29 марта 2024     

Экономика   

Догоним Европу!

Бензин из «самовара»?

Качество топлива и состояние отечественной нефтепереработки стали одними из основных тем совещания по проекту генеральной схемы развития нефтяной отрасли до 2020 года, которое Владимир Путин провел в Самарской области. «К сожалению, у нас действует порядка 250 (!) так называемых «керосинок» и «самоваров», которые даже условно нельзя назвать нефтеперерабатывающими заводами. Глубина переработки на таких предприятиях — где-то под 40 процентов. Такие объекты нужно серьезно модернизировать. Решение этой задачи постоянно должно находиться в центре внимания правительства и министерства энергетики», — заявил премьер.

В нешуточной модернизации нуждаются и крупнейшие заводы. На многих из них глубина переработки нефти — ниже 70%. Хотя в Америке, за которой мы гонимся всю сознательную жизнь, глубина переработки превышает 96%! Причем в Калифорнии, Нью-Йорке и прочих штатах особо чистый бензин, аналог экологического стандарта Евро-4, обязали продавать еще с 1995 года. От Америки и Европы мы отстаем едва ли не на поколение, совершенно бездарно разбазаривая природные богатства и наплевательски относясь к самой природе.

Попытки перейти на более чистый бензин в России предпринимали неоднократно. Согласно техническому регламенту на топливо, утвержденному федеральным правительством почти три года тому назад, популярный Аи-92 должен был бесследно исчезнуть с бензоколонок еще в январе 2009-го. Про 80-й бензин и говорить не приходится. Однако хроническая неготовность к переходу нефтеперерабатывающих заводов, равно как и безнадежно одряхлевший автотранспортный парк страны, заставили скорректировать сроки. Пока на два года.

Конечно, сроки можно сдвигать до бесконечности. Только правительству такой затянувшийся переход явно не по душе. «Уже к 2011 году, — настаивает Владимир Путин, — все наши НПЗ должны перейти на выпуск бензина, соответствующего экологическим стандартам Евро-3. Каждую просьбу по отсрочке, поступающую от конкретного нефтеперерабатывающего завода, мы будем рассматривать отдельно, — на правительственной комиссии по ТЭКу». До января 2011-го остается месяц с небольшим...

Тотальное перевооружение

Ситуация в доморощенной нефтепереработке действительно оставляет желать лучшего. Сергей Шматко, министр энергетики России, отметил крайне низкое качество выпускаемых в стране моторных топлив. 67% всех бензинов, включая тот самый Аи-92, не соответствуют требованиям Евро-3. 80% солярки имеет высокое содержание серы, а потому львиную ее долю направляют для доочистки в Европу. Поставляют в Европу и 70% мазута, где его с легкостью превращают в дизель и бензин высочайшего качества.

Принятие технического регламента заметно подвигло нефтяные компании к тотальному перевооружению перерабатывающих заводов. Инвестиционные проекты тянут на триллион рублей. Хороший пример коллегам подает «Газпром нефть». Еще в начале 2008-го — одной из первых в стране — она освоила на Омском НПЗ выпуск бензинов «Супер-Евро 98» и «Премиум-Евро 95», полностью отвечающих требованиям стандарта Евро-3. А значит, содержащих гораздо меньше серы, бензола, ароматики и олефинов, образующих при сгорании трудноудаляемый нагар и сильные канцерогены.

Одновременно глубина переработки в Омске достигла 87%. Неплохие результаты. По инновационному сценарию социально-экономического развития страны эту самую переработку в среднем по отрасли лишь к 2020 году планируют углубить до 85%. Заслуги «Газпромнефть-ОНПЗ» по достоинству оценены государством: Омский завод стал единственным предприятием нефтехимической отрасли, удостоенным премии правительства РФ в области качества за 2009 год.

