25 мая 2017     

Экономика   

Зима идёт. Но мы готовы!

— Анатолий Викторович, как прошел северный завоз?

Торгово-заготовительная межрайбаза Тюменского облсеверпотребсоюза многие десятки лет занимается завозом товаров в Ямало-Ненецкий и Ханты-Мансийский автономные округа. Если провести мини-исторический экскурс, то из специализированных баз (а их в Тюмени было довольно много, делились они на ведомственные и принадлежали лесникам, нефтяникам, газовикам и т.д.) наша осталась одна в том виде, в котором была. Все остальные изменили свое предназначение. Поэтому возросла наша роль именно в завозе товаров в северную глубинку, в те населенные пункты, которые стоят на воде, то есть где поселки и деревни не имеют круглогодичного снабжения.

В 2013 году северный завоз прошел успешно. Мы доставили людям товары первой необходимости, а также сложнотехнические (бытовая техника), строительные, хозяйственные (все для дома), национального спроса.

Приведу только один пример. Теперь в наших северных кооперативных организациях находится около двух с половиной тысяч тонн муки. Из нее всю зиму будут производиться хлебобулочные и кондитерские изделия.

— Давайте поясним читателям, что такое товары национального спроса.

— Речь идет о том, что нужно коренным народам Севера. Это, например, брезент, шинельное, портяночное сукно, печи для чума, бисер, национальные платки, ветроустойчивые фонари. Ассортимент широкий.

Мы занимаемся товарами национального спроса очень давно. Налажены хорошие связи с производителями, участвуем в электронных торгах. Гарантируем, что предлагаемые нами товары качественные. Сейчас на рынке много нареканий к брезенту, шинельному сукну, бисеру. Мы поставляем только товары высокого качества и только российских производителей.

— Каковы были сложности и особенности этой навигации?

– Есть суда, которые идут на Север сразу транзитом с юга Тюменской области на очень большие расстояния. Например, существует Антипаютинское потребительское общество (оно находится на Ямале), так вот расстояние от места загрузки и до него 2672 километра. «Чуть» поближе, а именно на 12 часов ходу, до поселка Новый Порт.

Но, например, доставка в Гыду, Сеяху производится так: вагоны идут из Москвы на Лабытнангскую базу (в акваторию города Салехарда), загруженное судно отправляется из Тюмени, и все это потом перегружается на морское судно. Надо эти две вещи стыковать: железнодорожное сообщение и флот из Тюмени. Морское судно, понятно, не может прийти на юг Тюменской области. А судно с юга нашей области не может выйти в море.

Есть трудные моменты и по времени: на все про всё отводится пять-семь дней, ни с выходом нельзя опоздать, ни на саму перегрузку. Ведь судно может обратно с Севера не вернуться — замерзнет во льдах.

Вот такая сложная транспортная схема! Например, в поселок Сеяха (Сеяхинское потребительское общество) у нас уходит из Тюмени транзитом одно судно в год. Оно и доставляет все необходимые товары. В Антипаюту — два судна в год. Конечно, в январе хорошими зимними дорогами можно что-то довезти, но самое выгодное все-таки — водный транспорт.

— Пресса писала про нынешнее мелководье рек в нашем регионе. Это так?

— Да, навигация 2013 года отличалась, как и предыдущая, только в еще большей степени, мелководьем. В прошлом году северная база перегружала товар на суда в Тобольском порту, так как река Тура была несудоходной. А в этом году, чтобы не сорвать поставку товаров, чтобы суда успели на перегрузку (о которой мы говорили выше), мы две загрузки делали в Ханты-Мансийске. То есть из Тюмени товары перевозились машинами, потом из Ханты-Мансийска — судами до Салехарда, и там все перегружалось на морские суда, чтобы следовать дальше, на Север.

Хочу привести пример. В Березовском районе (тамошнего межрайпотребсоюза) есть Сосьвинское потребительское общество, поселок Сосьва. Плюс небольшие поселки рядом: Кимкьясуй, Ламбовож и Саранпауль. У нас там своя самоходка — свой флот, осадка у него всего 60 сантиметров. Но был такой уровень воды, что суда пройти не могли, было не более 40 сантиметров глубины. И 26 сентября, несмотря на такую хорошую погоду здесь, в Тюмени, все суда, которые шли, замерзли во льдах — река встала. Это самый низкий уровень воды за всю историю наблюдений! Но мы все-таки сумели в эти поселки завезти в полной мере муку — 120 тонн. По 60 тонн на Саранпауль и Сосьвинские поселки.

