20 апреля 2024     

Общество   

Гимназия, где учат отличать добро от зла

Но случилось так, как случилось. Прослужив некоторое время сначала преподавателем, а потом и директором мужской православной гимназии в Тобольске, выпускник семинарии иерей Вячеслав (Белогубов) прибыл в Ноябрьск. С тем, видимо, чтобы спустя три года открыть православную гимназию здесь.

Опора на православие

Учитывая, что семьдесят лет религия в нашей стране повсеместно отвергалась, идея рождения православной гимназии в глазах многих выглядела чистой воды утопией: «В Ноябрьске? Городе временщиков с многонациональным населением? Невозможно!» — примерно так высказывались оппоненты. Какими путями убеждал (да и убеждал ли?) отец Вячеслав скептиков, нам неведомо. Факт есть факт: у идеи появились реальные воплотители — преподаватель и воспитатель. 6 мая 2000 года в новорождённом учреждении состоялся первый открытый урок. А к 1 сентября уже был набран целый класс. К слову, сегодня численность учащихся подбирается к 170, а классов в гимназии уже не один, а целых десять.

…Мы идём по тихим коридорам негосударственного образовательного учреждения (так написано на вывеске у крыльца). В них непривычно тихо, уроки уже закончились, и детвора разбежалась по своим ребячьим делам. Только лики святых строго смотрят со стен да слегка колышутся от сквозняка листья в цветочных горшках. В другое время гимназия ничем не отличается от обычной школы, разве что форма одежды у гимназистов иная — ни яркого макияжа, ни коротких юбок, ни джинсов здесь не встретишь. А в остальном…

— Обычные, активные, живые дети, — очень по-доброму улыбается о. Вячеслав, характеризуя воспитанников.

Не могу с ним не согласиться. Сама лицезрела гимназистов, с азартом гоняющих шайбу на пришкольном катке. Его воспитанники гимназии, кстати, заливают сами. А также делают ещё многое — ухаживают за цветами, дежурят в классах. Кто-то уже помогает и на службе в храме. Трудовое воспитание здесь на высоте, это очевидно. Что ещё удивляет: гимназисты считают за правило сказать «Здравствуйте!» всем, кто встречается им в коридоре гимназии. В обычной школе хорошо, если тебя с ног не собьют.

— И наши летят-бегут и тоже сбивают с ног, потому что бегают быстрей, к сожалению, чем на физкультуре, — великодушно вступается за светских школьников о.Вячеслав.

— Хотя хотелось бы, чтобы максимум своей энергии они проявляли на коньках, лыжах, в спортзале. Но не всегда это получается. Боремся, безусловно, всячески уделяем этому внимание, ну и, наверное, прибавляем свои труды к родительскому воспитанию. Те родители, которые их сюда привели, думаю, с детства учили своих детей доброму и хорошему. Нам осталось только чуть-чуть подкорректировать, но не исправлять в корне.

Что до системы образования, как правило, в православной гимназии она определяется следующими принципами: традиционная для русской школы опора на православие в обучении и воспитании, возвращение к культурным и духовным ценностям Отечества. Цель таких образовательных учреждений — возрождение национального генотипа России, то есть святости, учености и воспитанности, а значит, ориентация на общепринятый школьный объем знаний с непременным условием их полноценного усвоения.

Иначе говоря, сегодняшние гимназисты изучают всё, что и их сверстники в обычной школе, — чтение, письмо, арифметику (федеральный компонент). Плюс закон Божий, церковное пение, история философии, основы нравственности (8-9-е классы). Литература, причем школьный курс обязательно, потому, что гимназисты, как и обычные школьники, сдают ЕГЭ. А кроме того — Григорий Богослов, Тихон Задонский, Оптинские старцы, Иоанн Златоуст, письма Феофана Затворника и так далее — почти всё, что сегодня рассматривается уже как православные литературные раритеты. Иностранные языки этим детям дают в большем объёме, чем в светской школе, — со 2-го класса церковнославянский (и другие древние языки), английский, немецкий. Два последних тоже обязательны для всех учащихся. «Если нам удастся включить в этот перечень основы медицины и сектоведение, будет замечательно», — добавляет о.Вячеслав к уже названному перечню. Замечу, в гимназии серьёзный подход и к выбору программ дополнительного образования. Хореография, театральное искусство, рукоделие, живопись… Дети учатся всему, что способствует их разностороннему развитию.

