26 апреля 2024     

Экономика   

Под флагом Советского Союза

Славное прошлое

О славном прошлом предприятия напоминают лишь бережно хранимые экспонаты заводского музея. И хотя первый за Уралом пароход построили в Тюмени более 170 лет назад, свою историю современный судостроительный завод ведет с июня 1928-го, когда Тюменская судоверфь стала филиалом Балтийского судотреста. Именно тогда тюменские корабелы получили первый серьезный госзаказ по обеспечению народного хозяйства Страны Советов «судами северного направления». Госзаказ включал два лихтера водоизмещением по 2300 тонн, восемь сухогрузных барж водоизмещением от 2300 до 2800 тонн и семь тентовых барж по 540 тонн. Вскоре на воду также спустили лихтер «Ямал», 35-сильный буксир и пароход «Сергей Лазо».

Второе рождение судостроительного завода, как и многих других сибирских предприятий, пришлось на годы Великой Отечественной. Осенью и зимой 1941-го согласно постановлению Государственного комитета обороны в Тюмень среди прочих эвакуировали сразу четыре судостроительных завода — из Ленинграда, Херсона и Керчи. Переселенцы вместе с 15-16-летними подростками вкалывали в две смены по 12 часов каждый день, без выходных и отпусков. За годы войны со стапелей Тюменского судостроительного они спустили 165 торпедных катеров, которые громили врага на Черном, Балтийском и Северном морях, продолжив боевой путь на Тихом океане. За тот доблестный труд более 350 заводчан получили ордена и медали, а сам судостроительный удостоился знамени Государственного комитета обороны и ордена Отечественной войны первой степени.

После войны тюменские корабелы переключились преимущественно на мирную продукцию: буксирные пароходы, пассажирские суда, паромы и понтоны. Уже в 1960-е нефтегазовое освоение Западной Сибири потребовало небывалое количество техники и оборудования, доставить которое в тайгу и тундру мог только речной транспорт. На заводе в кратчайшие сроки освоили производство нефтеналивных барж и танкеров (нефтепроводов еще не построили), а также рефрижераторов и судов класса «река-море». Одних только 600-сильных буксиров-толкачей выпущено более двух сотен. А шесть громадных плавучих электростанций «Северное сияние», аналогов которым не было и нет на планете, принесли свет и тепло на северные территории. Не забывало завод и Министерство обороны, загружая заказами для ракетных войск.

Акела промахнулся...

Всю эту пору динамичного развития — тридцать лет! — завод возглавлял Петр Потапов, Герой Социалистического Труда, лауреат Государственной премии СССР, кавалер многих орденов, еще при жизни удостоенный звания «Почетный гражданин Тюмени». Его портрет до сих пор висит в приемной, а имя с уважением произносят не только старожилы, но и все последователи легендарного директора. Один из них вспоминает сцену из Киплинга, когда шакал кричит: «Акела промахнулся, нам нужен новый вожак!» В 1989-м никто за директора не вступился, на заводе просто не оказалось своей Багиры. Полный энергии и сил директор, разменявший 72 год, ушел на заслуженный отдых. Останься он еще хотя бы на пять-десять лет, возможно, совсем другая судьба ждала бы Тюменский судостроительный.

В 1992-м завод акционировали, избавившись от контроля со стороны государства. Заказы резко сократились. К 1994-му задолженность по зарплате доходит до 15 месяцев. В это время и появился на заводе Михаил Метельский, встретивший расцвет номенклатурного капитализма в ранге заместителя начальника Главтюменьпромстроя. Преуспевающий бизнесмен объяснил рабочим, что жить по-старому нельзя, на дворе давно рынок и нужно кардинально перестраивать работу. Метельскому поверили. И с его приходом действительно закончился период безвременья.

