26 сентября 2020     

Культура   

Разбудит ли зрителя будильник Демчука?

Во взрослом театральном сообществе о молодом режиссёре заговорили после его постановки в театре «Буриме» — «Двое на качелях». Спектакль доброжелательно приняли и критики, и зрители. Это был настоящий успех. Он, как известно, мимолётен. Чтобы не обходил стороной, нужно развиваться, постоянно совершенствоваться. Поле для творчества — необъятно. Юрий Демчук занимается с ребятами (группы 18+ и 18-) в «Будильнике» (студия при Тюменской академии мировой экономики, управления и права), преподаёт актёрское мастерство в академии культуры, ведёт программы на «Радио 7».

Мы предложили сегодняшнему гостю беседки порассуждать о мечте, лицедействе и лицемерии, успехе и популярности, востребованности и моде.

Мечта

Мечта — нечто фантастическое и почти несбыточное. Мне гораздо ближе другое слово — цель. Ставишь её перед собой, добиваешься… Что касается моей профессии, о ней я и не мечтал. Так сложилось, что классе в восьмом или девятом с ней столкнулся. К нам в Исетск приехал Денис Бондарчук (выпускник кафедры режиссуры праздников) делать свою преддипломную работу — ставить спектакль. Я оказался среди тех ребят, кого пригласили в эту постановку. Помните мультяшных персонажей — двое из ларца? Так вот, играл одного из них. Но дело не в роли… Мне так понравились репетиции, творческая атмосфера! Друг, тогда еще студент-заочник кафедры режиссуры и актерского мастерства Андрей Иванисов, посоветовал: «Поступай в академию культуры, выучи стихотворение, басню, прозу и поезжай к Марине Владимировне Жабровец». К совету прислушался. Приехал в Тюмень, нашёл нужный адрес: Республики, 2. Сейчас там уютно и стильно. А раньше, до ремонта и реставрации, царила такая разруха — не передать. Но среди этого беспорядка сновали студенты, перетаскивали какие-то декорации. Создалось впечатление, что попал в какое-то обособленное государство — захотелось стать его частью.

На экзамен, принимала который Марина Владимировна, пришёл тщательно подготовленным (так сам считал). Рассказал одно стихотворение, другое — очень правильно, как в школе учили. Вижу: преподаватель не в восторге. Спрашивает: «Есть то, что тебя действительно волнует? Рассказывай!» И тогда я вытащил свой главный козырь — песню из репертуара рок-группы «Король и шут»… К моему величайшему удивлению, на Марину Владимировну это не произвело впечатления. Дальше мне дали задание что-то выучить, сделать макет декораций к спектаклю и еще огромный список творческих работ. Выбрал произведение — «Под куполом», за неделю состряпал макет. Я деревенский парень, в электричестве разбираюсь. Макет получился функциональным: и купол открывался, и лампочки загорались… В общем, пройдя ряд испытаний и выполнив творческие задания, наконец-таки услышал первые слова похвалы от Марины Владимировны. Причём (не понимаю почему) взяли меня сразу на второй курс. Так что некоторые дисциплины пришлось изучать, сдавать на летних каникулах.

Знаете, если все же говорить о мечте… Есть такая! Мечтаю вырастить своё поколение актёров, построить свой театр. Силами таких же, как я, неравнодушных, увлечённых. Нам не нужны хрустальные люстры и мраморные полы. Хватит подвального помещения на 250 квадратов — чтобы было место для сцены и зрительного зала. Хочу сделать театр-студию точкой сбора интересных людей. Неважно, имеет ли их профессия отношение к театру. Пусть это будут инженеры, менеджеры, дизайнеры… Всем найдётся дело по душе. Театр не должен превращаться в муштровку: она надоедает уже через полгода или даже раньше. Что удержит? Особая атмосфера. Наша студия — как большая семья: вместе празднуем дни рождения, свадьбы… «Будильник» существует три года. В первый набор пришли 50 человек. Постепенно остались только те, кому это действительно интересно. На репетиции приходят ребята, которые уже выпустились из академии. Для меня это высшая степень доверия…

Востребованность

Востребованность в творческой профессии — большая проблема, особенно в Тюмени. Можно зарабатывать деньги на корпоративах, различных халтурках. Но постоянную работу по специальности — режиссёр-педагог — найти очень сложно. У меня четыре места работы, все так или иначе связаны с творчеством. Ещё обязательно есть пятая, не творческая (её использую как подпитку для новых идей). Работа в разных социальных слоях общества. К примеру, сейчас подыскиваю место на автомойке.

Человеку театра важно постоянно подпитываться новыми эмоциями, впечатлениями. Режиссёр, актёр должен быть в поиске: искать простые житейские истории, подсматривать типажи и характеры. Конечно, книги читать обязательно, но и от повседневных реалий отрываться нельзя. Так понимаешь: что сегодня интересно обычным людям, твоим потенциальным зрителям.

