25 апреля 2024     

Спорт   

Отважные лыжники

к истории агитперехода Тобольск — Москва

 

Задачи агитпробега — мобилизовать внимание советской общественности и трудящихся масс города Остяко-Вогульска, поселка Самарово и близлежащих колхозов:

1. Вокруг вопроса выполнения финплана первого квартала 1934 года по всем видам платежей.

2. Успешное завершение реализации 8-й лотереи ОСОАВИАХИМа».

Задачи и цель пробега, сформулированные руководством ОСОАВИАХИМа, сегодня, наверное, вызовут добрую улыбку, однако на этом пробеге есть смысл остановиться. Группа пробега — большая. По любым меркам. Участники — девушки и парни, активисты, члены комитетов комсомола, спортсмены, учащиеся старших классов школ и — в основной массе — члены кружков ОСОАВИАХИМа. Группа возвратилась 25-го. Без отставших. Этот лыжный агитпробег был одним из первых на всем пространстве гражданской войны, мгновенно подхваченным сотнями и тысячами молодых людей.

Допускаю, мнение мое достаточно спорное. Но… перелопатив десятки подшивок газет, как региональных, так и всесоюзных, издававшихся в те годы, я невольно пришел к выводу: переход югорчан с агитационно-пропагандист-скими целями был одним из первых. Ранее подобное не практиковалось нигде, ни на какой другой территории. После этого перехода комитеты комсомольских организаций и другие оборонно-спортивные организации стали рекомендовать взять на вооружение пример югорчан. Агитпробег молодежи Самарово и Остяко-Вогульска не остался незамеченным. Уже в 1934 году студенты Тобольского рыботехникума идут на переход по маршруту Тобольск — Омск. В начале 1934 года мужчины — военнослужащие Тюменского гарнизона — пошли на беспримерный для своего времени переход Тюмень — Москва.

В конце декабря 1934 года и начале 1935 года женщины — служащие Тюменского гарнизона — вслед за своими мужьями повторили их переход. Опять беспримерный. Русские женщины впервые в истории цивилизации совершили столь дальний переход, равнозначный подвигу, — без всяких преувеличений. Не пройдет и двух лет, как женщины Бурятии в два раза перекроют по дальности переход тюменских женщин, совершив лыжно-пеший переход по маршруту Улан-Удэ — Москва… Протяженностью свыше 6000 километров. Потом переходы будут разные: шлюпочные, под парусами и на веслах; автомобильные на автомобилях только отечественного производства. Велосипедные, пешие. Смешанные: конно-лыжные, в противогазах…

Несмотря на кажущуюся нестандартность, переходы в противогазах практикуются довольно часто. Мы сегодня с трудом можем представить, что это такое — проехать на велосипеде из Одессы до Владивостока и Комсомольска-на-Амуре. Практически, наверное, невозможно и представить велопробег вдоль границ Советского Союза протяженностью свыше 30000 километров… Переход на байдарках из озера Байкал по рекам до Москвы.

И, наконец, самый тяжелый, самый экстремальный в истории лыжного спорта — поистине на пределе человеческих возможностей! — лыжный переход озеро Байкал — Мурманск. Через Восточно-Сибирские горы, затем вдоль Полярного круга. Протяженность — свыше 8000 километров. Когда группа подходила к Салехарду, более десяти дней шли по тундре при морозах от 55 до 63 градусов. В своем повествовании у меня нет никаких преувеличений. Все основано на фактах и взято из хроник переходов. Кто-то скажет: их принуждали выходить на столь рискованные для жизни маршруты. Не исключается. Однако взлет патриотизма молодежи на стыке начала тридцатых и сороковых, после прихода к власти в Германии Гитлера, — общепризнанное явление. Как и наполненные содержанием призывы «Молодежь — на крыло!», «Молодежь — на флот!» Мотивы столь серьезных испытаний своих человеческих качеств переходами гораздо глубже. Они продиктованы обстановкой и обстоятельствами времени.

