19 апреля 2024     

Экономика   

Повернуть молочные реки

Вместе с тем доля местной продукции на прилавках тюменского юга вряд ли потянет даже на треть от представленного изобилия. А за пределами региона она и вовсе практически отсутствует. Разительное, прямо скажем, отличие от курганцев и омичей, прочно обосновавшихся на тюменском рынке и методично усиливающих экспансию.

В чем же причины сложившейся ситуации? Наши товаропроизводители выпускают некачественную продукцию? Не разнообразен ассортимент? Взыскательного потребителя не устраивает упаковка? Или цена? А может, наши предприниматели инертны и не хотят развивать производство и искать новые рынки? Да нет, все вроде как у людей. Возьмем, к примеру, «Тюменьмолоко», по праву считающееся одним из старейших перерабатывающих производств региона. Предприятие с 75-летней историей выпускает 45 наименований молочной продукции, начиная с молока и заканчивая продуктами для оздоровления организма.

По словам Станислава Плеханова, исполнительного директора компании, недавно они приобрели новое оборудование, которое позволит фасовать продукцию в пластиковые бутылки прозрачного или матового цвета. В ближайшее время до 50 наименований расширится так называемая продуктовая линейка. Ее пополнят йогурты на основе молочной сыворотки, смеси молочных и фруктовых напитков, творог с орехами, фруктовыми и злаковыми добавками.

— У нас вообще нет проблем с покупателем, — заявил Станислав Плеханов. — Сложности возникают с торговыми точками, владельцы которых предпочитают продукцию с длительными сроками хранения. Но каждый из нас должен понимать: при изготовлении такого продукта снижаются не только его вкусовые свойства — самое главное, разрушаются наиболее ценные для организма составляющие и микроэлементы. Да и консерванты не лучшим образом сказываются на здоровье. Наше производство как раз и ориентировано на сохранение максимального количества полезных веществ первоначального продукта — цельного коровьего молока. А вот с точки зрения бизнеса, скоропортящийся продукт, к сожалению, не является привлекательным. И мелкие магазины, и крупные торговые центры не стремятся увеличивать ассортимент подобной продукции, беря на себя дополнительные риски. В этом плане наши конкурентные преимущества подчас оборачиваются головной болью.

Еще одна проблема заключается в недостатке сырья. Тюменское молоко уходит в другие регионы, возвращаясь к нам уже в виде готовой продукции. Опять же с более длительными сроками хранения, поскольку на доставку необходимо время.

Безусловно, «Покупай тюменское!» — замечательная акция. Она стала хорошим подспорьем для дальнейшего развития местных производств. О том, что это эффективный маркетинговый ход, свидетельствует заметный рост местных поставок в розничные сети. И аграрии, и переработчики получили возможность выделить собственную продукцию на полках магазинов за счет специальных ярких ценников и подложек.

Правда, проведенный опрос выявил слабую информированность населения о местной продукции. Поэтому планируется запуск сайта «Покупаем тюменское!», который позволит потребителям получать информацию о товарах, а товаропроизводителям и представителям бизнеса — работать и общаться в режиме он-лайн.

Некоторые предприниматели считают, что неплохо было бы построить единый торговый центр для местных производителей, где покупатель мог бы приобрести тюменский продукт с минимальной наценкой. Другие полагают, что для местных товаропроизводителей и продвижения продукции необходимы продуманные протекционистские меры.

В любом случае, чтобы местная продукция находила своего потребителя не только на юге области, но и за ее пределами, необходимы системная работа (известно, что любая акция, даже долгосрочная, со временем затухает) и координация усилий производителей и властных структур региона. Ведь в результатах кровно заинтересованы и те, и другие.

По мнению Юрия Конева, председателя комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям областной Думы, уже сегодня налицо серьезные позитивные подвижки в продвижении местных товаров. Еще год назад на прилавках супермаркетов доля продукции местных товаропроизводителей не превышала 8%. Владельцы крупных торговых сетей предпочитали не связываться с местными поставщиками, выдвигая им драконовские требования. Почему, к примеру, наши прилавки заполонили кондитерские изделия из Челябинска? Потому что они с очень большим сроком реализации, а значит, с консервантами.

Благодаря акции ситуация изменилась в лучшую сторону. Местную продукцию можно найти и в супермаркете, и на любом из городских рынков. Люди поняли важную вещь: доверять надо продукции малых предприятий, поскольку она на цельном молоке. Не случайно в последнее время тюменцы предпочитают продукцию малых предприятий из Нижней Тавды, Ялуторовска, Исетска, Заводоуковска.

— Да, на наших прилавках много курганской, омской, челябинской продукции, — констатирует Юрий Конев. — Но мы не можем закрыть границу. Да, курганцы подчас демпингуют. Но ведь надо обращать внимание на качество и свежесть продукта. Кстати, за все время акции серьезных жалоб на качество местной продукции не поступало.

Комитет по аграрным вопросам и земельным отношениям постоянно ратует за внедрение нормальных форм реализации продукции, которые бы конкурировали с большими торговыми сетями. Это прежде всего рынки. Скоро в Тюмени начнется строительство специализированного аграрного рынка. Финансируют его администрация Тюменской области и частный инвестор. И у местного производителя появится еще одна возможность прямого выхода на покупателя.

45% опрошенных тюменцев слабо осведомлены о продукции местных производителей.

 

Экспансия на Север

комментарий

Юрий Конев
председатель комитета по аграрным вопросам и земельным отношениям Тюменской областной Думы,
член фракции партии «Единая Россия»:

— Сегодня на тюменском юге мы обеспечили продовольственную безопасность по мясу, молоку, яйцу, зерну, картофелю. Что касается «внешней экспансии», нас больше всего волнуют северные округа. Мы никак не можем добиться содействия в реализации продукции предприятий юга области в автономных округах. Здесь необходимо политическое решение. По инициативе нашего комитета принято обращение Думы к законодательным органам власти Югры и Ямала. Нас поддержал губернатор Владимир Якушев. Ждем ответной реакции.
Убежден: бизнес должен иметь поддержку власти. Бывая на ярмарках, нередко наблюдал такую картину: торжественное открытие, речи, все как полагается. Но как только начальство удаляется, подходят к прилавку люди и говорят: либо вы убираете свои товары, либо торгуете по определенной цене. Мы хотим, чтобы во всех крупных северных городах нам отвели землю под склады для наших товаропроизводителей. Без соответствующего решения властей это сделать сложно.

Нравится

Статьи по теме

№57 (5034)
06.04.2010
Галина Задорина
Покупаем тюменское. С царских времён!
№230 (4972)
24.12.2009
Галина Задорина
«Северный» поддержал акцию «Покупаем тюменское!»

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"