30 апреля 2024     

Спорт   

Отважные лыжницы, ушедшие в историю

Интересна сама по себе природа возникновения идеи какого-либо перехода. Из чего она рождается? Лежит ли она в психологии человека — объять необъятное, познать непознанное? Или просто человеческое стремление — идти вперед, покорять намеченную цель…
Стремление совершить переход в те годы зарождалось в особой обстановке: особый градус идеологического накала, взлет патриотизма, мотив борьбы, пронизавшей всё и вся. На рубеже 30-х в Европе замаячила тень новой войны. Кто чувствовал тогда ее приближение к границам Советского Союза?
Главной, как бы сейчас сказали, мотивацией молодых людей становится подготовка к грядущим испытаниям. Себя надо готовить к борьбе с врагом, к трудностям. Это становится главным.
Умение ставить интересы группы выше личных — это качество ценится больше всего. И выковывается в жесточайших экстремальных условиях. Проверяется умение личности вжиться в жизнь коллектива. И еще — умение противопоставить трудностям силу характера, мобилизовать физические силы на борьбу с морозом, голодом, волчьими стаями, если понадобится, и не важно, в каком обличье будет волк. От этого зависит твоя жизнь — и жизнь группы.
О чем мы говорим? Об идеологической предвоенной машине? Или о лыжных переходах? О том и о другом. О прочной человеческой связке между ними.
Впрочем, переходы, которые едва ли не в массовом порядке устраивали в те годы, действительно осуществлялись на пределе человеческих возможностей. Не хочется разбрасываться такими словами, как «подвиг». И все же… Спустя столько лет вытащив из сотен тысяч газетных сообщений эти скупые, лишенные видимых эмоций короткие сводки, невозможно не удивиться и не восхититься. В газетных сообщениях о спортивных переходах сплошь и рядом пестрят слова «комсомол», «партия». Но можно ли судить кого-то сегодня за это идеологическое искусство подменять одно явление другим? И под любое проявление человеческой стойкости подводить идеологический фундамент?
Время и эпоха наложили свой отпечаток. Истинные мотивы тех, кто совершал переходы, были, уверен, глубже и чище. Это был порыв во имя будущего. Это была не замутненная идеологическим флером чистая убежденность в том, что только впереди всех нас ждет достойное и светлое будущее…
Читаем сообщение: «Группа женщин пошла на лыжный переход Тюмень — Москва». Для многих это прозвучало неожиданно, как выстрел. Редакция «Омской правды» узнала о событии почти через десять дней, когда команда прошла Свердловск. Когда и как родилась идея лыжного перехода женщин на столь протяженный маршрут — неведомо. Нигде, ни в каких комитетах она не обсуждалась. Судя по всему, решение принималось в узком кругу — в штабе и командовании гарнизона (соединения). Публично заранее не было объявлено, мне думается, по одной простой причине: все могло сорваться, из идеи перехода сделали бы идеологическое шоу. По общепринятым для того времени процедурам принятия решений любая идея о каком-либо серьезном мероприятии проходила такие ступени: идея (предложение) одного-двух — группа единомышленников — обсуждение в комитетах Осоавиахима — затем комитет ВЛКСМ. И, наконец, утверждение на уровне комитетов райкомов, горкомов, обкомов ВКП(б). Процедуры согласования в комитетах проходили очень оперативно, не в пример сегодняшним дням. И тем не менее в случае с женщинами — никакой огласки, публичного обсуждения. Готовился переход в глубокой тайне, почти военной. Даже командиру перехода Н.Ф.Карталову приказ был объявлен всего за два или три дня до выхода группы на маршрут. В желающих участвовать в переходе недостатка не было. Командование соединения выбирало участниц перехода исходя из следующих требований:
1. Умение хорошо ходить на лыжах. Тренированность и навыки ходьбы на дальние дистанции.
