16 ноября 2018     

Общество   

Николай Белобородов, отличник Аэрофлота

Это единственный случай за всю историю Аэрофлота, когда героями стали вертолетчики. А объясняется это тем, что только винтокрылая техника в условиях бездорожья и отсутствия аэродромов на Севере могла круглый год обслуживать все отрасли народного хозяйства и всегда на переднем крае рядом с геологами, нефтяниками, газодобытчиками, строителями были вертолетчики. В самых экстремальных условиях они работали на оперативных точках, обеспечивая северян оборудованием, топливом, техникой, продовольствием. Помогали обустраивать месторождения, прокладывать трассы, обживать суровый северный край.

В числе этой «великолепной пятерки» был единственный уроженец Тюменской области, крестьянский сын земли упоровской Николай Макарович Белобородов. Долгих 35 лет шел он к звезде героя.

* * *

В октябре 1951 года выпускник Сасовского летного училища со свидетельством пилота IV класса ГВФ прибыл в Уральское управление и получил направление в Тюмень.

— 6 октября я был зачислен пилотом самолета ПО-2, того самого «кукурузника», «тихохода», над которым многие подтрунивают до сих пор, — вспоминает Николай Макарович. — Самолетный парк Тюменского аэропорта был не велик: летом и зимой эксплуатировались в основном ПО-2, а летом гидросамолеты Ш-2 и две американские «каталины». Первые три самолета Ан-2, которые только начали поступать в гражданский воздушный флот, казались нам тогда чудом техники.

Вместе со мной в Тюмень прибыли выпускники других училищ: Анатолий Соколов, Александр Антонов, Александр Мусаткин, Владимир Царев, Николай Дергалев, Виктор Салтан. Нас было много, а самолетов не хватало, к тому же мешала распутица, и практически мы начали летать только с июня 1952 года, — продолжает Белобородов, — именно тогда была образована Тюменская авиагруппа и передана в Западно-Сибирское управление ГВФ.

В середине сентября Николаю Белобородову предоставили месячный отпуск, и он решил провести его на своей малой родине — в деревне Слободчики Упоровского района. Командир авиаэскадрильи Максим Талалаев дал задание пилоту Ивану Решетникову, вылетавшему по санитарному заданию в село Армизонское, попутно доставить Николая в село Емуртла. И долго потом в Емуртле и Слободчиках вспоминали, что их земляк прилетел домой на самолете, ведь это был первый летчик упоровской земли. Отец, всю жизнь проработавший в колхозе, сиял от счастья: его сын стал большим человеком!

— С февраля 1953 года после переучивания в Новосибирске я стал летать вторым пилотом на самолете Ан-2, по сравнению с ПО-2 это был уже лайнер: в кабине тепло, на борту 12 пассажиров или 1200 кг груза, крейсерская скорость 180-200 километров в час. Сразу расширилась география полетов, начали летать в Ханты-Мансийск, Сургут, Нахрачи, Кондинское, Березово, Салехард, Тазовский, — с улыбкой вспоминает ветеран, — и какая же красота нам открылась!

Помню, когда впервые подлетал к Ханты-Мансийску, а погода стояла ясная, меня поразило, что на необъятной равнине находится единственная возвышенность, зеленая круглый год, так как вся гора покрыта пихтовым лесом. Пилоты шутя называли Ханты-Мансийск тюменской Швейцарией. А зимой в Салехарде я впервые увидел северное сияние, и нет слов, чтобы передать охвативший меня восторг. Я был просто очарован Севером на всю жизнь!

Николай чувствовал себя счастливейшим человеком, который сумел осуществить заветную мечту детства, и любая работа была ему в радость, будь это перевозка почты, грузов или пассажиров, вывозка рыбы или оленины, патрулирование лесных массивов или выброска парашютистов к местам пожаров.

