27 апреля 2024     

Общество   

Полночный троллейбус

В 2009 году Тюмень будет отмечать, во всяком случае, надеюсь на это, 80-летие общественного транспорта. Из книги “Прогулки по Тюмени” известного краеведа Александра Иваненко: “Когда в 1929 г. в городе организовали автобусное движение, то первый маршрут проходил от “Дома Советов" в Затюменке до пристани. Автобус представлял собой грузовик с сиденьями вдоль бортов. Заходили в него сзади по лесенке". Стоит лишь напомнить, что затюменский “Дом Советов” — ныне здание архитектурно-строительной академии. К слову, то, что первый пассажирский маршрут был проложен не до железнодорожного вокзала, а до пристани, говорит о том, какую важную роль в то время играл для тюменцев речной транспорт.
Не за горами тот день, когда количество автомобилей, находящихся в собственности, сравняется с численностью населения города, но это вовсе не означает, что общественный транспорт будет менее востребован. И хотя, будем честными, обслуживание пассажиров за последние лет двадцать изменилось в лучшую сторону, проблем хватает. Самыми застарелыми по-прежнему остаются две из них. Первая — очень сложно добраться до места назначения после 22 часов, вторая — жители окраин испытывают подобные затруднения с раннего утра. А потому и администрация города, и депутаты пытаются найти выход из сложившегося положения. Увеличение на 33 процента стоимости проезда в автобусах изначально не могло разрешить ситуацию. Цена проезда поздним вечером не должна быть такой же, как и днем, — это не стимулирует перевозчиков. В приказном порядке и в советское-то время, когда весь общественный транспорт в переводе на современный язык был муниципальным, проблема не решалась, что уж говорить о сегодняшнем дне.
Есть ли смысл в дешевом тарифе, если по нему уехать невозможно? Ситуация напоминает мне 80-е годы — цена на молочные сосиски в Тюмени оставалась неизменной — 2 рубля 50 копеек, но ввиду их полного отсутствия на прилавках магазинов везли сосиски с оказией из Москвы. Решение, как мне кажется, кроется в дифференциации тарифа по времени. Если дневной 12 рублей, то с 22 часов его можно поднять до 30-40 рублей. Правда, в администрации города осмелиться на непопулярные меры не решаются, обосновывая это, на первый взгляд, благими намерениями. Но в конечном итоге поздняя поездка обойдется пассажиру в несколько раз дешевле, чем сейчас. Прождав так и не появившийся автобус, мы ловим такси и выкладываем водителю 200 рублей, а то и более. Любителю доехать до дома при помощи частного извозчика поездка также обойдется дешевле: частник не станет заламывать баснословную цену, понимая, что у клиента появилась альтернатива добраться на общественном транспорте. Продление работы маршрутных такси допоздна может быть лишь дополнительным подспорьем автобусам и троллейбусам. Из-за малой вместимости они не смогут развезти всех людей, выходящих из филармонии или кинотеатра. Зная об этом, потенциальные зрители предпочтут театр или концертный зал банальному времяпровождению у телевизора. Кроме того, ни для кого не является секретом, разве только для сотрудников автоинспекции, что порой маршрутки и в дневное-то время идут переполненными — несложно представить, что в темное время они будут заполнены под завязку...
Где же выход, как найти тот идеальный вариант, который устроит и перевозчиков, и пассажиров? Обольщаться не стоит — идеала нет, но и безвыходных ситуаций тоже. Не пора ли по-иному взглянуть на транспорт, которому в последние годы достается больше всего, из которого делают чуть ли не козла отпущения. Читатель догадался — это троллейбус. Не списывать его в утиль, а попробовать организовать работу таким образом, чтобы он вновь стал популярным видом транспорта. Как говорил киношный товарищ Саахов: “Кто нам мешает, тот нам и поможет”. Да, в дневное время и в часы пик троллейбусы выглядят неуклюже, да, летом в салонах изнуряющая духота, а зимой холодрыга — поэтому мы и предпочитаем им автобусы. Видимо, чтобы совсем не отпугнуть пассажиров, тарифы для них пока оставлены на прежнем уровне — 7 рублей. Но вечером и ночью троллейбус вполне может стать той палочкой-выручалочкой, способной значительно снизить напряжение в обслуживании пассажиров. Я не зря упомянул о ночи: в России уже имеются прецеденты круглосуточной работы общественного транспорта.
