26 апреля 2024     

Общество   

Как родить счастливого ребёнка

Народная мудрость утверждает: если в период вынашивания младенца молодая здоровая женщина была окружена вниманием, заботой, лаской, любовью супруга, семьи, близких настолько, что чувствовала себя счастливой, то у нее, как правило, родится крепкий, здоровый, полноценный ребенок, кроме того, он будет счастливым, впитав это состояние от матери...

Из глубины тысячелетий

Говорят, новое — это хорошо забытое старое. Сохранились свидетельства о том, что примерно две тысячи лет назад в Китае беременных женщин размещали в специальные, расположенные в живописной местности общины, в которых звучала приятная музыка, женщины пели жизнеутверждающие песни, читали наполненные радостью стихи... Считалось, что погружение в эстетическую атмосферу прекрасного оказывает благотворное влияние на психофизическое состояние матери и ее будущего малыша.

Известна знаменитая, дошедшая до нас из глубины тысячелетий притча. Молодые супруги, у которых новорожденному исполнилось пять дней, задали мудрецу вопрос: «Когда нам следует начинать воспитание ребенка?» — и получили ответ: «Вы опоздали ровно на девять месяцев и пять дней». Эти выводы наших наблюдательных предков фактически отражают основные положения нового научно-практического подхода к проблемам здоровья подрастающего поколения — пренатальной педагогики.

Педагогика — это наука о воспитании и обучении человека. Воспитание представляет собой процесс целенаправленного формирования заданных свойств личности, следовательно, пренатальное воспитание есть целенаправленное воздействие на ребенка до его появления на свет с целью формирования у него желаемых личностных качеств. Пренатальная означает «дородовая» (pre — перед и natalis — относящийся к рождению). Таким образом, пренатальная педагогика — это дородовое воспитание и обучение. Но не надо изумляться и тем более пугаться: пренатальная педагогика не собирается усаживать за парты еще не родившихся младенцев.

Учится уже в утробе

К настоящему времени твердо доказано: на психофизическое состояние будущего ребенка мощное воздействие оказывает течение беременности и родов, соматическое здоровье и психическое состояние его матери. Все, что происходит с нею, ощущает и он. Одним из важных элементов психического развития внутриутробного ребенка является возникновение у него пренатальной памяти. Запечатлеваются не только объективные морфофункциональные особенности течения беременности и родов, но и субъективное отношение к нему его матери со всеми положительными и негативными нюансами, которые лягут в основу последующих взаимоотношений матери и ее сына или дочери на всю жизнь. От того, какие сигналы он станет получать от матери, во многом будет зависеть его развитие и здоровье. Если в течение дородового периода ребенок будет находиться под прессом негативных эмоций своей матери, переживающей тяжелый стресс, пребывающей в депрессии, испытывающей чувство страха, тревоги, то они непременно приведут к формированию выраженных психических или физических отклонений вплоть до глубокой патологии.

В последнее время установлено, что на этапе внутриутробного развития организма, когда органы и системы формируются морфологически, одновременно начинается их функционирование. Ребенок может слышать, различать голоса людей, особенно матери и отца, воспринимать музыку, видеть, чувствовать и даже обучаться. Поэтому в научных кругах возникла тенденция внутриутробно развивающийся организм называть не плодом, а внутриутробным ребенком. Возведение растущего в чреве женщины организма в статус человека, пока внутриутробного ребенка, характеризует не только физиологический аспект, но и имеет огромное психолого-педагогическое, духовно-нравственное воспитательное значение.

Поскольку эмоциональное, психическое, интеллектуальное формирование личности начинается в дородовой период, сейчас это время рассматривается как первый самостоятельный этап в психическом развитии человека, пренатальный опыт которого будет составлять его основу.

В Тюмени как в Париже

Учение о дородовом воспитании и обучении с 70-х годов прошлого века быстро распространилось по планете, не оставляя сомнений в праве на свое существование. Подтверждением тому, к примеру, является создание во Франции в 1982 году Национальной ассоциации пренатального обучения. В Гонконге в 2006 году 11 ноября провозглашено Всемирным днем метода пренатального обучения.

В нашей стране система пренатального воспитания начала формироваться в последней четверти ХХ века. Основной структурной единицей пренатальной службы в настоящее время являются кабинеты пренатальной (дородовой) педагогики, в основу деятельности которых положен разработанный профессором Михаилом Лазаревым метод пренатального воспитания. Его методики, ориентированные на детей дошкольного возраста и успешно реализуемые в нашем регионе, обсуждались в 2009 году в ТОГИРРО на спецсеминаре «Опыт внедрения программы М.Л.Лазарева в Тюменской области», были одобрены и рекомендованы к широкому практическому использованию.