Предчувствие надвигающейся грозы мобилизовало всех. Его не смогли притупить даже 1937-й и 1938-й годы. Январь 1935-го. 11-го из Остяко-Вогульска в Салехард стартовал П.Брайко. На собачьих упряжках. Маршрут проходил через Березово и Шурышкары. Особенность перехода — Брайко один. В случае каких-либо ЧП ему, кроме как на собак, надеяться было не на кого. Так и получилось. До Салехарда добежали 9 из 11 собак. Брайко вернулся только благодаря вожаку собачьей упряжки — Бобику. На маршрутах прохождения связь могла осуществляться только с крупных населенных пунктов. Радиостанции — предел мечтаний, да они еще очень громоздки. В северных маршрутах надежда только на самого себя. В форс-мажорных ситуациях помощь со стороны исключается. Группу, идущую по маршруту Байкал — Мурманск, считали погибшей. Не было вестей более месяца. Питание — вопрос особый. Может быть, самый главный. В движении продукты набираются в среднем на трое суток, с учетом рельефа проходимого участка, протяженности, наличия населенных пунктов на маршруте…

Загружаться через меру тоже нельзя. Кроме продуктов питания в рюкзаке — личные вещи (полотенце, зубная щетка, сменное белье). Рекомендуют также взять блокнот и карандаш, однако в абсолютном большинстве дневники переходов ведут командиры или политруки. Благодаря их дневникам, записям мы сегодня имеем правдивую картину переходов — помимо агитационно-партийных клише, обрамляемых каждое сообщение. Риски на маршрутах — огромны. Женская группа, идущая маршрутом Тюмень — Москва, недалеко от Казани подверглась нападению стаи волков. Отстреливались. Это в центре России! 1935 год…

В рыболовецком предприятии «Обьтрест», администрация и контора которого расположились в Тобольске, с октября 1935 года начинается форсированная подготовка к лыжному переходу Тобольск — Москва. Казалось бы, что особенного в переходе? Ничего. На первый взгляд. Между тем в истории нашего Ханты-Мансийского округа переход занимает свое место. В силу обстоятельств. Факт первый: четверо из семи участников перехода — жители нашего округа. Факт второй: основные предприятия «Обьтреста» расположены на территории округа вдоль берегов Иртыша и Оби… Фактический состав группы отличается от заявленного в печати. Группу сопровождает еще один человек. Фамилия — Зятьков. О том, какую функцию выполнял этот человек, информации — никакой.

Скорее всего, руководство предприятия, комплектуя группу, не было уверено в том, что все члены группы выдержат испытание на переходе. Только этими соображениями можно объяснить участие еще одного человека. Дошел ли Зятьков в составе группы до Москвы, найти ответа не удалось. Цель перехода — доставить наркому пищевой промышленности Анастасу Микояну рапорт предприятия. Газета «Красное Знамя» опубликовала фотографии и короткие биографии участников. По сообщениям, группа готовилась с октября. До выхода на маршрут навыками ходьбы на лыжах владели трое из семи. Возникает вопрос: можно ли менее чем за три месяца хорошо подготовить людей к такому переходу? Ответ очевиден.

Тем более что зима в Сибири в конце 1935-го и начале 1936 годов выдалась почти бесснежной, поэтому тренировок на лыжах почти небыло. Темп движения группы организаторы перехода запланировали из расчета 60 километров в сутки. В сообщениях «Красного Знамени» есть неточности. В публикации А.П.Лажев и тут же — отец его приводится под именем Захар. Ляп, опечатка? Следовательно, надо читать: А.З.Лажев. По биографии Алексея Петровича Федулова — опечатка о месте рождения. Напечатано «Перегребовское»… Вполне понятно, какой населенный пункт подразумевается… В принципе, это не главное. Опечатки допустимы. Интервью, сообщения — с хода. Дорога каждая минута…

«Омская правда», 26.12.1935 г. № 296. Москва — Тобольск. Старт дан. Тобольск. 24 декабря (от нашего корреспондента): «Сегодня в 10 часов утра дан старт лыжному пробегу Тобольск — Москва. В пробег пошли лучшие ударники рыбозаводов. Среди них хантэ, ненцы, зыряне… Провожали лыжников со знаменами и музыкой все трудящиеся Тобольска, представители партийных и советских организаций. Улицы были запружены народом. Расстояние в 2400 километров команда надеется пройти в 33 ходовых дня». Маршрут движения — Тобольск — Тюмень — Свердловск — Красноуфимск — Сарапул — Казань — Муром — Москва…

