26 апреля 2024     

Общество   

Прислушаемся к мнению рядового пассажира?

Присоединился к обсуждению губернатор Тюменской области Владимир Якушев: «К вашему изданию у меня только одна просьба. Хочется, чтобы к освещаемой теме вы подходили не с точки зрения частных перевозчиков, а учитывали мнения всех сторон»...

Так уж сложилось: как-то не принято брать обширные интервью у рядовых пассажиров, разве попросят высказать мнение о том или ином наболевшем вопросе.

Мне же захотелось взять интервью у рядового пассажира. Тем паче что далеко и ходить не надо — такой пассажир всегда под рукой. В общем, интервью я беру у Геннадия Заимского, коренного тюменца, председателя Совета ветеранов батальона милиции вневедомственной охраны при УВО при ГУВД по Тюменской области.

— Скажи, друг любезный, как часто пользуешься общественным транспортом?

— Являясь «безлошадным» — на протяжении вот уже десятков лет езжу на автобусах практически ежедневно.

— Многие из людей старшего, а значит, и твоего поколения ностальгируют по ушедшей эпохе, считая, что и трава тогда была зеленее, и транспорт работал лучше.

— Насчёт травы согласен: и зеленее, и ярче. А причина тому лежит на поверхности. От нескончаемого потока автомобилей она не может оставаться такой же чистой и зелёной. Что касается городских автобусов, то чересчур забывчивым напомню: их салоны порой были похожи на бочку с селёдкой, и не только в часы пик. Где водитель намеревается высадить пассажиров (о посадке и речи не шло!) из битком набитого автобуса — не доезжая до остановочного пункта или после него, — пассажиры могли лишь гадать. Я часто уезжал в 1-й микрорайон от магазина «Буратино» — приходилось хитрить. Переходил на другую сторону улицы Тульской и принимал вид отрешённого от мира сего человека, бесцельно прогуливающегося по тротуару. На приближающийся автобус будто бы и внимания не обращал, а сам только и косил взглядом: не остановится ли он здесь? И как только открывались двери — натренированным броском втискивался в переполненный салон, напоминавший популярную в те годы парную железнодорожной бани. Зато какое это было хотя и сиюминутное, но счастье, словно по случаю достал с десяток рулонов дефицитной тогда туалетной бумаги!

— В наше время битком набитых автобусов не стало? Всё о’кей?

— Конечно же, проблемы остались, но, согласись, масштаб далеко не тот.

— В Тюмени продолжается реформирование предоставления транспортных услуг населению. Что позитивного в качественном обслуживании, с точки зрения пассажира, произошло в минувшем году?

— Это ты правильно подчеркнул: «с точки зрения пассажира». Для меня тёмный лес — заключение договоров на обслуживание населения, распределение маршрутов между перевозчиками, непростые взаимоотношения частников и муниципалов, финансовый механизм...

Изменился график работы «горячей линии» «Тюменьгортранса» — раньше диспетчеры заканчивали её в 19 часов. Я долго увещевал руководителей департамента по транспорту продлить их службу до окончания работы автобусов. Наконец, в 2010 году «горячая линия» стала круглосуточной. А о бесплатном телефонном звонке я не осмеливался и предлагать. Тем не менее с недавних пор на номер 8-800-100-84-40 можно звонить бесплатно даже с мобильного телефона. Не могу не сказать несколько добрых слов в адрес женщин-диспетчеров с «горячей линии». Я частенько туда звоню, и всегда они стараются прийти на помощь. Докучливый абонент их не раздражает.

К позитивному можно отнести и информационные листы с временным графиком или интервалом движения автобусов, наклеенные на остановочных пунктах. Чаще стали объявлять остановки, хотя до полного искоренения нарушений ещё далеко.

— Большие надежды возлагаются на внедрение спутниковой навигации на базе системы GPS/ГЛОНАСС, что, как утверждает директор департамента по транспорту и связи Дмитрий Войнов, «позволит обеспечить 100-процентный контроль выполнения перевозчиками договорных обязательств». Согласен с этим утверждением?

