29 марта 2024     

Культура   

Константин Райкин: «Театр — микроб, который завалит и слона…»

Самым аншлаговым из трех привезенных спектаклей стал «Король Лир» московского театра «Сатирикон». Постановку известного режиссера Юрия Бутусова играли два вечера кряду. На этом настоял художественный руководитель «Сатирикона» Константин Райкин.

— Сложно работать, не поднимая головы: приезжать, играть один спектакль — и уезжать. Возможность оглядеться вокруг, посмотреть город появляется благодаря гастролям в несколько дней, — рассказал Константин Аркадьевич на встрече с тюменскими журналистами. — Гастроли желательны для любого театра. Происходит смена картинки, обстоятельств… Для коллектива это новые впечатления. Театральные артисты живут достаточно однообразно: дом — работа. Две точки — и прямая между ними. Устоявшийся график хочется прервать. Хотелось бы ездить чаще, хоть ненамного. Но «Сатирикон» не академический театр, от государства получает совсем маленькую дотацию. Мы последние в этой кормушке. На нас не хватает внимания начальства — и слава Богу!

Гастроли — удовольствие дорогое. Особенно для театра, живущего в основном за счет средств, вырученных от продажи билетов. «Нам выгоднее сидеть в Москве, — пояснил Константин Райкин. — Когда выезжаем из города — прерывается ежевечерняя практика».

В репертуаре «Сатирикона» всего несколько постановок. Театр давно придерживается принципа семи названий, по дням недели. Это дает возможность каждому из спектаклей идти четыре раза в месяц и не терять форму.

— У нас нет так называемых спектаклей-долгожителей, — заметил художественный руководитель театра. — Мы выпускаем мало спектаклей. Долго их делаем — и быстро снимаем. Я не люблю старых, замшелых постановок. Театральная продукция — скоропортящаяся. Не может быть осетрины второй свежести… С возрастом спектакль не становится лучше: амортизируется, актеры играют уже не так… Когда же он идет раз в месяц — это смерть (по московским меркам). 30 названий в репертуаре — свидетельство бесхозяйственности или показушного импульса, который побеждает творческий. Нужно делать такие постановки, чтобы 4-5, иногда 8 раз в месяц был заполнен большой зал. Это сложно. Требуется обязательный уровень качества, предполагающий зрительский интерес. На что пожаловаться не можем.

И все же в репертуаре «Сатирикона» есть, по выражению Константина Аркадьевича, «древний, из мелового периода» спектакль «Контрабас» по пьесе Патрика Зюскинда. Почти 10 лет играет в нем сам маэстро. «В одиночестве легче качество сохранять», — уверен Константин Райкин.

Многим ценителям искусства он известен как исполнитель главной роли в фильме «Труффальдино из Бергамо». Комедию часто показывают на различных каналах. Потому и Константин Райкин воспринимается телезрителями как актер комического жанра. Не каждый может попасть на спектакль с его участием: хлопотно и дорого. В последние годы Райкин в кино не снимается: театр не оставляет свободного времени. «Я преподаю, играю от 12 до 18 спектаклей в месяц, — уточнил собеседник. — Когда сниматься? Да и кто мне может предложить достойную роль? В театре играю Ричарда III, короля Лира, Ахова («Не все коту Масленица»)…

Один из любимых режиссеров театра «Сатирикон» — Юрий Бутусов. Он поставил здесь три спектакля: «Макбет» по Ионеско, «Ричард III», «Король Лир». Сейчас взялся за четвертый, «Чайку».

— Я доверяю этому режиссеру ставить спектакли на большой сцене, — пояснил художественный руководитель. — Они вписываются в это пространство. Бутусов — человек резкий, но внутренне поэтичный, мягкий, даже сентиментальный, при этом бывает невозможно жестким. Это очень трудный режиссер. Работать с ним — тяжело. Актерство вообще непростое дело. Легенды про моцартовскую легкость — полная фигня! Не верю в легкие победы: не бывает их… Бутусов — замечательный, любимый мучитель, ковырялка, сволочь, диктатор. Я всегда делаю на сцене только то, что мне говорит Юра: глазом не веду в сторону без его указания.

