29 апреля 2024     

Экономика   

В их руках ключи от недр

В Ханты-Мансийском автономном округе 15 лет назад была создана уникальная для России система управления ресурсами — совместными усилиями региональной власти и учёных научно-аналитического центра имени В.И.Шпильмана. Ключевая задача этого научного предприятия — проработка управленческих решений для обеспечения рационального использования недр.
Сегодня перед учёными стоят не менее сложные задачи, чем пятнадцать лет назад, и в ближайшие годы значение науки будет только возрастать. Сегодня обо всем этом наш разговор с директором научно-аналитического центра Александром Шпильманом.
— Александр Владимирович, буквально на днях в Госдуме Вы читали доклад о перспективах освоения месторождений так называемой Баженовской свиты. Речь шла о революционных технологиях. Тех самых инновациях в нефтянке?
— Да, в Думе мы обсуждали перспективы внедрения инноваций в поиске, оценке, разведке, добыче и переработке. Если по ресурсам наша страна находится в числе мировых лидеров, то технологии геологоразведки, добычи и переработки углеводородов сырья требуют новшеств. Без этого рациональное недро- и природопользование сейчас попросту невозможно. Проблему решат инновационные технологии, отдача от которых окажется намного больше, чем средства, что потребует их внедрение. В декабре прошлого года Президент России Дмитрий Медведев особо отметил необходимость новых технологий, созданных именно на отечественной научно-промышленной базе. Потому участники «круглого стола» в Госдуме и рекомендовали правительству и законодателям задуматься над совершенствованием системы поощрений для инновационных предприятий.
— Промышленный потенциал Баженовской свиты, как говорят, колоссален?!
— Кто-то говорит — одиннадцать миллиардов тонн, кто-то — все тридцать. Но пока это все разговоры «на пальцах». К сожалению, «баженовка» обладает самыми незначительными показателями накопленной добычи по отношению к ее потенциальным ресурсам. Но может так случиться, что через два десятилетия именно та самая «баженовка» станет главным источником налогов для нашей страны. Потому что в залежах Баженовской свиты сосредоточены огромные, ещё не разведанные запасы нефти.
Еще раз подчеркну — на начальном этапе велики затраты. Столько лет известна Баженовская свита, но лишь сейчас появляются необходимые технологии для её разработки. Произошла компьютерная революция, позволяющая моделировать строение залежей.
Дело в том, что Баженовскую свиту нельзя разрабатывать так, как мы разрабатываем другие месторождения, закачивая в пласт воду. Таким методом мы загубим месторождение. Для поддержания пластового давления придется применять газ, пар, различные реагенты. Об этом мы, собственно, и говорили в Госдуме. Такие технологические условия, как аномально высокие пластовые давления, наличие трещин в пластах влияют на особенности строительства скважин и характер их работы. Потребуются средства на исследовательские работы, разработку специфического оборудования. Соотношение начальных затрат и текущих в подобных объектах несопоставимо с классической «нефтянкой».
Назрела необходимость создания окружной программы повышения эффективности нефтеотдачи с участием ведущих ученых. Нужны современные профессиональные исследования, новые прорывные методики и технологии.
Сейчас же недропользователи, увы, вынуждены использовать для наращивания добычи в основном экстенсивные методы — простое увеличение количества скважин.
Кроме того, сегодня лишь ленивый не говорит о простаивающих или, как их нередко называют, резервных скважинах. Но во многих странах действует такой принцип: пока на месторождении остается нефть, она может добываться. А для этого нефтяным компаниям необходимы те самые инновации.
— А что собой представляет Баженовская свита? В чем ее особенность?
— Согласно одной из гипотез за миллионы лет нефть образуется из биологических остатков на определенной глубине. При определенных температуре и давлении. Свита — геологический термин, обозначающий совокупность залегающих пластов горных пород, объединенных по какому-либо признаку. Так вот, одна из крупнейших нефтеносных (нефтематеринских) свит получила название Баженовской. Баженовской ее назвали потому, что глинистые отложения такого типа впервые были обнаружены вблизи поселка Баженовка Омской области.
Геологическое строение «баженовки» до конца не понятно и сейчас. В этом поразительном природном явлении еще не всё удалось объяснить.
В Западной Сибири Баженовская свита залегает на глубинах от 1 до 3-3,5 км. Толщина слоя в среднем составляет 35-40 метров, площадь распространения — более миллиона квадратных километров. И вот в этом сорокаметровом слое находятся миллиарды тонн нефти!
Нефть из залежей Баженовской свиты — высококачественная, из нее можно получить до 60 процентов светлых продуктов — наиболее ценных. В этой нефти мало серы и различных солей, она почти безводная. Значит, ее почти не нужно перед транспортировкой очищать от солей, обезвоживать. А ведь именно эти процессы значительно увеличивают себестоимость нефти.
Говорить о «баженовке» можно много и подробно, но полностью рассказать читателю об этом новом типе залежей нефти и газа не хватит и десятка статей.
— Где-то уже идет производственная эксплуатация таких месторождений?
— Уже достаточно хорошо известно месторождение Большой Салым. Там пробурено около сотни скважин, и большая их часть даёт нефть. То есть из глин баженовского горизонта идет опытно-промышленная добыча. Первые оценки запасов нефти в Баженовской свите появились в 70-х годах прошлого столетия, о которых заговорили не только специалисты, но и политики и журналисты.
Кроме Салымского месторождения известно более десяти перспективных районов Западной Сибири, где нефть следует искать все в той же «баженовке». Залежи этого нового типа наверняка будут найдены и за пределами Тюменского края, в других районах страны. И это, надо думать, существенно изменит наши представления о нефтяных богатствах земной коры...
Повторюсь, никакое научное изучение Баженовской свиты не может быть эффективным без массированного промышленного эксперимента, который связан с огромными экономическими рисками.