Нам, студии «Будильник», нравится удивлять публику. Разные перфомансы иногда показываем прямо на улицах города. Придумали своего, особенного, бомжа. В чём особенность? Он так же, как другие, бродил по дороге, стучался в окна останавливавшихся на светофоре автомобилей. Если открывали, протягивал шляпу с мелочью и просил: «Возьмите, Христа ради, сколько сможете…» Или подходил к прохожему: «Помните, в прошлом году вы мне десяточку одолжили? Хочу вернуть долг…» Такие вещи переворачивают сознание, учат снова обращать внимание на простые вещи.

Мода

Какие спектакли сегодня модны? Скажу одним словом: непонятные. Не стану упоминать имён, названий спектаклей — некорректно. Но данного факта это не изменит: у многих начинающих режиссеров слишком много различных знаков. Причём сам режиссёр толком не знает, что они означают и вообще означают ли что-то. А как быть зрителю? Зачем заставлять его чувствовать себя глупым, лишним на этом празднике жизни? Одна из модных тенденций: в лоб говорить публике, «что такое хорошо и что такое плохо». Человек с завязанными глазами барахтается в паутине из денег. Плохо? Без сомнения. Но не трогает. Режиссёр должен искать пути к зрителю, ненавязчиво пытаться достучаться до него, привлекать искренностью, исповедальностью.

Если постановщик (говорю не о себе!) интересный, умный, образованный, талантливый, таким же будет и спектакль. Когда за душой режиссёра ничего — на сцене появляются непонятно зачем и для чего ползающие, мычащие люди. Кто-то из великих сказал: не спешите рисовать чёрный квадрат Малевича, попробуйте для начала изобразить собачку. К слову, Малевич умел её рисовать…

Успех и популярность

Я очень настороженно отношусь к своим работам (предпочитаю именно это слово). Переживаю: получилось или нет. Ориентируюсь на реакцию зрителей, отзывы критиков. Вообще критика (любая!) полезна: неважно, хают тебя или лелеют. Судя по откликам, понимаешь, чего не хватило твоей работе. У меня этих работ немного: 10-15, не считая небольших этюдов, которые на «Студвесне» представляются. Как определить, успешны они или нет? Не знаю. Успех и популярность — понятия разные и относительные. Для зрителя это может быть обычный спектакль, для студии — успех. Когда человек популярен, о нём говорят и пишут. Но, согласитесь, это может быть и просто удачная пиар-акция. Могу на радио вкрадчивым голосом объявлять по нескольку раз в час: «Театр-студия «Будильник» представляет…» Пройдёт несколько дней — и название студии будет на слуху. Но это вовсе не значит, что она стала знаменитой. Театру такое навязывание себя ни к чему. Зрителя нужно привлекать по-другому.

Успех — как штанга. Её мало поднять, нужно ещё суметь удержать. Я сделал спектакль «Двое на качелях». Гордился: всё, теперь я настоящий режиссёр. Меня похвалили — и поинтересовались: «А что дальше планируешь?» Дальше всё начинается с нуля: поиск пьесы, подбор актёров, репетиции… Будет ли так же интересен следующий спектакль зрителю? Не предугадаешь. Успех, принцип семейственности в студии дают силы двигаться дальше. Мне неважно, как пройдёт премьера. Гораздо интереснее то, что происходит в процессе постановки. Спектакль — словно растение. Должен созреть. Ему нужны любовь, забота и время. Если ускорить процесс — такие «плоды», пусть даже на вид привлекательные, не вкусные и не полезные.

Лицедейство и лицемерие

Театр — это и есть лицедейство. В нём есть искренность, непосредственность, которых так не хватает в реальности. Как это ни парадоксально звучит, но в жизни больше неправды, лицемерия, чем в театре. Мы все носим маски, придумываем себе образы. Не скажу, что это совсем уж плохо. Таковы условия выживания в цивилизованном обществе. Представьте, что творилось бы с миром, живи каждый как хочет…

Зачастую мы не открываемся полностью коллеге, знакомому, даже близкому другу, радуемся вполсилы. Чем взрослее становимся, тем профессиональнее маскируем свои эмоции. В театре всё наоборот! Здесь не прячут свои чувства — их показывают: актёры на сцене огорчаются и смеются. Чем искреннее — тем интереснее спектакль. Зрители не потерпят фальши. Театр даёт возможность актёру прожить разные жизни. Тем и притягателен.

Режиссёр в ответе за полтора-два часа жизни зрителей — время, проведённое в театре. Он определяется с пьесой. Непростой выбор. Когда берёшь в союзники классика, он и на мысли интересные натолкнёт, и спектакль вытянет. Не удался спектакль — виноват режиссёр. Он капитан этого корабля. Он ведёт его.

 Фото Дмитрия Ткачука.

Нравится

Статьи по теме

№1 (5678)
10.01.2013
Марина Косполова
Время одиночества

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"