24 мая 2025     

Общество   

О фирмах-призраках и загадочных семенах F1

Шла по мостику корова —

Не видать ни зги.

Чтоб она была здорова —

Выбили мозги.

Из детских стишков-страшилок для взрослых.

 

…Ко мне обратились две женщины — соратницы по огородному труду. Вручив набор порожних пакетов из-под семян, заговорили разом:

— Вот, купили, а не знам чё… Соседки говорят: которые семена с буквой «Ф» — те вредные и не дают потомства для следующей посадки. Разберитесь, пожалуйста!

Взял я пакеты, прочел в самом верху загадочную маркировку — «F1» — и действительно ничего не понял. А потому согласился провести «расследование».

На другой день пошел по магазинам. Прилавки пестрят многоцветьем ярких квадратиков с семенами, сияют нарядной фольгой. Вот они, надежды и чаяния российского огородника! Глаза разбегаются… В первом же салоне офиса «Секунда» продавец, выслушав воспроизведенную фразу дачниц и глянув на пакеты, понимающе кивнула, сказала доверительно:

— С буквой F не берите. Гибрид. Детки этих семян для следующей посадки не пригодны.

— Почему? Что с чем скрещивается? И сами они откуда родом?

— Гибрид — говорю! Как, из чего получается — не знаю, в документах не написано. Откуда? А вы что, читать разучились? Вот же крупно написано: перец «Новосибирский F1»...

Ответы хозяев других магазинчиков были столь же туманны и загадочны. Впрочем, из официальных статистических данных автор этих строк знал: примерно три четверти рынка продажи семян приходится на зарубежную продукцию. Россия не может выращивать качественные семена: нет современных разработок, поскольку нет инвестиций в эту отрасль. Растет лишь число компаний, фасующих заграничное сырье. Просмотренные в процессе подготовки материала солидные пачки сопроводительных документов показали: подавляющее большинство их оформлено отечественными фирмами. К тому же продавцы утверждают: да, продукция нашего, российского происхождения.

Что это? Заблуждение? Обман? Третьего не дано. Показал упомянутые пакеты двум специалистам, в том числе ученому-агроному, селекционеру, заслуженному работнику сельского хозяйства РФ. Получив от нас «задачку» и держа в руках упаковку с изображением перца «Новосибирский F1», один из собеседников уверенно заявил: гибрид, импортный. Выведен специально высокоурожайным в первом поколении. Такой урожай в последующем не предусмотрен. В целом — дело благое…

— Вы можете точно назвать иностранного изготовителя и подтвердить, что овощ не генно-модифицирован?

— Нет, не могу. Все это вы узнаете из сертификата качества, хранящегося у продавца. Что, вам сказали, что эти данные не фиксируются? Тогда первый вопрос вы можете задать Новосибирску, а на второй ответит только лабораторное исследование.

Специалист второй, просмотрев цветные открытки с надписями (помидоры, капуста цветная и «Гермес», кукуруза сахарная с новосибирской отметкой), отметил: семена рождены в Голландии. А вот тюменская карточка на огурцы «Плод» вызывает сомнение. Такая агрофирма была лет десять тому назад. Ее давно уже нет…

Глянул на карточку еще раз. Огурец почему-то назван «Клавдией»… Разобраться трудно. Штампа производителя и фасовщика на упаковке нет. Огурец «Клавдия» наводит на грустные мысли. В тот же день взял на выбор пакетик «Томат F1 Верлиоко» с московской пропиской. Позвонил по номеру телефона, указанному на маркировке: 995-76-05. Звонил многократно и в сотый раз слышал ответ-рефрен: «Абонент к линии не подключен…»

Что ж, в нашем запаснике есть еще источник истины — важный, ответственный, компетентный. Это Россельхознадзор. Работник управления понимает нашу просьбу с полуслова. Набирает указанный на потребительской упаковке номер телефона новосибирской фирмы и слышит ответ: «Семена поступают из-за рубежа. Мы только фасуем». После состоявшегося телефонного разговора собеседнику был задан ряд вопросов…

— Да, — отвечает наш собеседник, — семена ряда культур действительно родились в других странах, хотя и значатся в сертификатах отечественными. Правда и то, что даваемая на пакетах информация о свойствах и сути содержимого неполна и обманчива. Однако нельзя представлять наших овощеводов и торговцев эдакими безответственными, бесшабашными людьми, сознательно идущими на столь серьезные нарушения. Действия их не выходят за рамки соответствующих норм и правил. Мы ведь руководствуемся отдельными правовыми нормами, действующими со времен социализма, а вновь изданные — неполны, неконкретны, имеют большие пробелы по части регулирования рыночной ситуации. Как известно, весьма изменчивой.

Вы спрашиваете о надзорных проверках? В рознице? Да, проводили (хотя в процессе журналистского расследования я не заметил и малейшего следа таких проверок, и акты их предоставлены не были. — М.С.). Да и невелика доля у нас розничных продаж, процентов десять, остальное — госзаказы. Лабораторные исследования на содержание генно-модифицированных компонентов не проводили из-за отсутствия дорогостоящих лабораторных приборов.