На Салымском месторождении (введено в разработку в 1974 г.) на начало 2006 года накопленная добыча нефти достигла немногим более двух миллионов тонн. Из семидесяти двух скважин, пробуренных на опытном участке Салыма, одиннадцать оказались «сухими». Двадцать пять были выведены из разработки с накопленной добычей менее одной тысячи тонн. И только по одиннадцати скважинам накопленная добыча нефти превысила 30 тыс. тонн. Таким образом, имеющийся опыт освоения нефтяного потенциала Баженовской свиты на Салымском месторождении и на ряде других опытных участках пока нельзя назвать полностью успешным.

— Не так давно депутаты Югры выступили с законодательной инициативой о необходимости льготного режима налогообложения месторождений Баженовской свиты.
— Да, и в случае положительного решения этого вопроса месторождения «баженовки» добавятся в перечень мест, чье налогообложение (НДПИ) будет производиться по ставке 0%. А нулевая налоговая ставка — это стимул для недропользователей начать как можно быстрее разрабатывать указанные объекты. Когда эти поправки вступят в силу, сказать сложно. Если мы сможем убедить федеральную власть в целесообразности льготирования добычи из Баженовской свиты, то эти изменения вступят в силу в лучшем случае с 2011 года. Вполне вероятно, что назначение на должность губернатора Югры Натальи Комаровой, курировавшей в Госдуме вопросы недропользования, этот процесс ускорит...
— Давайте подробнее коснемся цифр. Ваш центр, пожалуй, как никто имеет перед собой полную картину показателей, как по добыче, так и по геологоразведке. В Югре, как ожидалось, в минувшем году должны были пробурить 324 тысячи метров разведочных скважин. Удалось ли реализовать эти планы?
— К сожалению, пробурено значительно меньше. Двести тринадцать тысяч метров, что составляет лишь 67% от объема 2008 года... А ведь в 2001 г. бурили около 1 млн. м, открывали 19-20 новых месторождений в год.

Из недавнего доклада Владимира Карасева, исполняющего обязанности заместителя председателя правительства Ханты-Мансийского автономного округа — Югры по вопросам недропользования и топливно-энергетического комплекса: «Падение добычи и объёмов геологоразведочных работ (ГРР) в Югре в 2009 году вызвано как кризисом, так и другими объективными причинами. Значительная часть разрабатываемых месторождений находится на поздних стадиях разработки. Несмотря на продолжающийся с 1998 года рост объемов эксплуатационного бурения, эффективность его с каждым годом снижается, добыча из новых скважин не компенсирует снижения добычи на ранее введенных в разработку месторождениях. К тому же проводимого объема ГРР недостаточно.

