6 июня 2025     

Общество   

КАК ДОБРОЙ ИДЕЕ НЕ УЙТИ В ПЕСОК

Невероятно, но факт. С начала этого века голос педагогической общественности нашей страны не звучал с самой высокой трибуны. Ни разу учителя России не собирались на форумы, чтобы высказать свое коллегиальное и авторитетное мнение. Восполнить этот пробел намерено Всероссийское педагогическое собрание, учрежденное в ноябре прошлого года.
В Москве прошло первое совещание руководителей недавно созданных региональных отделений новой общероссийской общественной организации. Председатель ее Тюменского регионального отделения, ректор областного института развития регионального образования заслуженный учитель России Ольга РОЙТБЛАТ представляла на состоявшейся встрече наш регион.
Трибуна для учителя
— В Тюменской области, как и в более чем 60-ти других регионах РФ, отделение Всероссийского педагогического собрания было создано на конференции 20 декабря 2006 года. Практически через месяц после учредительного съезда этой организации. Возглавила общероссийскую общественную организацию депутат Государственной Думы РФ, член фракции «Единая Россия», заместитель председателя комитета Государственной Думы РФ по образованию и науке Валентина Иванова.
На первое совещание новорожденной общероссийской организации съехались представители большинства региональных отделений. Состоялся обмен мнениями о том, как необходимо решать существующие проблемы, чем должно заниматься Всероссийское педагогическое собрание. Роль нашей региональной общественной организации видим в том, что мы должны быть своего рода трибуной, переговорной площадкой между властью и педагогическим сообществом.
Сегодня наша областная организация поддерживает инициативу санктпетербуржцев по повышению статуса российского педагога. Мы считаем правильным выплачивать дополнительное ежемесячное материальное обеспечение к пенсии в размере 250 процентов базовой части трудовой пенсии по старости нашим согражданам, которые имеют выдающиеся достижения в области образования и отмечены почетным званием «Народный учитель Российской Федерации».
— Надеетесь, ваш голос будет услышан?
— Уверены, что это решение будет законодательно закреплено Госдумой РФ! Нужно признать, что с самых первых своих шагов Всероссийское педагогическое сообщество заявило о себе достаточно мощно. Абсолютно все, пусть некоторые с долей опасения, но признают, что сегодня это нужно России, что к такой многочисленной организации власть не может не прислушаться.
Думаю, помимо поддержки учителей задачей Всероссийского педагогического собрания должно стать повышение требований к работе педагога. Наша организация не даст заболтать хорошее решение, принятое на российском или областном уровнях, не позволит доброй идее уйти в песок. Именно этим в первую очередь мы должны и будем заняться. И поскольку в нашей региональной организации люди грамотные, с высоким уровнем профессионализма, этот резерв необходимо использовать для становления так называемого гражданского общества.
Рабочие кадры решают все?
— Несмотря на явные перемены в нашем образовании, болячек еще предостаточно. Шел ли о них разговор с высокой трибуны?
— Первый вопрос нашей встречи был посвящен модернизации профессионального образования. Как выяснилось из докладов, сегодня обе столицы — и Москва, и Санкт-Петербург — испытывают серьезный дефицит квалифицированных рабочих кадров. Он, как известно, захлестнул сегодня всю Россию. В Питере, например, учреждения системы начального и среднего профессионального образования не могут осуществлять набор учащихся, потому что молодежь к ним попросту не идет: рабочие профессии сегодня не престижны, зарплаты нет.
Слушая эти выступления, невольно переносила ситуацию на Тюменскую область. У нас в этом плане очень серьезные подвижки. Во-первых, в нашем регионе начали создаваться университетские комплексы, в частности в ТюмГНГУ. Во-вторых, благодаря областной программе «Сотрудничество» и поддержке крупных компаний появилась возможность очень солидных финансовых вливаний в материальную базу тюменского профобразования, что дает прекрасные плоды.