Наверное, не стоит загадывать о масштабной и разветвленной сети по всему городу, но о ночных маршрутах от железнодорожного вокзала, с интервалом движения в 40-45 минут, пусть в летнее время, пусть пока в виде эксперимента, организаторам стоило бы подумать. В городе планомерно расширяется проезжая часть многих улиц. А такие, как Широтная, Мельникайте, 50 лет Октября, Профсоюзная, Пермякова, по сути, превращаются уже в проспекты. После 20 часов троллейбусы не станут препятствием на пути другого транспорта, даже на главной улице города — Республики. Сами собой напрашиваются троллейбусные маршруты: по Широтной — до Войновки, по Пермякова — не только до объездной дороги у Ожогиной, но и (а почему бы нет?) до разрастающегося больничного комплекса в Патрушевой...
Говоря о продлении работы общественного транспорта, нель- зя забывать, что во главу угла должен стать жесткий контроль. А лучший контролер — это не совесть пассажира, как некогда уверяли нас, а “вооруженный” пассажир. Не надо пугаться, в данном случае оружием является сотовый телефон, который стал постоянным атрибутом для большинства пассажиров. Почему же тогда так редки жалобы на работу перевозчиков, сообщаемые по телефону прямо из салонов автобусов? Главная причина кроется в том, что в салонах на доступном месте не видно номеров телефонов диспетчерской службы.
Они имеются, но отыскать их, напечатанных мелким шрифтом среди обширной корреспонденции о правилах перевозки пассажиров, очень сложно. А если еще и учесть наш российский менталитет, станет ясно, что пассажир, скорее всего, скажет пару ласковых в адрес водителя или кондуктора на месте, чем подаст жалобу. Вот поэтому номера телефонов диспетчерской службы в салоне должны бросаться в глаза, наравне с ценой проезда. В первую очередь в этом должны быть заинтересованы контролирующие органы: получив жалобу, они, не отрываясь от кресла, тут же могут связаться, например, с кондуктором, выяснить причину нарушения правил перевозки пассажиров и добиться ее устранения. Транспорт, не имеющий переговорной связи с диспетчерской, на линию не выпускается — табу! На груди у кондуктора хотелось бы видеть индивидуальный номер.
Мне не важно знать, как зовут кондуктора, — достаточно номера, а вот у оператора в журнале или в компьютере — более полные данные. Для информации о работе общественного транспорта после 21 часа на остановках в освещенном месте должно висеть расписание (а не интервалы движения, как сейчас), размещенное на ярких табличках, отличающихся по цвету от дневных. Кроме расписания — обязательно! — номера телефонов диспетчерской...
В 23 часа подхожу к остановке “Магазин ”Буратино". Судя по расписанию, нужный мне автобус № 15 должен быть через 10 минут. А будет ли? С мобильника звоню в диспетчерскую: оператор успокаивает — автобус в пути и идет по расписанию...
Не думаю, что я поставил перед людьми, отвечающими за организацию обслуживания пассажиров, далекую от реальной действительности, трудновыполнимую задачу. О наметившихся позитивных сдвигах в решении накопившихся проблем говорит и промелькнувшее в печати сообщение о том, что перевозчики наряду с “выгодными” маршрутами обязаны будут обслуживать и “невыгодные”. Давно пора! В связи с этим хотелось бы затронуть тему штрафных санкций. Среди перевозчиков попадаются и нерадивые работники, нарушающие правила перевозки пассажиров. Помимо набившего оскомину самого распространенного нарушения — необъявления остановок, встречаются и грубость, и громкая музыка в салоне, и курение за рулём. Теперь добавилось еще одно — чрезмерное выстаивание на остановках, порой длящееся до трех и более минут, особенно томительное в летнюю духоту. Дежурное объяснение водителя на недовольство пассажиров: “Я обязан соблюдать график” — оправданным признать нельзя. График соблюдай, но какого рожна припер на остановку раньше времени? Можно понять, когда из-за пробок на дорогах впоследствии приходится навёрстывать упущенное, но пробки никоим образом не понуждают к прибытию ранее, чем определено расписанием. Наверное, будет справедливым, если за подобные нарушения экипаж понесет адекватное наказание: нарушил — отработай дополнительное время на “невыгодном” маршруте. Это станет стимулом к более добросовестному исполнению своих обязанностей — вежливому и культурному обслуживанию пассажиров.
Нравится

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"