Деятельный руководитель вложил в завод и станки с ЧПУ собственные средства, заработанные в нефтяном бизнесе, привлек банковские кредиты, чтобы вдохнуть жизнь в захиревшее за несколько лет производство. Основную ставку он делает на нефтяное машиностроение, поскольку государству явно не до новых судов, а крупных частных заказчиков на строительство флота просто нет. Одновременно Метельский открывает на заводе совместное с американцами предприятие по выпуску аэрозолей, оборудует станцию техобслуживания BMW, становясь официальным дилером германского автоконцерна, создает первую в регионе независимую телевизионную станцию «Параллакс». Договаривается с «MAN» о производстве нефтяного оборудования и спецтехники под маркой этого концерна. А «Газпром», готовящийся к выходу на шельф северных морей, размещает крупнейший заказ на изготовление плавучих буровых комплексов.

Ошибка Метельского

Тем не менее Метельский сделал роковую ошибку. Он доверил управлять своей собственностью младшим братьям. Саперу Павлу, вышедшему в отставку, и историку Никифору, преподававшему в высшей школе милиции. Оба называют себя партнерами Михаила. А самый младший, Павел, становится председателем совета и получает доверенность на распоряжение банковскими счетами. Михаил же постепенно начинает заниматься другими проектами, назначая директором завода и прочих предприятий своего сына Алексея.

Однако летом 2000-го словно черная кошка пробежала между родственниками. Павел и Никифор в результате сложных комбинаций, благо доступ к документации и печатям у братьев имелся, переоформляют принадлежавшие Михаилу акции завода на себя. Тогда-то и разворачивается в Тюмени настоящий криминальный детектив. С захватом завода, штурмом баррикад, стрельбой, кровопролитием. Разборки между братьями, бесконечные суды длились без малого шесть лет. Едва наладившиеся дела резко пошли под гору. А Павел Метельский в беседе с журналистом признался: «Как поставить точку в семейном деле, не знаю сам. Старший брат не пошел с нами на мировую, хотя мы предлагали ему делить прибыль пополам».

Время «Интегры»

Точку в затянувшейся междоусобной войне поставила «Интегра». Инвестор летом 2006-го выкупил у Павла и Никифора за 7,5 млн. долларов движимое и недвижимое имущество, а также акции завода, оформленные в равных долях на жен младших братьев. Чистые активы огромного завода оценивались в... 5 тысяч рублей. Сделка состоялась во многом лишь благодаря настойчивости губернатора Тюменской области, которому надоели постоянные склоки Метельских и жалобы заводчан, оказавшихся без работы и зарплаты.

Как заметил Феликс Любашевский, президент «Интегры», Тюменский судостроительный находился в самом плачевном состоянии из тех шести заводов, что приобрел холдинг. Первым делом пришлось восстанавливать канализационную систему: все стоки шли прямо в реку. Чтобы не упали стены цехов, стоявших без отопления, отремонтировали крыши. Всего на реанимацию производства и обновление оборудования ушло более полумиллиарда рублей. И это только начало.

Завод, став филиалом компании «Уралмаш — Буровое оборудование», переключился на производство буровых установок. Практически все 1300 тонн металлоконструкций и оборудования для такой высокотехнологичной установки, включающей четыре стадии очистки бурового раствора и систему шлакоудаления, изготавливают непосредственно в Тюмени. В числе заказчиков значатся «Газпром» и «Роснефть».

Естественно, уникальное производство требует уникальных специалистов: технологов, конструкторов, сварщиков, токарей, фрезеровщиков, слесарей-сборщиков. Их на заводе к приходу новых хозяев остались единицы. Средний же возраст немногочисленного коллектива зашкаливал за 65 лет. Срочно требовалась молодая кровь для обновления «организма». В первый год из 800 человек, принятых на предприятие, около пятисот пришлось уволить. Многие из пришедших, по словам Виталия Ткачева, исполнительного вице-президента «Интегры», «сидели на стакане». Поэтому руководство буквально ухватилось за государственную программу по привлечению соотечественников. Ведь в союзных республиках оказались невостребованными поистине золотые руки.

Надежда на переселенцев

Скажем, Евгению Бощенко, выучившемуся на электросварщика, совсем недолго повезло поработать по специальности: колхоз-миллионер на родной Луганщине разорился. Пошел на шахту, но там вскоре случилась авария. Выбравшись на землю, перекрестился и подался на шабашку в хлебную Тюменскую область. Сначала ремонтировал квартиры, будучи и электриком, и маляром, и плиточником, а затем устроился в фирму по установке натяжных потолков. При оформлении разрешения на работу он и узнал о свежеиспеченной программе содействия переселению соотечественников.