27 января группа прибыла в Тюмень. Трудности перехода начинают проявляться уже на территории области. «…Путь Тобольск — Тюмень трудный, пришлось большую половину пути идти пешком» (из интервью командира перехода Ирючева газете «Красное Знамя» в Тюмени). Из хроники перехода. «Омская правда» 1.01.1936 г. №1. Камышлов. 1 января (по телеграфу) 31 декабря лыжники прибыли в Камышлов. Пройдено 478 километров. Из-за отсутствия снега пройдено пешком 170 километров… Командир — Крючев. Политрук — Неумоев». «Омская правда» 15.01.1936 г. № 12. Тобольск — Москва. Уральский хребет пройден. Тобольск, 13 января. Сегодня лыжники точно по графику прибыли в Сарапуль (орфография согласно текста). Пройдено 1125 километров — самая трудная часть пути. Начиная со Свердловска лыжники шли в горах. Порой из-за отсутствия снега приходилось идти пешком. Труднейший переход был у отрогов Урала, от Красноуфимска до Чаги. Лыжники сделали его блестяще. В Сарапуле — однодневной отдых, после которого лыжники выйдут на Казань…. Кадесников». Участок маршрута Красноуфимск — Сарапул самый тяжелый. Об этом высказались все участники предыдущих переходов. Здесь было и отсутствие дорог, удаленность населенных пунктов, подъемы, спуски, обрывы, пропасти…

Вот как описал Карталов (командир перехода женщин) «Красному Знамени» от 10.02.1936 г.: «На этом переходе все время крутые подъемы, обрывы, пропасти. Приходилось двигаться очень медленно. Местами только обрадуешься ровной дорожке, чуть пойдешь быстрей, как дорога резко сворачивает и перед тобой — пропасть. Большие уральские тоннели заставляли обходить горами и густым лесом десятки километров». Высказанное Карталовым и женщинами, мягко говоря, не стыкуется с бравурными сообщениями корреспондента Кадесникова.

После Казани темп движения несколько ускорился. Участок в 590 километров прошли за 6 суток. Были дни, когда проходили по 110-115 километров. Всем хотелось быстрее дойти до столицы. 3 февраля в Люберцах москвичи тепло встретили очередную группу сибирских лыжников… Вечером в клубе Народного комиссариата пищевой промышленности СССР состоялся митинг. Лыжников приветствовали представители общественности, спортивных организаций.

Начальник политуправления Наркомпищепрома СССР тов. Корнюшин поздравил тоболяков с успешным завершением перехода. С ответным словом выступил командир перехода Крючев. Тяжелая усталость сказывалась. Выступление его было очень коротким: «24 декабря — старт в Тобольске. 2 января пришли в Свердловск, за восемь суток покрыв расстояние в 820 километров». Командир отметил: почти половину пути до Свердловска они прошли пешком. 24 января, ровно через месяц, пришли в Сергач, пройдя 1807 километров. Ни одного слова не было произнесено о сложностях и трудностях на маршруте — от волнения, что они, простые рыбаки — люди, далекие от спорта, смогли преодолеть такое расстояние. Они в Москве, в столице! Волнение захватывало всех: они оправдали доверие коллектива. Для всех, без исключения, дни, проведенные в Москве, стали праздником. Этот праздник они заработали своим трудом. Своим упорством.

Нам сегодня трудно даже представить волнение этих скромных тружеников, дошагавших до Москвы — на своих характерах. И все же это было. И это наша история. Весь состав группы был представлен к государственным наградам. «Красное Знамя» от 01.08.1936 г., № 175.

Остяко-вогульская хроника

Четыре участника героического перехода Тобольск — Москва: тт. Щепеткин (русский), Чупров (коми), Федулов (хант), Лажев (хант) — отправились в Москву, куда вызвали для вручения ордена «Знак Почета». В истории нашего Ханты-Мансийского округа после опустошительных войн это были первые орденоносцы в мирной жизни…

Нравится

Комментарии к статье

Чурсин Виктор Евгеньевич: 27.03.2011 05:49
Нет сообщения на первой полосе «Лыжный агитпробег» в Окружной газете «Ханты-Манчи-Шоп» от 23 декабря 1933 года.
Вот ссылка на этот номер газеты: http://leb.nlr.ru/edoc/20918/Ханты-Манчи-Шоп-Шой

Сама статья интересная

Статьи по теме

№80 (5057)
13.05.2010
Равиль Нигматулин
Георгий Жуков: «Москву удержим!»
№38 (5015)
09.03.2010
Равиль Нигматулин
Женщины военного времени

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"