3 мая 2024     

Общество   

Такси как зеркало городской цивилизации...

Это только на первый взгляд все такси мира, как и сами таксисты, похожи. Бесспорно одно — все они возят пассажиров по цене значительно более высокой, чем в общественном транспорте. И еще, конечно же, все водители такси общительные и коммуникабельные люди. А вот дальше идут несомненные отличия... Для каждой страны, а порой даже города, в сфере таксомоторных перевозок есть свои специфические особенности. И в Тюмени их тоже немало...
Фейсконтроль для такси!
Где-то в Арабских Эмиратах невозмутимые и доброжелательные бангладешцы (чаще всего почему-то выходцы из этой страны работают в престижных такси) всегда в безупречно чистой и отутюженной форменной одежде, в солидной фуражке с кокардой, довезут вас в респектабельной бежевой «Тойоте Камри» с кондиционером и освежителем куда изволите, при этом бесполезно просить их ускорить темп, чтобы не опоздать на самолет. Это вам не Турция с ее отзывчивыми и эмоциональными представителями аналогичной службы трансфера.
В Эмиратах все водители солидных компаний — эмигранты, работающие по очень строгому временному контракту. Они будут останавливаться, пропуская любого пешехода, согласно этикету этой страны, и размер чаевых не повлияет на соблюдение Правил дорожного движения. Водители таких такси приятны в общении, если не затронуть их единственную больную тему — арабов, их хозяев и работодателей. Тут они, как правило, взрываются и на хорошем английском говорят много не всегда благозвучных слов.
А вот в маленькой Эстонии водители из всех своих собратьев самые неразговорчивые, хотя однозначно не менее аккуратные, честные в расчетах и лояльные к пассажирам. Специальные дорожные карманы — стоянки для такси, на зависть российским мегаполисам, в небольшом прибалтийском государстве есть даже в маленьких городах. И подвозить выпивших пассажиров там не является, как у нас, запретом. Во-первых, они ведут себя по-эстонски достойно.
К тому же до недавнего времени, пока Финляндия не отменила за-предельные цены на спиртное у себя в стране, выпившие финские граждане, постоянно приезжавшие на «алкогольные» туры, например в Пярну или Таллин, были самыми приятными в плане выручки пассажирами.
А теперь о наших, российских, особенностях. Любопытно, что в соседнем почти двухмиллионном Екатеринбурге количество такси значительно меньше, чем в Тюмени. Этот парадокс объясняется более низким уровнем доходов населения, большим разнообразием видов транспорта (ведь у них есть еще трамваи и метро) и, кстати, ответственно работающей налоговой службой.
Те частники, которые пробовали «таксовать», поставив на машину шашечки, нередко вместо прибыли зарабатывали штраф, как только брали в руки плату за проезд от сотрудников фискальных органов. В общем, даже визуально в потоке машин на екатеринбургских дорогах такси в четыре-пять раз меньше в соотношении с тюменским изобилием «шашечного» бума.
Любопытно, что в уральской столице есть места, где даже для машин существует фейс-контроль! Попробуйте-ка к особо респектабельному заведению, например к «Покровскому пассажу», вызвать в качестве такси простой жигуленок... Тут же из этого «брэндового храма» выйдут строгие охранники и попросят водителя срочно отъехать подальше, к остановке, чтобы не подрывал престиж всеми уважаемой организации.
Еще в Екатеринбурге большим спросом пользуются иномарки-такси в качестве служебных машин, и шашечки на них клиенты просят не ставить — не солидно. Но таких фирм, имеющих в собственности дорогие иномарки, очень немного. А в целом их не больше пятидесяти, не в пример Тюмени, где всевозможных компаний-перевозчиков намного более сотни.
По мнению руководителей из этой сферы, мы несомненно лидируем в России по количеству такси на душу населения. Только вот качество этих услуг в большинстве случаев у нас на уровне первобытно-общинного строя.
Ориентируйтесь на таксометры и чеки
Большинство тюменцев, скорее всего, и не подозревает, что из огромного количества предложений в сфере такси от силы пять процентов организаций может гарантировать на сегодняшний день безопасность пассажирам! Остальные девяносто пять практически безнаказанно рискуют нашим настроением, здоровьем, а зачастую и жизнью.
Эта «анархия» на дорогах длится уже много лет, начавшись в перестроечные годы, когда таксистом мог стать любой, купив в магазине шашечки на магните. Нетребовательность и доверчивость нашего населения, привыкшего тормозить на улицах первого встречного, многократно увеличила с тех пор ряды желающих заработать быстрые деньги.
Несколько тысяч автомобилей, предлагающих услуги по перевозке, ежедневно разъезжают по дорогам города. Кто сидит за рулем: выпивший человек или наркоман, или тот, кто лишь вчера получил права? А сама машина, насколько исправны в ней тормоза и другие важные детали? Такая опасная и кризисная ситуация, сложившаяся за последние годы, вызвана отсутствием законов, которые должны регулировать эту сферу, но, увы... Государство из более глобальных проблем выпутаться не может, что уж говорить о таких «мелочах»!
Свет в конце тоннеля забрезжил лишь недавно, когда по инициативе комитета по транспорту администрации города Тюмени появилось утвержденное мэром Положение о проведении конкурса «Лучшее такси Тюмени».
Это будет открытое масштабное мероприятие, итоги которого во всеуслышание объявят многие СМИ. Наконец-то впервые за много лет горожане смогут узнать, чей номер такси им стоит оставить в своей записной книжке, а какой лучше вычеркнуть, как не соответствующий критериям безопасности.