Евгений заполнил анкету, указав в числе прочих специальность сварщика. Так он попал в сети судостроительного завода, кадровики которого отлавливали в областном департаменте экономики штучных специалистов, заявивших об участии в программе. Потом анкеты придирчиво рассматривали начальники участков. И только потом отобранным кандидатам высылали приглашение на временную работу. Завод уже встал на ноги, отбор шел строгий, и кандидатам устанавливали испытательный срок. На этот период предоставляли место в заводском общежитии, оформляя полагающееся разрешение на работу через управление миграционной службы и даже оплачивая проезд. Но специалист за эти месяцы должен был показать все, на что способен, сдав квалификационные экзамены.

Евгений прошел через все испытания. Сегодня он сварщик-монтажник высокой квалификации, варит устройства для подъема буровой вышки и трубопроводы, на его счету — ответственнейшие швы, запросто проходящие последующий контроль рентгеном и ультразвуком. По соседству в заготовительном цехе работает жена Оксана. Денег хватает и на жизнь, и на съем трехкомнатной квартиры. Пацан пошел в девятый класс, а девочка — в шестой.

В конце 2007-го на завод слесарем по сборке металлоконструкций пришел и Александр Шамов, выросший в Алма-Ате. Перед армией он год отработал пекарем на хлебозаводе. Служил в Германии, в войсках связи, уже после падения Берлинской стены. Дома устроился учеником автоэлектрика на автобазу, но ее вскоре расформировали, а технику распродали. Нашел работу лишь в Джезказгане, став слесарем-наладчиком на медедобывающем комбинате. Жена Татьяна тут же трудилась дежурным электриком.

Года три назад съездили с женой в гости к тетке, которая перебралась в Тюмень из Киргизии. Город очень понравился. И загорелась семья идеей перебраться сюда на постоянное место жительства. А когда начали собирать документы, узнали о новой программе переселения. В Интернете Александр нашел информацию о судостроительном заводе и напросился на работу. Сейчас он монтирует циркуляционную систему для буровой. Эта 250-тонная конструкция буквально нашпигована дорогостоящим оборудованием для очистки буровых растворов.

В январе у Шамовых появилась дочка. Перебрался к родителям в съемную квартиру и старший сын, закончивший среднюю школу в Джезказгане. Хотелось бы, конечно, переселенцам иметь и собственную крышу над головой, но цены на жилье в областном центре заоблачные. Никакая ипотека не поможет. Все надежды Александр возлагает на собственные силы, собираясь приобрести участок земли и своими руками построить дом. Присматривается к Тюмени и брат, работающий прорабом на строительстве гидроэлектростанции в Казахстане.

Естественный отбор

Далеко не все переселенцы, особенно с Украины, смогли удержаться на заводе. Вроде неплохие специалисты, прошли испытательный срок, выложились на полную катушку, оформились на постоянную работу и... расслабились. В результате из 32 украинцев остались только двое. Владимир Ермощенко, принимавший их на работу, сам родом с Украины, тяжело вздыхает: «Развратили народ эти майданы. Сходил на митинг — получил деньги. Постоял в пикете — получил еще. Сегодня тебе платит Ющенко, завтра — Тимошенко, работягам все равно. А вкалывать разучились. Эта померанцевая революция превратила немалую часть нации в прихлебателей».

У Александра Курмаева из Киргизии свои заморочки. Казалось бы, устроился на работу, пора свидетельство участника госпрограммы получать, а в документах нашли ошибку, исправить которую невозможно. Во время недавней войны от родной деревни не осталось и следа. Вот и пришлось возвращаться в Кыргызстан.

Приехал на завод по программе и мастер Кирьянов, привез в Тюмень жену, престарелую мать и троих детей. Поработал несколько месяцев и... умер. Руководство предприятия не бросило семью на произвол судьбы, устроили жену крановщицей, для женщины это самая высокооплачиваемая специальность. Но трагедия выявила значительную дыру в госпрограмме: переселенец может умереть, погибнуть, не успев получить подъемные и компенсацию за переезд, все то, что обязано ему выплатить государство как участнику программы, а члены семьи — не участники, следовательно, никакие преференции на них не распространяются...