— А что, коммерсанты поставкой муки не занимаются?

— Так получилось, что коммерческие структуры не завозят муку на длительный период, как это делаем мы. И продовольственную безопасность обеспечивает только потребительская кооперация. Если расшифровать этот вопрос чуть глубже, то Сосьвинскому потребительскому обществу, с коммерческой точки зрения, надо было бы везти не муку, а более дорогостоящий товар. Была бы более значительная динамика продаж и рост товарооборота… Но тогда возникли бы проблемы с хлебопечением в названных поселках.

Северная межрайбаза никогда не занималась завозом винно-водочных изделий, табачной продукции. У нас нет возможности отвлекать на это финансовые средства. Наша отличительная особенность: мы все деньги стараемся привлечь на то, что необходимо северным поселкам в первую очередь.

— Новые технологии внед-ряете?

— Мы меняем технологию загрузки. По-особому проверяем качество товара, обеспечиваем, чтобы было не менее двух третьих от его срока годности. Затем мы весь товар палетим (обкручиваем пленкой), укладываем на специальные поддоны, что обеспечивает сохранность, увеличивает скорость перегрузки и выгрузки на местах, сокращает расходы по доставке.

— Еще трудности есть?

— Особая сложность в том, что уже много лет нет так называемого организованного флота. Каждый частник сам по себе владеет судами, и он, в отличие от нас, работает так, чтобы это было выгодно в первую очередь ему. Это тоже особенность северного завоза.

— Как же вы тогда выходите из положения?

— Договариваемся, получается пока. Никто, кроме нас, напрямую с частниками этот вопрос не решает.

— Кадры в потребительской кооперации хорошие?

— Да, люди надежные, с опытом работы. Хочу сказать о Сосьве. Там председатель совета Сосьвинского потребительского общества Лариса Леонтьевна Кузнецова. Очень ответственный руководитель! Из-за мелководья получилось так, что товар в этом году завозили на лодках и на маленьких водометах (судах). Люди буквально неделями жили возле этих перекатов для того, чтобы поселки не остались без товаров. Благодаря таким кооператорам северный завоз осуществлен в самые отдаленные уголки.

Надеемся, что в этом году до Нового года начнут действовать зимники. И мы в большинство населенных пунктов к празднику обязательно привезем кондитерские изделия, подарки для детей. Уже начали их формировать.

— Каковы итоги работы, можно ли их «измерить»?

— В этом году в Ямало-Ненецкий автономный округ объем поставок составил около 370 миллионов рублей с ростом 15 процентов (в сопоставимых ценах), в организации Ханты-Мансийского округа — около 9 процентов. При этом рост — не самоцель, он связан с тем, что опт кредитует северный завоз. Могу сказать, что в пиковые моменты отгрузок на полках и складах кооперативных организаций находится товаров примерно на 25 миллионов рублей. Это прямое кредитование, так называемый товарный кредит.

Хочу обратить особое внимание, что нашим северным потребителям нравятся овощи, выращенные тюменскими производителями, и к тому же эта овощная продукция длительного хранения. За многие годы сложились хорошие отношения с производителями — их у нас более 200. Но не всегда все хорошо понимают, куда их продукция идет. В этом году мы впервые с ембаевских земель (под Тюменью) доставили овощи в Сеяху. В предыдущие годы этот поселок снабжался из Центральной части России. Я думаю, что и впредь будем снабжать Север тюменскими овощами.

— Сотрудничаете ли с Центркоопом?

— В этом году начали работать с ПО «Центркооп» (специальной структурой Центросоюза) по федеральным контрактам.

Пока работаем по двум группам, первая — это растительное масло и вторая — мука, макаронные изделия (производитель — «Макфа»). Благодаря контрактам с Центркоопом таких товаров поставлено на пять с половиной миллионов рублей. Мы уверены, что наши отношения получат развитие — у них есть будущее.

Фото Татьяны Потёмкиной.

Нравится

Статьи по теме

№128 (5570)
26.07.2012
Надежда Трацевская
Потребительская кооперация в роли социального гаранта
№182 (5390)
14.10.2011
Надежда Трацевская
«В потребкооперации работают отважные!»

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"