— Я бы поостерёгся так оптимистично заявлять. Приведу слова диспетчера из Воронежа, где тоже внедряется система ГЛОНАСС: «Только навигационный надзор за транспортом всех проблем не решит. Диспетчер должен видеть водителя в лицо, — мало ли в каком состоянии он вышел на линию? Без живого человеческого ока любая навигационная система полуслепа». Каким образом, например, она решит проблему грубости водителя или кондуктора? Необъявления остановок? Разговора водителя во время движения по сотовому телефону?

— Не возникают ли у тебя сомнения в компетентности и профессионализме некоторых руководителей департамента по транспорту и связи? Проще говоря, по праву ли они занимают это место?

— Наверное, рядовому пассажиру не совсем корректно давать подобные оценки. Давай лучше я приведу фамилии руководителей за последние пять лет. 2006 год — Шароглазов; 2007 — Абрамов; 2008 — Барсуков; 2009 — Гайдук; 2010 — Войнов. Возможно, кого-то и упустил. Отсюда напрашивается вывод: если все они профессионалы своего дела, почему администрация города меняет их как перчатки? Кроме этого, надо заметить, за это же время департамент трансформировался в комитет, управление, отдел, снова в департамент. Оставляет желать лучшего и кадровая политика: создаётся впечатление, что кандидатуры на столь ответственную должность подбираются методом тыка.

— Бичом ушедшего года стали длительные выстаивания автобусов на остановках в ожидании «лишнего» пассажира. Это вызывает справедливое недовольство находящихся в салоне пассажиров, особенно когда на улице тридцатиградусная жара, а в салоне и того больше. Водители ссылаются на расписание.

— Это лукавство водителей. Расписание тут ни при чём. В нём не заложены трёх-четырёхминутные стоянки: произвёл высадку/посадку — будь здоров, отправляйся, освобождай карман для следующего транспорта. Не правда ли, знакомая картина: автобусы 14-го, 17-го, 25-го, 30-го маршрутов в микрорайонах на малолюдных остановках подолгу не задерживаются, словно экономят время для улицы Республики, зато, выехав на неё, выстаивают до последнего, создавая нервную обстановку коллегам, которые не могут приткнуться в карман, дабы продолжить... деяние предшественника. При этом водители пытаются оправдать свои действия тем, что якобы много времени — до 4-х минут! — уходит на посадку инвалидов. И ведь представители администрации, ГИБДД верят им! Правда, ничего удивительного здесь я не вижу. Они же не ездят на автобусах и не могут предполагать, что те стоят в ожидании посадки не инвалидов, а пассажиров, способных оплатить проезд наличными. Вот и выходит, что даже при значительной загруженности главной улицы города на перемещение между остановками зачастую затрачивается меньше времени, чем простаивание на них. Ну не парадокс ли?!.

— Ну, не скажи: в микрорайонах тоже подолгу стоят. У гипермаркета «Южный», например.

— Согласен: стоят там, где есть реальная возможность притока пассажиров. Но вот, скажем, автобусы 17-го маршрута после остановки «Улица Моторостроителей» вплоть до гипермаркета «Южный» нигде особо не задерживаются, а уж там отводят душу.

Как с этим бороться? Ставить на многолюдных остановках по контролёру? Они же в копеечку обойдутся...

— Контролёр должен быть в каждом автобусе. И он там имеется. Это пассажир! Пассажир с мобильником. Но для этого его в полной мере необходимо надлежаще проинформировать. Номера телефонов «горячей линии» должны быть броско наклеены и в салонах автобусов, и на остановочных пунктах. В 2010 году справочная документация в салонах вроде бы стала появляться, но постепенно почти повсеместно исчезла — не выгодно сие перевозчикам. Письменно обратил на это внимание директора департамента Дмитрия Войнова. В ответе он оптимистично утверждает: «Контроль за наличием в салонах... всей необходимой маршрутной, информационной и справочной документации осуществляется ежедневно в процессе выпуска транспортного средства на линию...». «...А в случае выявления фактов отсутствия такой информации обеспечить её размещение в кратчайшие сроки...». Но что-то особых подвижек я не замечаю.