Точка отсчета

Создавалась гимназия с… библиотеки. «Есть библиотека, значит, учебному учреждению быть!» — когда-то решили единомышленники во главе с о.Вячеславом и по исконно русской традиции обратились к мирянам. Так что не ошибусь, если скажу: появлением гимназии город прежде всего обязан верующим. Кто-то из них привозил из поездки книги, кто-то — иконки, кто-то — рождественские, ёлочные игрушки… Были меценаты, которые просто приносили деньги, сопровождая свой дар пожеланием использовать их на благо гимназии. Иногда оказывалось, что этих средств хватает ровно на то, чтобы выдать учителям долги по зарплате за четыре месяца… Очень помогли газовики — купили мебель, сделали ремонт, выделили автобус для перевозки гимназистов.

Кстати, о ремонте. В этом здании, бывшей общеобразовательной школе № 5, гимназия поселилась два года назад. Место уютное, тихое и уже вполне обжитое. Уже тогда к началу занятий педагоги успели перевезти сюда все учебные пособия и мебель. Для гимназии новоселье стало действительно большим событием: после многолетней тесноты (раньше она ютилась в здании детсада «Снегурочка») и угроз властей закрыть учреждение вовсе наконец появилась приятная перспектива — не только работать дальше, но и организовать более чёткий, слаженный режим занятий с детьми. С 1 сентября 2008-го все гимназисты — с первого по девятый классы — стали посещать уроки в первую смену. Тот факт, что девятиклассники тогда продолжили занятия у своих православных педагогов, а не ушли, как могло случиться, в обычные школы, о.Вячеслав считает одним из главных своих достижений. Новая площадь позволила сохранить численность учащихся, в школе гимназистам отдали сразу пятнадцать помещений (для сравнения: в прежнем здании у них было всего четыре). Еще одной отличительной чертой 2008-2009 учебного года стало введение в гимназии мужских и женских классов. И что ещё очень важно, появилась реальная возможность для углубленных занятий хоровым искусством и сольной работы с учащимися. В связи с открывшейся возможностью руководитель хора — матушка Ольга (Белогубова) — объявила дополнительный набор детей.

Формула педагогической веры

Идея рождения хора как одной из основных составляющих гимназии возникла по умолчанию. Возможно, собственный хоровой опыт не позволил о.Вячеславу оставить без внимания эту возможность — учить детей единому видению цели и достижению этой цели совместными усилиями.

— Ведь что главное в хоре? — опережает мой вопрос о.Вячеслав. И сам же отвечает: — Дисциплина. Умение работать в команде. Здесь явно налицо труд всех. Кто-то один заболел, и уже партия сопрано или альтов ещё не погибает, но уже чувствует нагрузку.

Мне сразу вспоминается фрагмент из недавнего выступления хористов на одном из газовых промыслов. Недосчитавшись кого-то из мальчишек, матушка Ольга едва заметным жестом пригласила о.Вячеслава занять его место. Тот сразу же исполнил просьбу — без суеты, раздражения и прочих ненужных эмоций. К слову, и проштрафившийся гимназист потом не подверг-ся публичной экзекуции.

— Он не то чтобы опоздал, — поясняет батюшка. — Он просто не приходил на спевки и потому не дерзнул выйти на сцену. Ну что толку, что он выучил партию? Трудиться нужно ежедневно, чтобы петь духом. Талантлив мальчик без сомнения. Этот юноша ездил у нас в Москву, в Кремль. Но! — делает ударение на этой части монолога мой собеседник, — всё, что талантливо — лениво, и всё, что красиво — лениво. Это сказал мне учитель музыки. Он же сказал, что там, где успех в деле — таланта всего один процент, а девяносто девять процентов — труда. В тебе, говорил он, больше таланта, но не хватает труда.