Так что же представляют собой те нормативные рамки, за пределы которых не выходят весьма сомнительные в правовом отношении действия владельцев цветочно-семенных прилавков? Их главная конструктивная составляющая — Федеральный закон № 149-ФЗ «О семеноводстве», который носит отсылочный характер и дает лишь общие понятия об организации семеноводства. Конкретика в развитие закона дается в Порядке реализации и транспортировки семян сельскохозяйственных растений, утвержденном приказом Минсельхозпрода РФ от 16 октября 1999 года № 707, и в Положении о порядке сертификации семян сельскохозяйственных и лесных растений, также утвержденном приказом Минсельхозпрода РФ от 8 декабря 1999 года.

…Начнем, как и полагается, от печки. Производителем семян капусты «Ринда F1», выращенных на полях Голландии, считается Москва. Родителем капусты цветной, полученной там же, считается Новосибирск. Утвердившаяся в продовольственном бизнесе практика, подкрепленная нормативной базой, считает фасовщика изготовителем. Похоже, практика эта прописалась и в сельхозпроизводстве. Но если при обороте продовольствия второй по счету символический изготовитель выдает сертификат и направляет товар в розницу после собственного лабораторного исследования по всем его параметрам, то в нашем случае сделать такое исследование не всегда возможно.

Ведь производителю необходимо осуществить апробацию семян, то есть проверить их качество по всем параметрам: по всхожести, сортовой чистоте, засоренности, поражению болезнями и вредителями… В частности, из-за отсутствия необходимых условий невозможно осуществить грунтовой контроль — высев семян для определения сортовой чистоты на специальных участках. Да и сертификационный орган обязан осуществлять контроль за производством на всех его этапах.

Вот и возникает жгучий интерес: как, на основании каких контрольных действий и испытаний мифические производители выдают сертификаты качества на отправляемую в розницу продукцию? Этот интерес в полной мере разъясняет пункт 8.1 названного Положения, причем удивительно просто. Воспроизведем его полностью: «…При импорте семян на территорию Российской Федерации признаются сертификаты международного образца, а также документы о качестве семян стран-экспортеров, с органами сертификации которых ЦОСС заключил соответствующие соглашения… с последующим переоформлением на отечественные сертификаты. Вот так. Никаких проверок испытаний. Переписал только бумагу — и в добрый путь! К тому же сделано это вопреки требованиям закона о техническом регулировании (п. 2 ст. 25), обязывающего включать в сертификат соответствия имена заявителя и изготовителя продукции. Во исполнение ряда основополагающих нормативных актов на потребительской упаковке должно быть непременно обозначено наименование и почтовый адрес изготовителя. Фактически глава 6 упомянутого Положения п. 6.26 гласит: «На ярлыке указывается наименование и адрес организации, реализующей семена (!), и ее регистрационный номер»…

Заметим: ни в какой иной потребительской информации не указывается имя продавца вместо имени производителя. Да и к которому по счету продавцу отсылает нас министр сельхозпрода? Первому — изготовителю, продавшему товар посреднику? Второму — фасовщику, продавшему товар рознице? Третьему — Дарье Ивановне, непосредственно вручившей покупателю драгоценный пакетик?

Информация — маркировка на потребительской упаковке, даваемая четырьмя нормативными актами (законы «О техническом регулировании», «О защите прав потребителей», «О семеноводстве» с его приложениями, ГОСТ Р-52171 — 2003), страдает разночтением и противоречием. Общими для всех четырех образцов маркировки являются только провалы: отсутствуют, как правило, наименования и адрес производителя, фасовщика, обозначение «гибрид» (буква F1 не в счет) и его поколение. Не делается отметки, нужной в определенных случаях при выращивании гибрида: «Дальнейшее воспроизводство воспрещено». А общая фраза: «качество семян соответствует ГОСТу» — повсеместно заменяет требуемое ГОСТом обозначение номера документа, удостоверяющего сортовые и посевные характеристики.

Похоже, в этой смеси формально действующих и отмерших правовых норм сам Россельхознадзор чувствует себя неуютно, не имея точных ориентиров в проведении надзорных мероприятий. Впрочем, немудрено. К полным сумятице и хаосу привела последняя «модернизация» деятельности контрольных и исследовательских объектов. Упразднены Госсеминспекции и органы по сертификации семян, они как бы слиты воедино — в Россельхозцентр, причем без наделения его функциями выдачи обязательных сертификатов соответствия. И без каких-либо изменений в правовом сопровождении. То есть сертификаты в действующем законодательстве по-прежнему являются основным инструментом качественной характеристики семян. Фактически же обязательные сертификаты не выдаются никем. Некому! И потребитель остается не защищенным нужной правовой нормой.

Не хочу никого обидеть, но некоторое сходство в нашем поведении с кротким и доверчивым персонажем эпиграфа имеет место. За получением нужной нам услуги мы также идем во тьме — и по очень шаткому мостику. Государство, неустанно заботясь о нашем здоровье, не выбивает нам окончательно мозги, но сильно засоряет их.