— В последнее время в салонах появилось обращение к пассажирам, направленное на их безопасность...

— Особенно умиляет пунктик: «Входите в салон и выходите из него только на остановочных пунктах, после полной остановки транспортного средства».

— И чем он тебя тронул?

— Ты когда-нибудь видел чудака, пытавшегося по ходу движения автобуса ломиться в закрытые двери (а они должны быть закрыты, так как водителю запрещается начинать движение, не убедившись в этом)? Вот когда автобус уже тронулся с незапертыми дверьми — тогда смельчаки ещё пытаются заскочить, таких случаев сколь угодно. Водитель, нарушающий правила безопасности по перевозке пассажиров, должен понимать, что тем самым он и их провоцирует на нарушение.

— Твой вариант обращения к «уважаемым пассажирам»?

— Примерно такой: «Автобус подолгу простаивает на остановках, водитель во время движения транспортного средства разговаривает по сотовому телефону или курит, вам грубят, остановки не объявляют — звоните прямо сейчас на «горячую линию» по номеру 8-800-100-84-40". Если водитель и кондуктор почувствуют, что каждый пассажир — это потенциальный контролёр, подобные нарушения со временем сойдут на нет.

— Согласись, что проблема уехать до дому после 22 часов куда актуальнее для пассажира, чем необъявление остановок? Автобусы, особенно частные, сходят с маршрута раньше времени, и сладу с ними нет. Вся надежда на ГЛОНАСС?

— Похоже, что администрация и впрямь уповает только на затратную спутниковую систему. Хотя и сейчас задача во многом решаема. Ответ лежит на поверхности, и я не понимаю, почему департамент по транспорту никак не отважится начать решать застарелую проблему. Вместо пресловутых интервалов, которые в вечернее время не очень-то и соблюдаются, что не является секретом и для администрации города, разве нельзя на остановках вывесить временной график движения после 21 часа? В это время пробок уже не бывает, так что соблюсти график сложности не составит. Я уже как-то говорил, что особо нервирует пассажира неизвестность наличия автобуса на линии и тщетность его ожидания.

— По задумке администрации города в Тюмени постепенно будет вводиться новая транспортная схема с так называемыми «узлами пересадки», в которых можно с комфортом подождать общественный транспорт. Твоё впечатление?

— Журналист Людмила Запрудина, беря интервью у заместителя главы администрации города Сергея Роженцева, честно призналась, что пришла в ужас от его слов о комфортности в узлах пересадки (рекомендую читателям обратиться к этому интервью в «ТИ» от 16.09.2010). И то сказать: пассажир приходит на остановку, чтобы как можно скорее уехать в нужном направлении, а ему, словно в театре за полчаса перед началом спектакля, предлагают попить кофейку, перекусить.

— Что ещё, на твой взгляд, стоит предпринять для улучшения качественной работы общественного транспорта?

— Можно, например, увеличить коэффициент полезного действия «горячей линии». Поступающие звонки о нарушениях правил перевозки пассажиров диспетчеры заносят в компьютер. Какие меры принимаются к нарушителям, они не знают. В департаменте обязаны знать, но мне по телефону раскрывать «секретные сведения» отказались — мало ли чего! — «делайте письменный запрос или приезжайте лично». Возможно, поэтому, многие тюменцы не торопятся звонить о нарушениях — не верят в эффективность принимаемых мер воздействия к нарушителям. А ведь можно бы и через СМИ иногда давать обзор состояния дел по обслуживанию пассажиров...

С потерей экологически чистого транспорта — троллейбусов — горожане, похоже, смирились. А зря. Троллейбусы могли бы ещё приносить неоценимую пользу городу, уйдя с центральных улиц, где они стали обузой, и перейдя на широкие магистрали окраин. Так и напрашивается маршрут: от ТЭЦ-2, по Широтной до Московского тракта. А на пересечении с улицами Пермякова, Мельникайте, с Червишевским и Московским трактами — оборудовать столь милые сердцу администрации города узлы пересадки. Там они были бы действительно к месту.

— Ещё одна проблема касается как водителей, так и пассажиров: остановочные карманы в наглую заполняются нелегальными извозчиками.