* * *

Следующий 1954 год принес Николаю радость: он женился на любимой девушке, познакомил ее с отцом. Этот же год принес ему и горе — умер отец Макар Никандрович, который с детских лет прививал сыну любовь к труду и родной земле. Это от него узнал Николай Макарович, что его прапрадед был родным братом сподвижника Пугачева Ивана Наумовича Белобородова, о котором Пушкин упоминает в «Капитанской дочке». После казни бунтовщика в 1774 году брат Михайло Белобородов, собрав родственников, бежал в Сибирь, опасаясь преследований. Подальше от больших дорог нашли Белобородовы место для поселения в пойме двух речек, где срубили избы, раскорчевали лес под пашню. Бывший казак Михайло Белобородов и стал основателем деревни Слободчики, где по сей день живут его потомки.

Предание об этом передавалось из уст в уста, конечно, многое забывалось со временем. Но достоверно известно, что в роду было много долгожителей: прадед Артамон Михайлович прожил 98 лет, столько же прожил его сын Никандр Артамонович, прославившийся тем, что был не только хорошим хозяином, посадил в Слободчиках много деревьев и кустарников. В памяти Коли остались два гигантских тополя высотой метров в шестьдесят, посаженные дедом.

Старики-односельчане вспоминали, что любил Никандр Артамонович охоту и рыбалку, был очень закаленным и выносливым человеком и даже в самые лютые морозы ходил без шапки и рукавиц.

Добрым молодцем вырос и его сын Макар, отец Николая Макаровича, родившийся в 1887 году. Но отпущено ему было всего 67 лет жизни, очевидно, сказались последствия Первой мировой войны, где впервые в истории против пехоты применили газы. Пострадал от них и Макар Никандрович, вернувшийся с фронта астматиком.

* * *

Впоследствии, когда Н.Белобородов работал над семейной хроникой, самые теплые воспоминания он посвятил отцу, простому колхознику с золотыми руками, которые умели делать все: телеги и сани, кадушки для солений, сбрую для лошадей. Был отец столяром, плотником и кузнецом и никогда не отказывал односельчанам в помощи. Его трудолюбие, уважительное отношение к людям, приветливость и оптимизм и перенял юный Николай Белобородов.

А тогда, в 1954-м, погоревав об утрате отца, он стал осваивать новую технику — гидросамолет. «Это был Ан-2, установленный на два поплавка, длина каждого 9 метров. Самолет мог производить посадку на любой водоем, а так как на территории Тюменской области насчитываются десятки крупных рек и десятки тысяч озер, то появление гидросамолета было совершенно необходимо, — пишет Белобородов в своих семейных хрониках. — Будучи вторым пилотом, я участвовал в эксплуатационных испытаниях самолета Ан-2В. Перед нами стояла задача — определить безопасную высоту волны, при которой можно производить взлеты и посадки. Вместе с нами опытные полеты производил летчик-испытатель ГОСНИИ ГА Г.Дробышевский».

Судьбоносным стал для авиатора Белобородова 1957 год — он стал вертолетчиком, успешно освоив Ми-1.

— В 1959-1960 гг. работать приходилось в основном в Ханты-Мансийском, Ямало-Ненецком округах, обслуживая геологов, лесников, медиков, охотников и т.д., — продолжает Николай Макарович. — А в феврале 1961 года в Тюмени был создан 255-й вертолетный отряд, в составе которого были эскадрильи Ми-4 и Ми-1, и я был назначен командиром звена Ми-1. Всего нас было пять экипажей вертолетов Ми-1, и летом 1961 года мы интенсивно работали на Полярном Урале.

Летчик сразу же оценил и полюбил винтокрылую железную птицу, которая могла приземлиться практически на любой пятачок и в условиях Севера была незаменима. А потом, когда Тюмень загремела на весь мир, когда началось бурное освоение природных богатств края, Белобородов осваивает новые, более мощные типы вертолетов: Ми-6, Ми-8. Последним в его летной биографии был Ми-10К — вертолет-кран, выполнявший всевозможные монтажные работы.

