29 марта 2024     

Общество   

У человека должно быть право выбора

Валерий Степанченко, председатель Ямало-Ненецкого регионального отделения партии «Справедливая Россия», депутат Законодательного Собрания ЯНАО:
— Положительные моменты у новой формы государственной аттестации есть. Например, зачисление победителей предметных олимпиад в вузы без экзаменов привело к усилению в стране олимпиадного движения. Однако минусов гораздо больше. В этом году выпускники, не сдавшие Единый государственный экзамен, не получили аттестат о среднем образовании. Пересдать в следующем году получится не у всех, ведь многие уйдут в армию. Как сложится судьба этих ребят в дальнейшем, появится ли у них шанс на получение профессии? Эти и другие вопросы не могут меня не тревожить.
Серьезные сомнения вызывает и продекларированная беспристрастность в оценке знаний выпускников. Особенно если принять во внимание статистику: в этом году лучшими знатоками русского языка оказались школьники из Дагестана и Адыгеи, а наивысший средний балл по ЕГЭ — у жителей Якутии, Чукотки и кавказских республик. Еще хуже, что при тестировании вообще не ставится цель оценить умение выпускника мыслить, творчески подходить к решению задач. Со знаком минус можно расценить и то, что нынче количество университетов или институтов, в которые абитуриенты могли подавать документы, не ограничивалось. В итоге воцарился полный разброд, количество поданных заявлений в несколько раз превысило количество будущих студентов. Не случайно и президент отметил, что ситуация требует внимания и соответствующего решения федеральными структурами власти.
Я не считаю, что ЕГЭ нужно срочно и повсеместно отменять (хотя многие западные страны как раз это и сделали), но, думаю, стричь под одну гребенку всех выпускников нашей огромной страны тоже незачем. Вряд ли кому-то придет в голову уравнивать качество образования, полученное школьником в отдаленной деревеньке, с качеством преподавания в Москве или Санкт-Петербурге. Для чего же тогда вводить единые стандарты в экзаменовке? У человека должно быть право выбора. Пусть он сам решает, сдавать ему ЕГЭ или традиционные экзамены.
Андрей Артюхов, первый заместитель секретаря политсовета Тюменского регионального отделения партии «Единая Россия»,  депутат Тюменской областной Думы:
— Сегодня продолжается критика в адрес ЕГЭ, в том числе и со стороны ректоров некоторых известных университетов. Действительно, поступление в вузы по новым правилам выявило ряд проблем. Тем не менее я считаю, что у ЕГЭ больше плюсов, чем минусов.
Благодаря новой форме сдачи экзаменов значительно снижен уровень коррупции в вузах, и это факт. Конечно, и раньше существовали высшие учебные заведения, в которых с ней боролись, однако в целом по стране проблема была острой, особенно в престижных московских (и не только) вузах. Еще один важный момент: ЕГЭ позволяет талантливым ребятам из отдаленных территорий поступать в ведущие вузы страны, причем на бюджетные места.
Теперь о недостатках новой системы. Приходится констатировать, что многие выпускники, имеющие высокий балл по ЕГЭ, после поступления в высшие учебные заведения не подтверждают своих знаний и отсеиваются после первого семестра. Особенно много нареканий в адрес южных регионов. Высказываются серьезные претензии к проведению тестов в школах. Ректор Высшей школы экономики Ярослав Кузьминов предлагает проводить единый государственный экзамен не силами школ и муниципалитетов, а привлекать к контролю общественность и милицию. Появились идеи о проведении осенью 2009 года теста для первокурсников с целью проверки реальных знаний.
Много неразберихи в приемных комиссиях в этом году было из-за того, что абитуриенты могли сдавать сертификаты ЕГЭ и другие документы в неограниченное число вузов. Необходимо ввести разумное ограничение, тем более что такой опыт существует во многих странах.
Максим Карпиков, секретарь тюменского обкома КПРФ:
— Лично я выступаю против реформы образования в тех формах, в которых она проводится: это путь к дальнейшей неоправданной коммерциализации образовательной сферы. Как эксперимент ЕГЭ был введен достаточно давно, а теперь, когда он стал обязательным, проблем прибавилось. Выпускник школы, не сдавший один экзамен, фактически лишается возможности получить высшее образование, если, конечно, ему не удастся пройти пересдачу.
ЕГЭ вводили для того, чтобы обеспечить равный доступ в вузы. Однако первый же год его применения поставил под сомнение возможность соблюдения данного принципа. Появилось огромное количество так называемых льготников, особенно в кавказских республиках. Они поступают в вузы в приоритетном порядке благодаря, например, статусу беженца. В результате ущемляются права других выпускников, ведь даже получив высокий проходной балл, они зачастую сталкиваются с тем, что все места на факультетах уже заняты...
Если же говорить о том, в какой форме сдается единый госэкзамен, то это упрощенчество чистой воды. Сегодня учитель и ученик главным образом заняты разбором тестов, школьная программа отходит на второй план, особенно в 10-11-х классах. Тесты настраивают школьника на зубрежку, в то время как его надо учить критическому мышлению, умению сопоставлять факты.
Анатолий Малышев, первый заместитель координатора Ханты-Мансийского регионального отделения ЛДПР, депутат Думы ХМАО — Югры:
— Как учитель, много лет проработавший в школе, твердо убежден: Единый государственный экзамен в той в форме, в какой он сегодня проводится, надо отменять. Чтобы достоверно проверить знания выпускника, нужна живая углубленная беседа, а не усредненное тестирование. По теории вероятности, если повезет, проходной балл по ЕГЭ можно получить, даже ничего не уча и не зная, а раньше такое было невозможно.
Но и возвращаться к прежней системе тоже не стоит. Все-таки в новшествах, которые появились в последние годы в сфере образования, есть свои плюсы. Например, успешность сдачи экзаменов теперь меньше зависит от субъективного мнения учителя, так как большее распространение получил автоматизированный подход. Возможно, предметы для поступления в вуз надо сдавать по окончании школы, но не в тестовой форме. Как это лучше делать, должны решать преподаватели и профессура.
Надо также прекратить практику, при которой один выпускник может подавать документы одновременно в любое количество вузов. Это приводит к тому, что некоторые высшие учебные заведения недобирают студентов. Среди вузов надо развивать конкуренцию, но — честную.
Нравится

Статьи по теме

№97 (4839)
03.06.2009
Елена Елкина
Организация ЕГЭ — не без изъянов
№76 (4818)
29.04.2009
Татьяна Степанова
Развитие образования: пять подпрограмм и одна цель

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"