— Этим возмущался ещё два года назад («Российская газета» — Западная Сибирь» от 21.11.2008) и председатель городской Думы Сергей Медведев: «Городским властям надо активнее сотрудничать с Госавтоинспекцией. Только инспекторы ГИБДД своими штрафами смогут отучить тюменских шоферов от дурной привычки ставить автомобили в неположенных местах». Слова спикера пролетели мимо ушей и городских властей, и инспекторов, беспечно проезжающих мимо заставленных карманов. Чувствуя безнаказанность, нелегалы тем самым вынуждают водителей общественного транспорта в нарушение правил высаживать пассажиров прямо на проезжей части.

— Есть же ещё эвакуаторы...

— Ты серьёзно?! Мало того, что на закупку всего-то трёх эвакуаторов затрачены миллионы рублей, так ещё каждый день на их эксплуатацию уходят немалые средства, а пользы как от козла молока. Одно радует: хорошо, что три (пока?), а не десятки, иначе из-за них же — дополнительные пробки.

— Каждый раз с наступлением нового года ветераны тревожатся: не лишат ли их заслуженных льгот.

— Льгот не только не должны лишать, но давно пора добавить ещё одну — бесплатный проезд на так называемых «маршрутных такси». В соответствии с Правилами перевозок пассажиров, вступившими в силу 19 марта 2009 года, понятие «маршрутное такси» отсутствует, оно заменено на «транспортное средство категории М2». В соответствии с п.4 ст.3 Закона «О ветеранах труда в Тюменской области» в отношении их осуществляется мера социальной поддержки: «Возмещение расходов на оплату проезда на всех видах городского транспорта общего пользования (кроме такси), автомобильном транспорте общего пользования пригородного и междугородного (внутрирайонного, внутриобластного) сообщения (кроме такси) в пределах 100 процентов от установленных тарифов».

— Где деньги, Зин?

— У меня создалось впечатление, что поговорка «деньги счёт любят» — не для Тюмени. Многие ветераны, отказываясь от льготных транспортных карт и получая за это компенсацию, тем не менее спокойно ездят бесплатно. Каким образом? Очень просто. Берут «напрокат» такую же карту или у родственника, или у соседа, которые в этот день никуда не спешат — и вперёд! Присмотритесь в автобусе: редкий кондуктор потребует предъявить льготный документ в развёрнутом виде. Не глядя на пассажира, подставляет валидатор к нераскрытому удостоверению, а порой и просто к карману или сумке, где схоронена карта, и считывает поездку. Если же карта не персонифицирована и без фотографии, кондуктор при всём желании не сможет определить её владельца. В отличие от нас в Челябинске в льготную транспортную карту обязательно заносятся фамилия, имя, отчество и фотография льготника.

— Общественность города могла бы внести посильный вклад в реализацию транспортной реформы?

— Большой резонанс вызвало сооружение подземного перехода на Максима Горького. По предложению губернатора создана экспертная комиссия Общественного совета г.Тюмени по контролю за строительством перехода. Может быть, следует, по аналогии с переходом, создать комиссию по общественному контролю по реформированию работы общественного транспорта города Тюмени? В сравнении с переходом, пользующихся транспортом в тысячи раз больше — около 400000 пассажиров в день!

— Какой тебе видится в перспективе работа общественного транспорта города?

— Сошлюсь на авторитетное мнение директора департамента по транспорту и связи Дмитрия Войнова. В апреле минувшего года на сайте 72.ru отвечая в режиме онлайн-конференции на вопрос посетителя, он обнадёжил: «И основное: заверяю вас однозначно, хуже, чем сейчас, уже не будет!». Ужель достигли дна? Из чего можно заключить — теперь предстоит последовательное улучшение работы отрасли. Однозначно. Ну, дай-то, Бог.

Нравится

Статьи по теме

№230 (5207)
30.12.2010
Владимир Якушев: «Частники и муниципалы не должны бодаться между собой!»
№129 (5106)
29.07.2010
Людмила Запрудина
Городской автобус: «выгодные» маршруты и «умные» интервалы?

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"