— Известно, что при подготовке рабочих кадров Тюменская область перешла на систему госзаказа, то есть училища и техникумы готовят ребят по профессиям, которые нужны нашему рынку труда, и в необходимом количестве.
— Это первое. Кроме того, учреждениям НПО и СПО полностью дан зеленый свет в определении набора абитуриентов на те профессии, которые востребованы в нашей области. То есть на многие из тех вопросов, что озвучили на совещании в Москве представители центральных городов России, в нашей области ответы найдены. И мы должны были этой информацией поделиться, но до нас очередь не дошла.
Школа — для общества
— Тюменской области слово не дали?
— Нет, как раз дали. Мне поручено было рассказать о реализации в нашем регионе государственно-общественного управления образованием.
— Тема, что называется, сегодня в масть, хотя сама идея о создании органов школьного самоуправления, чем, на наш взгляд, и должен стать управляющий совет, была обнародована еще в 1992-м, в Законе РФ «Об образовании». Ею ваш институт, помнится, начал заниматься еще задолго до старта национального проекта.
— Организация в школе органа государственно-общественного управления стала одним из критериев конкурсного отбора общеобразовательных учреждений для получения государственной поддержки в рамках приоритетного национального проекта «Образование». Кроме того, нац-проектом в конкурсе тех же инновационных школ предусмотрена экспертиза, которую непременно должны проводить гражданские институты.
Согласитесь, в наши дни стало очевидно: эффективность работы образовательных учреждений, достижение высокого качества образования невозможны без взаимодействия власти и широких слоев общественности. Данное направление можно считать одним из важнейших условий развития современной образовательной системы. Такая задача поставлена перед всей страной Президентом России, такую же задачу ставил перед нами, перед системой образования Тюменской области в целом тогдашний губернатор Сергей Собянин.
Шел 2004 год. Наш Тюменский областной институт развития регионального образования подал заявку в Национальный фонд подготовки кадров и выиграл грант, который в том числе финансово поддерживал осуществление важной идеи. Но чтобы обучать и показывать другим, нам самим требовалось четко представлять, что и как, какая модель участия гражданского общества в управлении образованием должна существовать на той или иной территории. В городе проще: есть большая школа — есть и управляющий совет при ней. Но каким должен быть общественный совет учебного заведения в глубинке, в сельском районе, где существуют базовая и маленькие школы?
Поэтому нами была разработана вся нормативно-правовая основа государственно-общественного управления образованием, изучен опыт конкретных школ городов и районов Тюменской области по созданию управляющих советов, который в качестве методических рекомендаций был предложен как руководство к действию другим общеобразовательным учреждениям.
Подчеркну: в работе нам очень помогло распоряжение правительства области, изданное в сентябре 2005 года, о создании в каждом образовательном учреждении региона управляющих советов, после которого процесс пошел. Кстати, в том же 2005-м, а потом и в 2006 году от правительства Тюменской области нашему институту поступил заказ обучить работников местных органов управления. С помощью департаментов Тюменской области, в том числе департамента образования и науки, нам удалось обучить около 2 тысяч муниципальных служащих. В программу обучения мы, естественно, включили тему государственно-общественного управления образованием, показав, что же такое управляющий совет, чем он должен заниматься. Как теперь понимаю, это тоже было правильное и своевременное решение, благодаря которому мы имеем сегодня то, что имеем.
Игры в демократию?
— Управляющие советы созданы сегодня, как утверждают управленцы, в более чем 90 процентах школ юга области?
— Да, месяц назад в 93 процентах наших школ были созданы органы их государственно-общественного управления, в составе которых оказались и педагоги, и работодатели, и представители структур детского самоуправления, и, безусловно, родители. Но сказать, что во всех школах сегодня ведется работа так, как должно быть, трудно.
— И все-таки, Ольга Владимировна, в чем главное отличие управляющих советов учебных заведений от более привычных нам школьных родительских комитетов, попечительских советов?