* * *

В 1965 году Николая Макаровича назначают на должность заместителя командира вертолетного отряда, а командиром — бывшего однокашника по Сасовскому училищу Юрия Александровича Южакова. Оба они прибыли в Тюмень в 1951 году, оба полюбили вертолеты, и всю жизнь их связывала крепкая мужская дружба.

За освоение природных кладовых края, за работу на всех горячих точках, на всех трассах, за успешное освоение самой современной авиатехники и воспитание целой плеяды блестящих пилотов оба друга были награждены медалями Героя Социалистического Труда. В трудные времена они всегда поддерживали друг друга, и смерть Юрия Александровича Белобородов пережил как большое личное горе.

Пришло время, когда он всерьез задумался: а что же он оставит потомкам кроме доброго имени? За 40 лет безупречного труда в системе Аэрофлота не нажил он ни палат каменных, ни солидного счета в банке, ведь в те прославленные годы работали на голом энтузиазме, о достойной оплате героического труда говорить было не принято. Была радость от того, что занят большим государственным делом — созданием нефтегазового комплекса, что рядом великолепные товарищи, такие же опытные вертолетчики — В.Смирнов, В.Редькин, В.Иванов, В.Боровинский, В.Санталов, В.Курашов, Ю.Булюхин, Л.Ананьев, М.Прядко, В.Перевозкин, В.Горячев и десятки других асов. Их всех и не перечислить! Ими гордились, ими восхищались, про них сложили песню со словами «летчик над тайгою точный курс найдет». С их помощью строились все крупные объекты области и возводились в тайге города и поселки…

В третье тысячелетие вошли уже не многие. Нет уже веселого и остроумного Алексея Марченко, нет Николая Бабинцева, большого энтузиаста и мастера воздушного монтажа, вертолетчика от Бога Георгия Метелева — все они были заслуженными пилотами СССР. Длинным получается скорбный список потерь. Безмолвным укором живущим стоят в плехановском аэропорту ряды отработавших свой век вертолетов, которым уже никогда не подняться в небо. А жизнь продолжается, ошеломляя крутизной перемен и калейдоскопом новостей.

Нет-нет да и о ветеранах вспомнят. На 80-летие в Москву приглашали, в Ханты-Мансийск свозили, и слеза навернулась, когда увидел современнейший аэропорт окружного центра, неузнаваемо похорошевший город. А как изменились Надым, Новый Уренгой, Салехард, Нижневартовск, Сургут! Значит, жизнь прожита не зря, и ты вложил частичку своего труда и своей души в эти преобразования края! Но это был общий труд десятков и сотен тысяч людей.

* * *

А что же все-таки оставить потомкам?

Жизнь очень кстати подкинула идею — вокруг заговорили о родословных, и вспомнил Николай Макарович рассказы отца и семейные предания. По крупицам собрал семейную хронику рода Белобородовых, нарисовал родословное древо, украсил солидную рукопись фотографиями многочисленной родни. Сняв с рукописи множество копий, подарил их семьям родственников с таким напутствием: «Прошу вас, дочери, внуки, племянники, продолжить свои автобиографии, чтобы ваши потомки знали, откуда произрастают корни. Пусть потомки знают, кем были мы, наши деды, прадеды. У нашего поколения детства не было, в основном была работа с малых лет, работа и еще раз работа. Но об этом я не жалею, а отношусь ко всему с оптимизмом, который помогает выжить в трудные минуты».

Замечательную историю своей жизни и жизни рода Белобородовых оставил на память потомкам «Отличник разведки недр» и «Отличник Аэрофлота», Герой Социалистического Труда и просто великолепный добрый человек и нежнейший отец и дедушка Николай Макарович Белобородов, который на будущий год отметит 80-летний юбилей.

Нравится

Статьи по теме

№157 (4899)
09.09.2009
Нина Зарубина
Афганский экстрим
№106 (4848)
18.06.2009
Нина Зарубина
Из Сахары — в город-сказку

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"