— Теперь по добыче. В 2008 году, в самый разгар пресловутого экономического кризиса, в Югре было добыто 278 миллионов тонн нефти. Не намного, но, по сравнению с предыдущим, уже наблюдалось ухудшение показателей. В 2009 году снижение добычи нефти на 6-7 млн. тонн прогнозировалось как очевидное. Сколько оно составило официально по итогам года?
— Добыча в 2009 году в Югре составила 270,6 миллиона тонн нефти с конденсатом. То есть здесь пессимистические прогнозы практически подтвердились.
— По сообщениям прессы в конце прошлого года в России открыто новое стратегическое месторождение нефти: Севастьяново в Иркутской области с запасами 160,2 миллиона тонн (категории С1+С2). Чиновники Минприроды в СМИ утверждают, что в стране объем геологоразведки по итогам 2009 года увеличится на 12 процентов. А вовсе не снизится на десять процентов, как прогнозировалось экспертами. Выходит, с геологоразведкой в стране не все так плохо?
— Я пользуюсь официальными данными, публикуемыми в журнале «МИНТОП». Согласно их цифрам разведочное бурение в стране уменьшается, и уменьшается значительно.
— В последние пару лет много говорится о малодебитных скважинах, нерентабельных месторождениях, об их «реанимации». Югра инициировала разработку законопроекта о малом и среднем бизнесе в нефтянке. Какова судьба этих инициатив на начало 2010-года?
— На территории ХМАО бездействующих скважин порядка десяти тысяч. Вовлечение их в разработку, конечно, позволит повысить уровень добычи. Годовой потенциал неработающего фонда скважин — около 6,5 млн. тонн нефти. Существует два решения этой проблемы. Первое — усиление госконтроля за дисциплиной выполнения недропользователями проектных решений. Второе — законодательное закрепление доступа малым нефтесервисным компаниям к бездействующему фонду скважин, принадлежащих другим недропользователям.
Увы, пока эти законопроекты положены под сукно. Их дальнейшую судьбу трудно прогнозировать. Конечно, принять такой закон можно, но он должен дополняться десятком регламентирующих документов. Кто и на каких условиях будет допускать малый бизнес на месторождение, давать ему доступ к трубопроводам?
Надеюсь, со временем существующие разногласия будут преодолены. А в результате решатся искусственные проблемы, мешающие развитию госсистем управления ресурсами и рациональному недропользованию.
В первую очередь необходимо отрегулировать вопрос с инфраструктурой. Под инфраструктурой я имею в виду систему трубопроводов, сбора нефти, транспортировки. Если крупные компании не пустят малые предприятия? Не бензовозами же возить нефть на заводы. Соответственно, нужна система, обеспечивающая доступ малых компаний в инфраструктуру даже не «Транснефти», а крупных компаний. И это должно быть закреплено как-то законодательно. Наверное, если решить эти вопросы, то привлечь малый бизнес в нефтянку можно.
— А если сравнивать с мировым опытом?
— В той же Канаде работает 5-6 крупных компаний и 100-150 мелких, которые владеют лицензиями и являются нефтедобывающими предприятиями. Как объясняют канадские коллеги, это обеспечивает очень устойчивый бизнес. Пять компаний могут монополизировать рынок и диктовать свои условия. Но 100-150 компаний, добывая всего пять процентов нефти, обеспечивают устойчивость ситуации.
— Пресса активно интересуется космическим геопорталом, презентованным общественности не так давно в Ханты-Мансийске. Дескать, на мониторе компьютера можно увидеть свежие космические снимки, познакомиться с результатами хоздеятельности ВИНКОв (вертикально-интегрированных нефтяных компаний — ред.). Создатели геоинформационной инновации — сотрудники Центра. Могут ли этим сервисом пользоваться простые пользователи Интернета, а не только чиновники?
— Сфера применения космгеопортала Югры велика. Это «всевидящее око» может показать незаконные вырубки леса, аварийные разливы нефти. Ведь у недропользователей иногда имеется соблазн занизить данные о природоохранных нарушениях. Будем надеяться, теперь это будет легче выявить и исправить. Наглядность геоинформационной инновации недавно высоко оценили представители канадской делегации провинции Альберта, посещавшие округ в рамках канадско-российского сотрудничества. Портал сейчас в стадии апробации, сюда обеспечен доступ с трех десятков рабочих мест. Пока в основном для специалистов департамента правительства автономного округа, работающих в области природопользования. Мы планируем расширить доступ к геопорталу, хотя первоочередной задачей считаем подключение специалистов нефтяных компаний.
— Не так давно Центру, который носит имя вашего отца, исполнилось шестнадцать лет. Что же из себя сегодня представляет учреждение?
— В советское время аналогом являлись тюменские территориальные главки, союзные министерства, отраслевые научно-исследовательские и проектные институты. На основе одного их них и был создан в Ханты-Мансийске и Тюмени Центр рационального недропользования.
Сегодня у нас сконцентрирован большой объем информации по недропользованию ХМАО — Югры. На учете буквально каждая нефтяная скважина, масса трубопроводов различного назначения, другие элементы инфраструктуры.
Ну и, естественно, отражены геологическое строение недр, степень выработки месторождений, определены перспективные территории для поиска углеводородного сырья и многое другое.
Раньше подобный объем строго упорядоченной и систематизированной информации был, пожалуй, невозможен.
— Научно-аналитическими и проектными услугами Центра охотно пользуются многие заказчики. Выходит, ЦРН конкурентоспособен?
— Со всеми научными центрами нефтяников мы поддерживаем тесные контакты, в том числе выполняем некоторые их заказы. Но, естественно, государственный заказ является для нас основным.
— Спасибо за интервью, Александр Владимирович.

14 подразделений Центра работают по самым актуальным для нефтегазового комплекса Югры направлениям. И работы для них хватит на долгие годы. 

Молодёжь в Центре сегодня не менее талантлива, чем предыдущие поколения, а в чём-то и более образованна — в частности, в сфере компьютерных технологий, констатируют руководители Центра.

Среди партнёров и заказчиков Центра Шпильмана — такие гиганты, как компании Shell, Exxon, British Petroleum. Квалификация специалистов позволяет говорить на равных с коллегами и партнёрами из-за рубежа.

Уровень разработок сибирских учёных соответствует тому, что сегодня делается в области недропользования во всём мире.

Нравится

Статьи по теме

№19 (4996)
05.02.2010
Татьяна Поваренкина
Владимир Новосёлов: «Нефть на Луне пока не обнаружена»
№206 (4948)
20.11.2009
Александр Белов
ТЭКу откроют доступ к недрам

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"