Так это или нет, но усердия и стараний о.Вячеслава оказалось достаточно, чтобы окончить музыкальную школу по классу баяна, а потом начать учебу заново у того же педагога, но уже на струнных инструментах. Уже после армии (!) он окончил дирижерское отделение семинарии, получил диплом духовной академии. Прекрасно играет в хоккей, волейбол, шахматы. А еще замечательно аккомпанирует своим питомцам. На одном из концертов в пасхальную неделю появление на сцене батюшки с гитарой произвело на зрителей потрясающий эффект.

Нелишне будет заметить и тот факт, что хор гимназистов стал достойным преемником известного в свое время на Ямале хорового коллектива «Я-мал» под руководством Александра Фомина. Гимназисты начали свой творческий путь с самых простых композиций, постепенно перешли на авторские, а там до-шли и до знаменных, старинных песнопений. Правда, пока, несмотря на сложность репертуара, концертная география юных певчих не выходит за рамки епархии. На большую сцену они выходят по особым случаям (к таким можно отнести дебют солистов хора в храме Христа Спасителя в Москве). Помимо пения детей обязательно учат навыкам игры на музыкальных инструментах. Для этого в гимназии оборудовали специальную студию, оснастив её всем необходимым — от ударных, гитар и микрофонов до баяна и виолончели. А недавно о.Вячеслав привёз подвернувшийся по случаю в Тобольске старый контрабас.

— Я бы очень хотел, чтобы наши дети пели военные, патриотические песни и обязательно — народные, — говорит директор о своих планах относительно питомцев. — Всё это помимо единения учит пониманию традиционной отечественной культуры, и я надеюсь, что в их душах эта наука оставит неизгладимый след. Хотелось бы, чтобы все приобретенные в стенах гимназии знания стали для детей добрым иммунитетом. Наверняка потом им понравится современная музыка, возможно, кто-то будет слушать рок, но уже будет и понимание того, что есть добро, что зло, где светлое, а где черное. Для чего мы даем классику, церковные песнопения и отечественную музыку? Чтобы дети, познавая их, отбрасывали псевдокультуру, оставляя для себя самое хорошее. Как мать упреждает дитя не ходить в грязь, потому что дитя испачкается, так и мы стараемся оградить своих питомцев от ненужного. Зачем тратить время и силы, когда грязь можно обойти?

По принципу золотой середины

В чём заключается функция школы — воспитывать или учить? Или всё сразу? Помнится, в начале девяностых ответ на этот вопрос звучал однозначно. Отринув традиционную, комплексную роль школы, идеологи новой формации были бескомпромиссны — только учить! Обсуждая с о.Вячеславом особенности учёбы в православной гимназии, я не могла не узнать и его мнение на этот счёт.

— Хотелось бы золотой середины, — отвечает он. — Без сомнения, воспитывает семья, школа помогает и даёт знания. Но вкладывать понятия добра и зла, смысл греха и добродетели, учить ходить на двух ногах, говорить правильным языком — это, вне всяких сомнений, обязанность родителей. Семья даёт основные понятия нравственности и духовности. Ну а школа воспитывает уже в коллективе, учит уступать, терпеть, смиряться, находить общий язык. Человек должен понимать, что не он один свет в окошке, что есть рядом и другие. Хорошо, когда желания и возможности совпадают. Но в большинстве случаев нужно настраивать себя на тяжелый соподчиненный труд — в семье, в коллективе, в армии и в государстве. Когда эта система выстраивается должным образом, жизнь становится гармоничной, как симфония.

Новая площадь позволила сохранить численность учащихся, в школе гимназистам отдали сразу пятнадцать помещений (для сравнения: в прежнем здании у них было всего четыре).

Нравится

Статьи по теме

№153 (5130)
06.09.2010
Сергей Русанов
Послы Добра и Веры
№90 (5067)
28.05.2010
Людмила Губанова
В земле сибирской просиявшие…

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"