2 октября 2022     

Экономика   

По шпалам в горы

Проекты двух магистралей от станции Полуночное, что на Среднем Урале, до Салехарда и далее до Надыма ещё в прошлом году получили положительное заключение Главгосэкспертизы России. А это 1257 километров пути, 65 разъездов, 10 станций, 117 больших и средних мостов и путепроводов, в том числе поистине уникальный двухуровневый путепровод через Обь. Первый этаж — для железнодорожных составов, второй — для автомобилей. Русло реки перекроют семь арочных пролетов по 220 метров каждый, а сам мост протянется на 2440 метров, не считая многокилометровых подходов.

На разработку проектно-сметной документации, занимающей вагон и маленькую тележку, ушло почти два года. И стоила эта каторжная работа без малого шесть миллиардов рублей. Треть всех работ профинансировали Тюменская область, Югра и Ямал, за счёт общерегиональной программы «Сотрудничество». Чуть более 3,8 млрд рублей потрачено из Инвестиционного фонда России.

Теперь наступает следующий этап. На строительство дорог и мостов, по самым скромным подсчётам, требуется 372 млрд рублей. Не менее 75 миллиардов должны выкроить из собственных бюджетов регионы. Государство обещает почти 127 миллиардов. Оставшиеся 170 млрд рублей предстоит изыскать корпорации «Урал промышленный — Урал Полярный». Речь тут идёт о привлечении стратегических инвесторов и банковских кредитах.

Но для того, чтобы открыть финансирование, необходимо пройти массу согласований. Пока корпорация явно отстаёт от утверждённого графика. Приходится нагонять сроки. До апреля-мая необходимо пройти все обязательные процедуры для открытия государственного финансирования.

На минувшей неделе в Мин-транс России пригласили потенциальных отправителей грузов. Представители «Газпрома», «Газ-пром нефти», «Роснефти», «НОВАТЭКа», «Сибура», Новоуренгойского газохимического комплекса ещё раз подтвердили свою заинтересованность в новых магистралях. А Ремир Мукумов, исполняющий обязанности генерального директора корпорации «Урал промышленный — Урал Полярный», представил расчёт грузопотоков. Согласно прогнозу к 2025 году по линии Салехард — Надым будут перевозить от 17,1 до 22,1 миллиона тонн. Грузопоток линии Полуночное — Обская оценивается от 10,4 до 17,7 миллиона тонн в год. Без подобных обоснований государство ни рубля не вправе потратить на строительство транспортной инфраструктуры.

В ближайшее время Минтранс должен подготовить заключение о подтверждении «грузовой базы» проекта, которое поступит на дальнейшее рассмотрение в экспертный совет. На нехорошие мысли наводит лишь тот факт, что среди участников министерского совещания не оказалось ни одного металлурга, который бы представлял промышленный Урал. А ведь изначально при обосновании проекта речь шла об обеспечении отечественной промышленности дешевым сырьём с Приполярного Урала. В случае создания транспортного коридора тот же югорский железорудный концентрат, по предварительной оценке, окажется вчетверо дешевле мировых аналогов.

Впрочем, отсутствие рвения со стороны горнопромышленников и сталелитейщиков не огорчает идеологов проекта. По крайней мере, представители корпорации «Урал промышленный — Урал Полярный» не подают вида.

— Первое, что мы сделали, — объясняет Александр Белецкий, заместитель уральского полпреда президента и глава наблюдательного совета корпорации, — начали изучать этот вопрос. И оказалось, что все горно-металлургические предприятия давно имеют свою ресурсную базу не только в России, но и в ближнем зарубежье. И полностью обеспечены сырьём на ближайшие 60-70 лет. Более того, пока у них половина проектов по добыче сырья просто заморожена. Наш проект — стратегический, а сегодня планировать спрос даже на ближайшие два-три года практически невозможно. Поэтому он должен быть привязан не к конкретному потребителю, а к мировой экономике в целом.

Наряду с продвижением заявки на финансирование проекта из Инвестиционного фонда, представители корпорации всерьёз занимаются поиском инвесторов. Ситуация в мире неоднозначна. С одной стороны, инвесторы крайне осторожно вкладывают деньги, взвешивая все риски. С другой стороны, доходность многих проектов стремится к нулю. Россия обещает рентабельность минимум в 10 процентов. Приуральская дорога должна окупить себя уже за десять лет при расчётном сроке жизни магистрали в 70 лет. При этом объёмы перевозок, а значит, и доходы инвестора год от года будут только возрастать. К тому же участие государства в проекте снимает так называемые страновые риски.

Активность корпорации не осталась незамеченной. Инвестиционный фонд «Novaar Capital Management», возглавляемый наследным принцем из Саудовской Аравии, планирует для пробы вложить в уральский проект $750 млн. Заинтересовалась новой магистралью испанская государственная компания «RENFE», эксплуатирующая национальную сеть железных дорог. В случае если стороны сумеют договориться, то испанцы не только вложат реальные деньги, но и откроют доступ к новейшим технологиям.

А корпорация тем временем подготовила роуд-шоу проекта, намереваясь подключить к его реализации весь мир. На февраль намечена масштабная поездка по Ближнему Востоку, в апреле состоится марш-бросок по Европе. Не забыты и местные капиталисты. По весне во всех уральских регионах пройдет презентация многообещающего проекта. Руководство корпорации надеется договориться с уральскими промышленниками о производстве тяжелого оборудования, мостовых конструкций, стройматериалов. Правда, для этого, считает Ремир Мукумов, многим предприятиям потребуется существенно повысить качество выпускаемой продукции.

Юрий Неёлов:

«Есть все предпосылки начать стройку уже в 2010-м. Хотя препоны, конечно, большие. Там, где, например, земли лесного фонда, и их надо перевести в промышленные, а эта процедура затягивается на полгода и более».

Аргумент для инвестора

комментарий

Александр Белецкий

заместитель полномочного представителя Президента РФ в УрФО, председатель наблюдательного совета корпорации «Урал промыш-ленный — Урал Полярный»:

— Проект «Урал промышленный — Урал Полярный» — комплексный. Самое важное — создание транспортной инфраструктуры на территории, где её нет. Ведь сегодня Ямал существует по старинке: северный завоз, отсутствие дорог… Насколько поднимется уровень жизни, изменится демографическая ситуация в Югре и на Ямале, если провести туда дороги, которые будут работать круглый год? Инфраструктура — едва ли не основной аргумент для привлечения на территорию инвесторов. Как можно привлечь инвестора в чистое поле? Если в регионе есть газ, нефть, дороги, электричество — на такой площадке можно осуществить любой проект.
Нам нужно изменить горизонты планирования — думать не просто об окупаемости самого проекта, но и о том, какой синергетический эффект даст строительство дороги. Такие проекты окружного масштаба позволяют менять угол зрения: когда ты глава муниципального района, это одно мировоззрение, региона — другое. Видение уровня федерального округа позволяет сделать процессы более осмысленными, в том числе процессы кооперации, которые позволяют получить наибольший экономический эффект.

Нравится

Статьи по теме

№133 (4875)
28.07.2009
Андрей Фатеев
От Салехарда до Надыма — за 5 лет
№44 (4786)
14.03.2009
Андрей ФАТЕЕВ - из Салехарда
Уральский проект обретает очертания

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"