В Тюменской области перинатальной охране плода уделяется приоритетное внимание. Создана и успешно функционирует на всей огромной территории региона сеть перинатальных центров, оказывающих высококвалифицированную и специализированную помощь. Тюменские медики широко используют семейно-ориентированные технологии, включающие в процесс дородового воспитания мужа и других членов ближайшего окружения будущей матери. Благодаря вышеназванным усилиям медиков и рациональной демографической политике администрации в регионе удалось поднять уровень нормальных родов до 45%, а младенческую смертность снизить почти до минимально биологически возможного — 6,8 промилле, что близко или на уровне лучших мировых показателей. За этими цифрами следует увидеть много положительного: коль скоро меньше появляется на свет нежизнеспособных младенцев, значит, увеличилась доля рождений более крепких, более здоровых детей. А это уже качественный показатель, характерный для тюменской демографии.

Среди основных задач, которые решают сотрудники кабинетов, — пренатальное воспитание и обучение, подготовка молодых супругов к предстоящему материнству и отцовству, воспитание у них осознанной необходимости общения со своим будущим ребенком до появления его на свет. В кабинете проводится музыкальная стимуляция внутриутробного развития ребенка, психопрофилактическая подготовка к родам, выполнение специальных физических упражнений, прослушивание классических музыкальных произведений, просмотр тематических видеофильмов, раскрывающих жизнь до рождения, рисование, сочинение стихов, песен и сказок, снятие стрессовых состояний по оригинальной методике М.Л.Лазарева. Проводятся также занятия по организации правильного питания беременной, по гигиеническому уходу, вскармливанию и воспитанию грудных детей. В поле зрения работников пренатальной службы находятся также и мужчины, для которых создаются школы будущих отцов. Здесь они приобретают знания о жизни детей до рождения, особенностях их дородового воспитания, а также о взаимоотношениях с беременной женой. Будущий отец должен оптимизировать психологический микроклимат в семье, что благоприятно скажется на внутриутробном развитии ребенка.

Зачем плоду педагогика?

Однако нельзя не задуматься над вопросом: а нужно ли это ребенку, притом — до рождения? Ответ однозначен: необходимо! Даже в тех случаях, когда женщина здорова, беременность протекает без осложнений, а роды ожидаются нормальные, внешние воздействия различного характера весьма необходимы для оптимального внутриутробного развития плода, а также для адаптации его к внешней среде, в которой он скоро окажется. Это особенно актуально для нашей страны, ведь у большинства (до 90%) женщин наблюдается осложненное течение беременности, нормальные роды отмечаются лишь у 20-30% из них, из чего следует, что внутриутробное развитие ребенка, как правило, будет нарушено. Обратим внимание: применять лекарственные средства во время беременности нельзя, во всяком случае — крайне нежелательно в связи с их токсическим, тератогенным, мутагенным и прочими вредными и опасными воздействиями на развивающийся внутриутробно организм. Поэтому для предотвращения вероятных нарушений развития плода или их минимизации необходимо использовать имеющиеся в настоящее время психолого-педагогические средства, которыми располагает пренатальная педагогика.

Следующий аргумент базируется на обнаружении атрофированных нервных клеток (нейронов) в мозгу новорожденных. Предполагается, что атрофия происходит вследствие невостребованности, отсутствия нагрузки на некоторую часть нейронов у развивающегося в утробе матери организма. В то же время известно: уровень интеллектуального развития, психической зрелости ребенка в значительной степени определяется именно количеством нейронов головного мозга. Поэтому с целью предотвращения атрофии нейронов, сохранения и развития наибольшего их количества нервная система внутриутробного ребенка должна испытывать дополнительную внешнюю интеллектуальную нагрузку. Дородовое воспитание и обучение наилучшим образом будет оптимизировать работу нервных клеток.

А самым убедительным аргументом является рождение детей с высоким уровнем качественных и количественных показателей здоровья. Анализ эффективности деятельности пренатальной службы (кабинетов дородового воспитания) показал, что у детей, подвергнутых пренатальному воздействию, психофизическое развитие по большинству критериев достоверно выше, а показатели заболеваемости существенно (также статистически достоверно) меньше, чем в контрольных группах. Можно привести еще очень много убедительных аргументов, однако газетная площадь небеспредельна.

Молодая наука «Пренатальная педагогика», судя по ее успешному дебюту, уверенно заявила о себе как о новом, эффективном подходе к обеспечению полноценного развития ребенка и возможности управления соматическим и психическим здоровьем еще до его рождения.

Пренатальная означает «дородовая» (pre — перед и natalis — относящийся к рождению). Таким образом, пренатальная педагогика — это дородовое воспитание и обучение.

24-84-65 — телефон пренатальной службы клинического роддома № 3 Тюмени.

 

Из досье «ТИ»:

Валерий ЧИМАРОВ — доктор медицинских наук, профессор института психологии, педагогики, социального управления ТюмГУ, академик РАСН, заслуженный врач России, изобретатель СССР.

Нравится

Статьи по теме

№195 (5172)
10.11.2010
Валерий Чимаров
Откуда берутся гении?
№66 (4808)
15.04.2009
Валерий ЧИМАРОВ
Природа сигналит: "SOS!"

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"