Конкурируя с Европой

В ходе нынешнего совещания правительство специально навело телемост с Омским нефтеперерабатывающим заводом. Владимир Путин лично дал команду к запуску установки изомеризации легких бензиновых фракций. Уникальный комплекс в Омске, рассчитанный на ежегодный выпуск 800 тыс. тонн изомеризата для высокооктановых бензинов с нулевым содержанием серы, ароматики и непредельных углеводородов, стал самым мощным не только в России, но и в Европе. Более того, он вошел в тройку крупнейших на планете. «Пуск установки позволит производить автомобильные топлива, соответствующие по качеству и экологическим характеристикам Евро-4 и Евро-5», — заверил главу правительства председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков.

Построили установку-рекордсменку в рекордные же сроки. Всего за 20 месяцев. А масштабная модернизация продолжается. На следующий год, например, в Омске наметили пуск еще двух установок — гидроочистки дизтоплива и бензинов каталитического крекинга. Лицензиарами проектов определили французскую «AXENS» и американскую «UOP».

«Газпром нефть» готова инвестировать в Омский НПЗ свыше 100 млрд рублей. Солидные вложения призваны улучшить экологические характеристики моторных топлив, существенно нарастив и без того высокую глубину переработки, расширить ассортимент высокооктановых бензинов, дизельных топлив, кокса, современных битумных материалов, продуктов нефтехимии.

«Руководство «Газпром нефти» поставило перед нами задачу выхода на конкурентоспособный уровень с лучшими НПЗ Европы и мира. И мы с поставленной задачей непременно справимся», — обещает генеральный директор Омского завода Александр Мелинг.

Вечно на потом

Вместе с тем Александр Дюков на правительственном совещании выступил за сохранение производства Аи-92 в связи с сохранением колоссального спроса на данный вид топлива. Сегодня две трети продаваемого в стране бензина приходится именно на эту народную марку. Отказ от Аи-92 и форсированный переход к бензинам с октановым числом не ниже 95, по мнению главы «Газпром нефти», несет множество рисков. При использовании Аи-95 на устаревшем транспорте (а это 40 процентов сегодняшнего автопарка, практически вся отечественная сельхозтехника) вероятны высокая тепловая нагрузка, прогар клапанов и выход двигателей из строя. Высока опасность роста цен и увеличения кустарного производства топлива. А для снижения выбросов большее значение имеет экологический класс двигателей, нежели топлива.

«Представляется целесообразным сохранение бензина Аи-92, если его характеристики будут соответствовать Евро-4 к 2014 году и Евро-5 к 2015-му», — подчеркнул Александр Дюков. Инициативу полностью поддерживают не только в нефтяных компаниях, но и в министерстве энергетики. В частности, Сергей Шматко предложил внести изменения в утвержденный правительством техрегламент качества моторных топлив, продлив оборот народного бензина Аи-92 до 2015 года. Но максимально ограничить применение монометиланилина, этой экологически вредной высокооктановой присадки. Самый правильный способ, считают эксперты, — запретить производство машин, работающих на Аи-92. Тогда и спрос на такой бензин будет постепенно снижаться. Ведь после запрета карбюраторных двигателей спрос на восьмидесятый бензин снизился почти до нуля.

Владимир Путин готов к диалогу. «Но только давайте исходить из того, что мы не можем вечно откладывать переход на потом», — уточнил премьер.

Не изменять любимым

Немногим более полугода назад в проблемах нефтепереработки разбирался сам глава государства Дмитрий Медведев. Нефтяников и чиновников для откровенного разговора он пригласил на Омский НПЗ — едва ли не самое современное предприятие отрасли. Там же президент поручил правительству навести элементарный порядок в стране. При существующей системе, когда производством бензина занимаются все кому не лень, владельцы машин постоянно рискуют, особенно на малоизвестных АЗС. Залив в бензобак некий суррогат, они могут подорвать «здоровье» двигателя. Не случайно автолюбители давно уже выбрали для себя автозаправочные комплексы известных нефтяных компаний, гарантирующих высокое качество топлива, и стараются не изменять своим любимым брендам.

1 трлн рублей потребуется на реконструкцию нефтеперерабатывающих заводов страны.

Нравится

Статьи по теме

№138 (5115)
13.08.2010
Андрей Фатеев
Тайны чёрного золота
№134 (5111)
06.08.2010
Андрей Фатеев
Топливо и энергия

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"