Особенно в процессе реализации продовольственной программы. Принципы нашей рекламы — льющейся неукротимым потоком, нахрапистой, яркой снаружи и лживой внутри, — плавно перетекают в официальную потребительскую политику. Навязывая потребителю (при отсутствии конкуренции) сомнительного качества продукт.

Прискорбно, что в роли таких информационных повелителей выступают не только бизнесмены-хапуги, а люди государевы, призванные принимать законы-путеводители для недобросовестного бизнеса. Вроде закона № 149-ФЗ «О семеноводстве».

…Не хотелось завершать эти заметки нотками пессимизма и безысходности. Да это и не соответствовало бы реальной ситуации в целом. Пошел снова в магазин семян. Четвертый по счету. И не ошибся. У прилавка выстроилась небольшая очередь, человек пять. Простоял в стороне, наблюдая за происходящим, минут 40. Продавец, назовем ее Анна Семеновна, дотошно выспрашивала у покупателей их требования, подробно поясняя достоинства каждого сорта и вида своего товара. Выкладывала на прилавок до десятка наименований каждого вида семян свеклы, помидоров, огурцов, предлагая тут же грунт, удобрения, средства от сорняков, вредителей…

— Что ж, торгуем зарубежным добром как своим? — поинтересовался у собеседницы, проводившей последнего покупателя.

— Подозрения напрасны, — отвечала Анна Семеновна. — У нас достаточно и отечественных видов, хорошо себя зарекомендовавших. Вот смотрите: сорта «Аэлита», «Гавриш», «Парус», «Ярославна», «Верлиоко»… Поставщику баловаться не даем, берем только подлинные, стоящие. Как-то пришла к нам женщина и показала свеклу, выращенную из купленных у нас семян. Не соответствовала им свекла ни по форме, ни по содержанию. Мы написали письмо поставщику, дав ему адрес покупательницы, и потребовали возмещения материального и морального ущерба. И расторгли все деловые отношения с этой фирмой, хотя фирма эта прислала женщине два пакета семян и извинилась перед ней.

После знакомства с маяком, как бы сказали раньше, торговых услуг, более четко обозначились пути решения дачно-огородных проблем. Путь к успеху — розница, работники прилавка. Что совсем не ново, но наиболее показательно в успешном обороте «семенной» товарной группы. Именно от квалификации, порядочности и принципиальности продавца зависит судьба будущего урожая. Того самого урожая, который, пожалуй, мало чем заменишь в наши кризисные времена, при весьма сомнительном пищевом рационе.

Разумеется, это не означает, что государство может умыть руки. Устраниться от проблемы. Оно должно создавать условия для созидательного труда — материальные и моральные. Оно должно ставить цель и проявлять волю к ее достижению — максимально эффективным и законным путем. Иначе в любой сфере деятельности, и не только в реализации семян, будут царить полная бесконтрольность и безответственность. Арсенал существующих сегодня нормативных инструментов разработан, кажется, не для пресечения правонарушений, а для содействия им: настолько он двусмысленный, настолько явно годится стать коррупционной составляющей…

Фирмы-призраки типа фирмы «Плод» могут существовать годами, так как проверить законность выпускаемой ими продукции трудно. Несоразмерность полученных доходов и величины штрафных выплат даже при выявленных нарушениях поражают. Штрафы — всего до 5 тысяч рублей! Корыстолюбивым бизнесменам экономически выгодно обманывать покупателя. В США, например, за неправильные данные на ярлыках продавец карается штрафом до 100 тысяч долларов или наказанием до 5 лет тюрьмы. Аналогичная практика и в Великобритании. Многие «разновидности» российских нарушений законодательства там просто неизвестны. Узнали бы — удивились неимоверно такой вседозволенности в масштабах государства.

Небольшой локальный пример: в управлении Россельхознадзора на всю область не имеется ни одного лабораторного прибора для определения генно-модифицированной продукции! Нет денег. Думаю, дефицит кроется не в кредитах, а в совести ответственных — точнее, безответственных — чиновников.

Пробежав глазами законченные заметки, понял: чего-то не хватает. А вот чего: двум доверительницам моим совсем не нужны апрельские тезисы о государстве и революции. Им нужно знать конкретно и точно: что такое F1. Поясняю соратницам моим по любимой нами всеми дачной каторге. Пыльцой, взятой из тычинки одного, скажем, отлично плодоносящего, но поздно созревающего растения (папы), опыляют пестик другого — не столь эффективно плодоносящего, но рано созревающего засухоустойчивого растения (мамы). И получается гибрид с унаследованными нужными для нас качествами от одного из родителей. При этом, как водится, что-то теряем, что-то находим. Одним словом, пресловутый F1 страшен лишь своей тайной, закодированной Минсельхозпродом. Ее можно и нужно заменить — одной лишь строкой и на русском языке. Например: «Гибрид. Не воспроизводится». Вот теперь, кажется, все.

Нравится

Статьи по теме

№210 (5187)
01.12.2010
Михаил Смоленский
Трубы заменили. А контролёров?
№205 (5182)
24.11.2010
Михаил Смоленский
Рынок: сколько стоит деловая репутация?

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"