— Разделим работу общеобразовательных учреждений на две составляющих: организационную и ресурсно-материальную. Какова роль управляющих советов в организационном вопросе? Во-первых, сегодня в каждой школе должна быть своя программа развития. И это не только требование национального проекта. Любое уважающее себя образовательное учреждение обязано иметь документ, в котором четко прописано, куда оно движется и что в результате прогнозирует получить. Так вот данная школьная программа, безусловно, отрабатывается совместно с управляющим советом.
— Но именно это обстоятельство подвергается сомнению. Могут ли люди, если не дилетанты, то далекие от содержания образования, на равных вести диалог с профессионалами? Не обернется ли это фикцией, игрой в демократию?

— Не считаю, что родители или работодатели далеки от педагогики, от образования. Они в этом, наоборот, самые заинтересованные люди. И уже сегодня у нас в области есть образовательные учреждения, в которых все вопросы обсуждаются коллегиально. В частности, можно привести примеры школ, где совместно с управляющими советами обговаривается содержание школьного компонента. Преподавать ли по воскресеньям курсы православной культуры, вносить ли изменения в расписание уроков. Выбор школьной формы, определение платных образовательных услуг, которые могут оказывать школы, их стоимость — эти вопросы тоже в компетенции управляющих советов.
Кто лишит педагога премии
— Есть еще один важный момент, связанный с управляющими советами. Это их участие в распределении премиального фонда, предусмотренного новой системой оплаты труда педагогов.
— Речь — о втором направлении работы управляющего совета школы, то есть ее ресурсного обеспечения, включающего привлечение инвестиций — за счет благотворительности, родительских взносов и т.д. Действительно, за что и какие премиальные получит учитель из стимулирующей (30 процентов) части оплаты труда — это решение принимает сегодня директор школы совместно с ее управляющим советом. Такова принципиальная позиция.
— Бывая на разного рода совещаниях, улавливаю вот какую тенденцию. Исподволь внимание педагогов подводится к тому, что управляющий совет должен добывать средства для развития школы. Не сведется ли со временем роль управляющего совета именно к «выколачиванию» денег с родителей под флагом их собственного решения?
— Чего греха таить, директора школ, занимаясь добровольно-принудительными родительскими поборами, по сути, попрошайничеством, всегда говорили: «Это не мы, так решил родительский комитет»... Словом, мы это проходили. Сегодня роль общества в управлении школой гораздо шире. И если директор учебного заведения понимает и не боится поделиться своей так называемой властью, то управляющий совет — главный его советник и помощник в работе. Подобное прозрение, возможно, произойдет не сразу. Да и не может все произойти мгновенно и так, как мы представляем в идеале. Но жизнь, бесспорно, будет вносить в процесс свои коррективы.
Конечно, многие учебные заведения берут на вооружение модели органов государственно-общественного управления школами, предложенные нашим институтом, кто-то придумывает свою. Кто-то из директоров школ советуется с общественностью лишь по финансовым вопросам, кто-то смотрит гораздо шире. Но процесс, мне кажется, уже не остановить. Сегодня на всех уровнях власти — и региона, и территорий — внимание к управляющим советам колоссальное. Постоянно, выезжая на места, в территории, и губернатор Тюменской области Владимир Якушев, и заместитель губернатора по социальным вопросам Наталья Шевчик знакомятся с ситуацией по общественно-государственному управлению в каждой школе. Да и сами руководители образовательных учреждений осознают важность момента.
— Есть ли опыт, подобный тюменскому, в других регионах России?
— Как я поняла, не везде. Представители некоторых регионов не вполне понимают «затеи». Но после того, как мы показали с трибуны, с использованием всей наглядности, что же это такое — управляющие советы и каковы они в действии, пока возвращалась на место в зал, со всех сторон представители разных территорий, того же Екатеринбурга, Самарской области, Питера, протягивали свои визитки. С предложением сотрудничества, с желанием поучиться у Тюменской области.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"