— Любой артист, независимо от ранга, выполняет то, что велит режиссер, — заверил Райкин. — Конечно, постановщик учитывает твою индивидуальность, но не более того… Я сам ставлю спектакли — и терпеть не могу глупую актерскую инициативу. Хорошо играет артист — заслуга режиссера, плохо — его вина. А у зрителя создается впечатление, что мы, актеры, сами все придумали.

Постановки Юрия Бутусова привлекают публику в театр. Кстати, «Сатирикон» находится за пределами Садового кольца, в Марьиной роще, но истинных поклонников этого театра сложно-сти не пугают: спектакли собирают полные залы.

— Есть критики, для которых зрительский интерес — что-то почти оскорбительное, — рассуждал Константин Аркадьевич. — Существует невероятное, губящее театр убеждение, что все настоящее не может быть популярным. Это заблуждение, снобизм. Зрительский успех — критерий не абсолютный, но самый необходимый. Именно театр как вид искусства не имеет права не быть успешным.

Пьеса, к примеру, может быть понятой только следующими поколениями. Спектакль — искусство настоящего времени. У него нет прошлого и будущего. Зрителю наплевать, как завтра будет идти спектакль. Он должен вызвать отклик здесь и сейчас. Для этого театр должен говорить достаточно простым языком. Большие сложности в театре неприемлемы. Он не имеет права сильно опережать свое время.

У меня обязательно будут спектакли простые, вообще хохотные. В Тюменском театре есть постановки по пьесам Рея Куни — и это правильно. В репертуаре городского театра среди глубоких, трагичных, умных должен быть хотя бы один спектакль, на котором зрители могли бы посмеяться… Нормальное, здоровое время-
препровождение.

В следующем году будет отмечаться 100-летие Аркадия Райкина — великого артиста своего времени. В задумке «сатириконовцев» — поставить в память о нем спектакль.

— Можно ли сделать что-то еще? — задумался Константин Аркадьевич. — Нет. В этом трагизм и прелесть театрального искусства. Никто не имеет такого успеха, как театральный актер. Когда спортсмен забивает гол, он безумно любим болельщиками. Такие же эмоции вызывает артист, который на глазах публики создает образ. Никого так не любят зрители, как театрального артиста. И никого так быстро не забывают… Только ты заболел, постарел… — все, не нужен. Средний живой артист лучше умершего гения…

Как сохранить воспоминания о спектакле?.. Театр не живет на пленке. Запиши спектакли — гербарий какой-то получится! Экран есть экран. Он не заменит живое воздействие. А театр — это микроб, но очень сильный. Он слона может свалить.

Сегодня мало народу ходит в театр, около 10 процентов. Но это нормально, значит, будем работать с ними. Не стоит очаровываться человеком. Глупых всегда больше, чем умных, бездарных больше, чем одаренных. Театральные зрители — лучшая часть населения города. Сам факт посещения храма искусства говорит о тонкости души.

— Меня поразили зрители на спектакле «Король Лир», — признался Константин Райкин. — В Тюмени хорошая публика, не столичная. У москвичей — много снобизма, оглядки вокруг. Они обычно долгое время ворочают глазами направо и налево: как бы не выглядеть глупо, не подпортить свой имидж. Вначале тебя долго подозревают в жульничестве, затем долго не решаются реагировать на происходящее на сцене. Здесь ничего подобного нет, все проще, ближе к детству. Это просветляет взор. Я люблю такую публику — благодарную, непосредственную, доброжелательную. Почему-то кажется, сам такой…

Нравится

Статьи по теме

№198 (5175)
13.11.2010
Любовь Киселёва
Кама Гинкас: «Театр — это вторжение в жизнь…»
№196 (5173)
11.11.2010
Любовь Сергеева
Лучшие спектакли России — на тюменских подмостках

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"