2. Пожалуй, главное — характер участниц перехода. Это понятно. Импульсивные, вспыльчивые люди на дальних переходах создают немало проблем. Были случаи, когда первые же испытания, трудности выбивали участниц перехода из колеи. Или еще хуже — неумение вжиться в жизнь группы создавало обстановку конфликта, дискомфорта. Хорошо, если такое проявляется в начале маршрута. Хуже — когда втянулись, прошли часть пути.
Ничего страшного в том, если у участника или участницы не совсем хорошо отработана техника ходьбы. Дело наживное. Несколько дней в маршруте — и все придет в норму. Не страшно, если физические данные члена группы (перехода) оставляют желать лучшего. Абсолютно подготовленных людей нет, организаторы перехода это понимают.
Главное, как уже говорилось, — характер и способность подчинить и мобилизовать себя на выполнение поставленной задачи. Одна особенность подготовки группы к переходу все же была — все женщины незадолго до выхода на маршрут прошли обучение владению оружием (оказавшемуся не лишним). Всем были выданы револьверы.
Итак, состав группы:
1. Карталов Николай Федорович. Известный лыжник. В 1934 году участник скоростного перехода Тюмень — Москва. Один из младших командиров части. Награжден золотыми часами.
2. Вагина Таисия, 1908 года рождения. Участница перехода года на 360 км (1933 г.).
3. Ирдуган Финаида, 1901 года рождения. На лыжах с 1927 года. Участница перехода на 360 км (1933 г.).
4. Дьяченко Клавдия, 1912 года рождения. Киномеханик воинской части. На лыжах с 1931 года.
5. Уголькова Нина, 1910 года рождения. На лыжах с 1927 года.
6. Улитина Вера, 1916 года рождения. Самая молодая в группе. На лыжи встала только в 1933 году. Возраст не совсем подходящий для участия в таком дальнем переходе. Для включения, видимо, были веские основания.
Самая старшая по возрасту — с 1901 года, самая молодая — 1916-го. Разброс значительный: 34 года — и 19 лет…
Первое сообщение о переходе женщин в «Омской правде» появилось только 17 января. Они уже прошли Свердловск, придя туда 11 января. 14 января были снова в пути. Когда женщины пришли в Камышлов, температура воздуха была -42 градуса.
Сообщение из хроники перехода другой группы, маршрут которой пролегал по северным районам: …6 января мороз достиг 56 градусов по Цельсию. 7 января — -64 градуса (!). «Пальцы на руках и ногах сводило от холода». «Правда», 10.04.1935 г., № 95. Довольно лаконично…
Сопоставим. Женщины 6 и 7 января были также на маршруте. Трудно поверить, не правда ли? Возможно, кто-то и не поверит. Переходы — поистине удивительная история человеческой прочности. Надеюсь, мы об этом расскажем еще не раз.
Не в поисках острых ощущений и приключений молодежь выходила на маршруты. Пройдет совсем немного лет, и эти же парни и девчата шагнут на маршруты частей специального назначения. На маршруты разведывательно-диверсионных групп. Но пока все это впереди.
Многих сегодня интересует: что за экипировка, что за снаряжение были у отважных лыжниц? Рассказываем. У женщин — стандартные серийные лыжи. Из дерева. Даже не клееные. Технология изготовления клееных лыж пришла в 50-е годы. Достаточно сказать, что женщины на переходе Тюмень — Москва сменили по две пары лыж каждая… Крепления из ремней. Полужесткие лыжи — для соревнований. Не для переходов.
Костюмы? Если бы сказали — «термобелье», то никто тогда из лыжниц не понял бы: из области фантастики! Стандартные шерстяные костюмы, на 1-2 размера больше обычного. В рюкзаках запас продуктов на 2-3 дня…
Для прохождения маршрутов по северным территориям чаще использовались охотничьи лыжи: вокруг ведь глубокие и рыхлые снега на сотни и тысячи километров! Охотничьи лыжи, подбитые мехом, были лучшим средством передвижения (а значит, и перехода) на дальние расстояния. В конце 30-х — начале 40-х годов стали использовать некий «гибрид». Несколько уже, чем охотничьи, — и, следовательно, легче идти. Удобнее для движения на скорость.

