моторных топлив высших экологических классов, причём значительно раньше сроков, установленных техническим регламентом. Мы были первыми — и мы выиграли, получив дополнительные конкурентные преимущества. В модернизацию завода компания вложила уже 36 миллиардов рублей и ещё порядка 80 миллиардов рублей инвестирует в ближайшие годы. Логично, что столь мощное предприятие остаётся одним из основных в регионе плательщиков налогов.

До 2020 года на Омском заводе намерены обновить 6 существующих и ввести 8 новых объектов. Это позволит поднять глубину переработки до 96%, повысив качество нефтепродуктов до мировых стандартов, а также свести к минимуму энергетические затраты и промышленные выбросы. «Через несколько лет Омский НПЗ выйдет в абсолютные лидеры отрасли и с точки зрения экологичности производства», — уверенно заявляет Александр Дыбаль.

Впрочем, уже сегодня территорию Омского завода облюбовали для гнездовья и вывода птенцов совы, выбирающие исключительно экологически чистые места.

Лебединый пруд

Если на Омском заводе поселились совы, то у входа на Московский НПЗ нас встречали лебеди. Окрестности живописного пруда стали излюбленным местом для прогулок мамочек с колясками. А ведь долгие годы Капотня, где расположен НПЗ, из-за экологического неблагополучия наводила ужас на жителей столицы.

Московский НПЗ нынешней весной отметил 75-летний юбилей. Заложили его в годы первых пятилеток на берегу Москвы-реки, по которой баржами завозили бакинский мазут для последующей переработки. В годы войны именно это предприятие под огнём вражеских бомбардировок ковало победу, обеспечивая Красную армию бензином и соляркой.

К реальной модернизации здесь приступили только в 2010-м, когда «Газпром нефть» стала собственником завода. Начали с экологических проектов — построили закрытые очистные сооружения, реконструировали битумную установку и наливную эстакаду, начав производство битумов улучшенного качества, заодно более чем на 90% сократив выбросы вредных веществ. В текущем году состоялось торжественное открытие сразу трёх установок. Двух новых — изомеризации лёгкой нафты и гидроочистки бензина каталитического крекинга. И одной реконструированной — установки гидроочистки дизельного топлива.

Московский НПЗ по праву можно назвать самым динамично развивающимся предприятием нефтеперерабатывающей отрасли. Коллективу предприятия удалось почти невозможное — всего за 2,5 года завод полностью перешел к выпуску топлив высшего класса Евро-5, закрывая на 40% потребности Москвы и Подмосковья. Очередной этап масштабной модернизации рассчитан до 2017 года. Он предусматривает реконструкцию установок каталитического крекинга и атмосферно-вакуумной перегонки нефти, а также строительство комбинированной установки переработки нефти. К 2020 году здесь и вовсе отстроят фактически новый завод. Тогда Московский НПЗ будет с лёгкостью перерабатывать по 12 млн тонн нефти, полностью обеспечивать себя теплом и на 40% электроэнергией. При этом выход светлых нефтепродуктов возрастёт с 63% до 82%, а глубина переработки — с 76% до 98%.

С божьей помощью

Свои позиции на топливном рынке «Газпром нефть» усиливает не только внутри собственной страны, но и за рубежом. В 2009-м россияне приобрели у правительства Сербии контрольный пакет акций «Нафтна индустриjа Србиjе», получив доступ к участкам недр и двум нефтеперерабатывающим заводам. Сербия выставила «НИС» на продажу не от хорошей жизни. Госкомпания, продолжавшая выпуск давно запрещённого в Европе «свинцового» бензина, не выдерживала конкуренции с продвинутыми соседями, принося сплошные убытки. А государство, пережившее экономическую блокаду, бомбардировки НАТО и развал Югославии, не имело возможности для привлечения серьёзных инвестиций для обновления производства.

С приходом «Газпром нефти» сербская компания в первый же год — впервые за два десятка лет — нарастила добычу чёрного золота, причём сразу на 30%, до 1,2 млн тонн. А к 2020 году рассчитывает довести её до 5 млн тонн. Возобновлена геологоразведка, в том числе и сланцев, запасы которых на территории Сербии оцениваются в 2,5 млрд (!) тонн. Увеличивает «НИС» и добычу природного газа, закрывая сегодня пятую часть потребностей страны в голубом топливе.

Кардинальному обновлению подверглась нефтепереработка. Только на завод «рафинериjа нафте» в Панчево россияне направили более полумиллиарда евро. После окончания строительства комплекса лёгкого гидрокрекинга и гидроочистки «НИС» полностью перешёл на выпуск бензина и дизтоплива, соответствующих стандарту Евро-5 и сертифицированных в Евросоюзе. О былых катаклизмах напоминает лишь памятник работникам завода, погибшим во время бомбардировок 1999 года, да фотографии горящих установок. Крылатые ракеты разрушили тогда все заводы, электростанции, мосты, взлётные полосы, уничтожив практически всю промышленность, которой так гордилась социалистическая Югославия.

Второй завод — в Нови-Саде — «Газпром нефть» перепрофилирует с топлива на выпуск нафтеновых базовых масел. Это будет крупнейшее производство в Европе, к тому же работающее на собственной уникальной нефти. Ближайший конкурент — шведская «Nynas» — завозит подобную нафту из Венесуэлы.

Заметно изменились и автозаправочные станции «НИС». Сегодня они по праву конкурируют с австрийской «OMV» и венгерской «MOL», предлагая качественное сербское топливо и не менее качественные услуги. Появились и совсем не привычные для Сербии комплексы под брендом «Gazprom»: с рестораном, летним кафе, магазином, детской игровой площадкой, паркингом для транзитных грузовиков и душем для водителей. За три года «Газпром нефть» планирует открыть в Европе не менее 250 подобных автозаправочных комплексов. Сербский «плацдарм» год от года расширяется…

Буквально пару недель назад президент Сербии Томислав Николич посетил с рабочим визитом Москву. И признался Владимиру Путину, что в балканской республике «есть люди, которые не на стороне хорошего сотрудничества с Россией». Однако успехи «Нафтна индустриjа Србиjе», которая с приходом «Газпром нефти» работает с прибылью и пополняет более 10% бюджета Сербии, заставляют замолчать самых ярых противников такого сотрудничества.

 

«Газпром нефть» доказала: модернизация возможна! Нам по силам сложнейшие проекты как в России, так и в Европе.

Владимир Путин: "Модернизацию нефтепереработки нужно взять под самый тщательный контроль. В этом заинтересованы все, кто считает Россию своей Родиной. И кто хочет здесь работать, не чувствовать себя временщиком и не пытаться выжать последние оставшиеся резервы из старых проржавевших гаек и труб!"

Нравится

Статьи по теме

№2 (5679)
11.01.2013
Андрей Фатеев
«Грязное» топливо под запретом
№197 (5174)
12.11.2010
Андрей Фатеев
Догоним Европу!

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"