Предложение поучаствовать в конкурсе было сделано многим, но лишь единицы предоставили нужные документы. Дело в том, что среди требований к перевозчикам были пункты о страховании транспортных средств, наличии у водителей соответствующего стажа, а также путевого листа с отметками о техническом и медицинском осмотре, нужно было предоставить документы, подтверждающие соответствующую квалификацию руководителей и специалистов организации и многое другое.
— Такое важное мероприятие мы проводим одни из первых в России, — говорит А.В.Голоус, исполняющий обязанности главы города Тюмени, — нужно сделать его информационно насыщенным и гласным. Спрос на эти услуги в нашем городе большой, а ориентиров по уровню сервиса и безопасности пока никаких не было. К тому же пора возрождать престиж профессии таксиста, который «размыли» за эти годы люди, далекие от понимания сущности этой непростой работы...
Руководитель департамента такси компании «Машинный двор» Даниил Гончаров удивляется, как законопослушные тюменские предприятия умудряются выживать сегодня в океане недобросовестной конкуренции:
— Я приведу два типичных для нашего города примера. Представьте, что одна фирма имеет собственный парк машин и свою ремонтную базу с главным механиком и другим персоналом. Это гарантирует, что поедут на вызов только исправные и чистые машины. Все они застрахованы, и в случае аварии пассажир получит компенсацию. Водители принимаются на работу только после жесткого кастинга, который проводит опытный психолог, из тысячи желающих остается меньше ста человек, ведь хороший водитель сегодня — в большом дефиците.
Каждый, кто проходит отбор, учится правилам корпоративной культуры, ему объясняют, как нужно общаться с клиентом, каким должен быть внешний вид... В общем, все нюансы, вплоть до того, что за жевательную резинку полагается штраф, а говорить нужно «здравствуйте», а не «здрасьте».
У таких добропорядочных фирм обязательно есть таксометр, пробиваются чеки и присутствует фирменное оформление автомобиля. Но на каждую «положительную» фирму приходится не меньше двух десятков нелегальных организаций, у которых в какой-нибудь прокуренной каморке сидит парочка девушек-диспетчеров. Водителей своих там вряд ли хорошо знают, потому что любой желающий с улицы может прийти, договориться, поставить у себя в машине рацию и принимать заказы, рассчитываясь с «хозяином» частью заработка.
За «круглыми» номерами и рекламными объявлениями нередко скрываются именно такие фирмы, где пассажиру не гарантируется ничего, кроме проблем и реальной опасности. А теперь сопоставьте расходы компаний, где все организовано на должном уровне, и те, где ни копейки не тратится на «цивилизацию» и, кстати, на налоги. Жаль, что многие горожане незнакомы с закулисной стороной этой сферы...
Нашатырный спирт для клиентов
Не так давно среди тюменских таксистов было проведено маркетинговое исследование, которое выявило много любопытной информации, приведем в качестве примера некоторые обобщения:
— самый большой процент пассажиров такси составляют женщины от 18 до 35 лет;
— в учебное время третья часть всего пассажиропотока — студенты, среди которых преобладают те, кто учится в ТГУ, а именно в МИФУБ;
— за одну смену таксист в среднем обслуживает от 12 до 15 заказов, из них доброжелательных пассажиров попадается не более 4-5 человек;
— пристегиваются в такси преимущественно состоятельные люди и иностранцы;
— все приезжие сходятся во мнении, что ночное освещение нашего города самое красивое в России;
— чаще всего чаевые таксистам оставляют работники сферы услуг, например, официанты или парикмахеры, а больше всего торгуются, вплоть до совсем незначительных сумм, приезжие из южных республик;
— главное, за что ценят свою работу таксисты, наряду с быстрым заработком, — это интересное общение, на которое многие «подсаживаются» как на наркотик;
— пик популярности таксистов в России пришелся на 1984-1986 годы, в Тюмени тогда они были почетными гостями ресторанов, особенно «Зари». «Это самые романтические для нас годы», — вспоминают ветераны таксомоторных перевозок;
— таксистам, по их мнению, чаще, чем близким, пассажиры доверяют самые сокровенные тайны;
— наиболее обсуждаемая пассажирами тема в такси на сегодняшний день — покупки, она стала лидером после появления в Тюмени больших супермаркетов, затем идут семейные проблемы, за ними — работа и, наконец, досуг;
— чаще всего во время поездок жалуются женщины на мужчин, чем мужчины на женщин, при этом таксиста как представителя сильного пола дамы не рассматривают, скорее, воспринимают его как подружку;
— из содержимого аптечки таксисты более всех других препаратов используют нашатырный спирт, которым натирают виски нетрезвых клиентов, чтобы привести их в чувство;
— в основном таксисты — люди аполитичные и неверующие, хотя в машине у каждого есть как минимум хоть одна небольшая иконка и немалое число из них читает перед работой молитву, защищающую водителей от всяческих напастей...
Можно рассказывать еще много интересного, но в заключение ограничимся следующей информацией: таксист — единственный представитель сферы обслуживания, которому не требуется никакой подготовки и специального образования. Вместе с тем настоящие таксисты обладают гораздо большим житейским опытом по сравнению с людьми, чьи профессии связаны с серьезной многолетней учебой.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"