Светлое будущее

Судостроительный завод, невзирая на кризис, продолжает набирать специалистов. На предприятии трудится уже почти тысяча человек. Рабочие бесплатно обедают в заводской столовой, в их распоряжении бассейн с минеральной водой. На вопрос о зарплате скромно отвечают: «Не жалуемся». Хорошие специалисты получают до 70 тысяч в месяц.

В планах «Интегры» — полная реконструкция завода и выход на производство 30-40 буровых установок в год. Численность персонала придется довести до 2200 человек, а для этого решено построить еще одно современное общежитие на 700 мест для специалистов завода. Здесь же, на заводе, появится и учебный центр холдинга по подготовке не только фрезеровщиков, токарей и сварщиков, но и геофизиков с бурильщиками. У завода, судя по всему, действительно светлое будущее. Видно, поэтому работяги и не стали снимать в заводских цехах советские лозунги. Словно чувствовали, что они еще пригодятся.

Нравится

Комментарии к статье

Ludmila: 02.09.2009 15:11
Такой бред, хоть одного рабочего видели в бассейне, столовая полгода не работает, рабочие носят питание в баночках, а зарплате вообще молчу.
Яночка: 02.09.2009 15:45
Уважаемый автор статьи, как давно Вы были на Судостроительном заводе? Такое впечатление, что точно не в этой жизни. Вчера читала статью и не знала плакать от горя, что мой муж как специалист не зарабатывает цитата:";70 тыс";!!!! или смеяться, что читаю этот бред. Столовая!!! Вас водили в столовую???? Вы лично своими глазами ее видели? Нет! Потому что она в принципе не работает. Наши мужья носят пайки с собой и обедают прямо в цехе без отрыва от производства. Зарплата... Уже не первый месяц происходит задержка ЗП. Вы поитересовались, за какой месяц в последний раз люди получили зарплату? Нет? Конечно, Вам просто кто-то озвучил эти нелепые цифры. Последние строки и том, как хорошо живется работяге с семьей в съемной трехкомнатной квартире просто привели в шок. Вы знаете сколько стоит снять трехкомнатную квартиру? Нет? Потому что не могут рабочие позволить себе такую роскошь. Надо было бы разобраться во всех тонкостях работы наших мужчин и о том сколько им за это платят и как вовремя. Было бы неплохо, если бы эта заказная статья (а по другому ее принимать невозможно) была опровергнута или подтверждена фактами. Но этого не будет, потому что вам нечем крыть негодование и обиду нас - жен тех, кто работает на этом ";чудо-заводе.";
Автор: 02.09.2009 16:37
Публикация «Под флагом Советского Союза», вышедшая в нашей газете 1 сентября, вызвала бурную реакцию среди рабочих Тюменского судостроительного завода. Их смутили слишком радужные оценки настоящего и будущего старейшего предприятия региона.
Рассказывая о заводе, мы воспользовались информацией Владимира Ермощенко, еще недавно возглавлявшего филиал компании «Уралмаш – Буровое оборудование». Однако буквально за последние месяцы ситуация на заводе поменялась. Мировой кризис не обошел предприятие стороной: дают знать задержки в оплате уже выполненных заказов. Руководство вынуждено было пойти на так называемую оптимизацию затрат. С июля снята значительная часть социальных льгот, в частности бесплатное питание, временно закрыта и заводская столовая. Работает лишь буфет. На продажу выставлен бассейн с минеральной водой. Гораздо меньше стала и заработная плата, да и та выплачивается с задержками, которые, по заверению руководителей, не превышают двух недель. До лучших времен отложены планы по модернизации и расширению производства. Тем не менее, заказами завод обеспечен, по крайней мере, до конца года. И даже продолжает набирать специалистов.
Благодарим Яну и Людмилу за отклики.

Статьи по теме

№98 (4840)
04.06.2009
Андрей Осипов
Тюменский фанерный комбинат наращивает обороты
№73 (4815)
24.04.2009
Андрей Решетов
И в строительстве завода необходимо мужество

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"