Из хроники перехода

«Омская правда», 17.01.1935, № 15.
«Первый в истории спорта!
Женский переход на лыжах Тюмень — Москва.

Из Тюмени на Москву направилась команда лыжниц. Это первый в истории спорта женский лыжный пробег на дальнее расстояние. 11 утра, лыжницы пришли в Свердловск.
360 километров пути от Тюмени до Свердловска ими пройдено за 56 ходовых часов. 14 января женская команда взяла старт на Москву…»
(Без подписи).

«Омская правда», 20.01.1935, № 17.
«Пройдено 552 километра!
Тюмень 11 января (по телеграфу) лыжная женская команда во главе с Карталовым прибыла в Красноуфимск. 17 и 18 января пройдено 90 километров.
Миловидов».

«Омская правда», 5.02.1935, № 30.
Тюмень — Москва
«Лыжницы отстреливались от волков».
Тюмень (по телеграфу). 2 февраля в 12 часов дня в Казань прибыла лыжная женская команда, совершающая переход Тюмень — Москва. Настроение бодрое. В пути лыжницы встретили волков и отстреливались из револьверов.
5 февраля лыжницы начнут следующий переход.
Миловидов».

«Омская правда», 11.02.1935, № 35.
«Лыжницы двигаются вперед.
Тюмень — Москва. 10.02 (по телеграфу от спец. корр.). Лыжницы — жены командиров РККА, совершающие переход Тюмень — Москва, прибыли вчера в Шумерля (Татарская республика). Сегодня они будут в Сергаче. Физическое состояние у всех лыжниц превосходное. Везде их тепло встречают трудящиеся, красноармейцы. В Москву лыжницы рассчитывают прибыть 23 февраля, в День Красной армии.
Б.Юнг».

«Омская правда», 21.02.1935, № 43.
«Лыжницы подходят к Москве.
Блестящий переход тюменских лыжниц, жен командиров. Тюмень (20.02, по телеграфу). Тюменские лыжницы — жены командиров, совершающие переход на лыжах Тюмень — Москва, сегодня прибыли в N. 23 февраля в Люберцах — финиш. 24 февраля — встреча лыжниц с физкультурниками Москвы. Все участницы лыжного перехода бодры и здоровы.
Миловидов».

«Омская правда», 23 февраля 1935 г., № 45.
«Сегодня тюменские лыжницы финишируют в Красной столице» .
Они доказали!
«В Москву мы идем на лыжах. Нам предстоит преодолеть большой путь в две с лишним тысячи километров. Не думайте, товарищи, что это простая затея бездельниц. Нет, этим переходом мы хотим показать всему миру, на что способны женщины Советского Союза». Такое письмо оставили лыжницы 2 января 1935 года, покидая Тюмень.
…История физкультурного движения не знает женских лыжных переходов на такие огромные дистанции.
Пять дерзких — так прозвали лыжниц в Тюмени. Пять отважных, которые в сорокаградусные морозы переваливали через Уральский хребет. Женщины, которые двигались в пургу и бураны, отстреливались от волков под Казанью. И 2000-километровый путь при огромном внимании всех трудящихся страны.
В команде есть еще шестой человек. Это начальник команды Карталов, имя которого хорошо известно физкультурникам СССР. В прошлом — один из участников скоростного лыжного похода Тюмень — Москва, награжденный товарищем Ворошиловым золотыми часами.
Сегодня финиш!
Б.Юнг.

От Тюмени до стен Белокаменной пролегла дорога пяти женщин, как они себя еще называли, — жен командиров РККА. Остался позади и вошел в историю спорта — первый переход женщин на лыжах, совершенный на такую дистанцию. Сделали и совершили его простые женщины. Они дошли…

«Правда», 8 марта 1935, № 66.
«Лыжницы на приеме у народного комиссара обороны тов. Ворошилова.

5 марта у народного комиссара обороны тов. Ворошилова состоялся прием лыжниц, совершивших переход Тюмень — Москва. На приеме присутствовали тт. Гамарник, Егоров, Каменский, Орлов… 2100 километров лыжного пути пройдены и оставлены позади. Переход завершен! Лыжница Вагина пришла на прием к наркому вместе со своим сынишкой. Прощаясь с лыжницами, тов. Ворошилов наклоняется к юному гостю и ласково говорит: «У меня и для него найдется подарок!» Через минуту этот подарок — игрушечный танк с заводным ключом — был уже в руках: «Вот твой подарок!» Тов. Ворошилов завел пружину игрушечного танка и спустил его на пол. Танк, прокладывая себе дорогу, карабкался на сапог. Глядя на эту картину, смеялся юный гость, смеялись старые, заслуженные военачальники Красной Армии, собравшиеся в этом зале. Это был смех, звучавший необыкновенной теплотой и сердечностью».

Приказ народного комиссара обороны СССР № 375 марта 1935 г. г.Москва.

Жены командиров N-ской дивизии блестяще завершили лыжный переход Тюмень — Москва.
2100 километров в значительной части по сильно пересеченной местности, в 40-градусные морозы, в бураны, в сильную оттепель пройдены отважными лыжницами в 53 дня (из них 40 ходовых) со средней ходовой скоростью 52,5 километра в сутки.
Переход этот не имеет себе равного в истории женского спорта. Рассматривая переход Тюмень — Москва, совершенный женщинами РККА, как образец большевистской настойчивости, награждаю участниц перехода
тт. Ирдуган Ф., Угольникову Н., Вагину Т., Дьяченко К., Улитину В. — золотыми часами.

Народный комиссар обороны Союза ССР К.Ворошилов.

Нравится

Статьи по теме

№232 (4974)
28.12.2009
Равиль Нигматулин
Женщинам военного времени
№215 (4957)
03.12.2009
Равиль Нигматулин
«Так хочется жить, дорогая моя Родина!»

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"