20 апреля 2024     

Культура   

Наши руки — продолжение сердца

Пляс с виду, может, и покажется незатейливым, а все же свои хитрости у наших предков были. В какую сторону хоровод завести, как двигаться… Светлана Лялина сейчас, пожалуй, самая главная. Ведь именно эта девушка учит нас древним премудростям.

Свету внимательно слушают ученицы разных возрастов. Слушают и стараются повторить движения как можно точнее. Вскоре этажом выше заканчиваются мужицкие забавы — бои ножевые, и добры молодцы присоединяются к плясу. Музыка играет громче, выстраивается «улица», и вот пары летят, как птицы. А потом растекается через весь зал «ручеек», и не хватает уже места — забавы русские, как и душа, требуют простора. Какой там урок, когда настоящее гулянье началось! Никто и не заметил, как два часа пролетело за играми да забавами. Но расходиться плясуны не торопятся: ждет всех пахучий травяной чай, беседы душевные да песни напевные.

То «Дворянский клуб» на пляс собрался — друг на друга посмотреть, себя показать, с друзьями повидаться. Узнаю у людей, какие пути-дорожки привели их сюда?

Молодой мужчина с ходу заявляет: «Меня зовут Фомичев Алексей, я глава семьи». И думать не приходится, кто в доме хозяин! «А вас как зовут?» — спрашиваю девушку. — «Я Ольга, жена его». Пришли они в «Дворянский клуб» года два назад. Алексей говорит, что они «начали сомневаться: что-то не так в мире». Разных людей слушали — кто что скажет, через Интернет знакомились. Вот и зазвали их на встречу клуба — Алексей, хоть и против был, ради Ольги согласился: «...пришел только, чтобы ей сделать приятное, — тогда мы еще не были женаты». А тут их на плясы пригласили. «Сначала я был в шоке, — делает большие глаза Алексей, — зачем сюда пришел?! Но к концу первого дня понял: в этом что-то есть. И люди другие совсем… Решили — будем ходить в клуб каждые выходные».

Но это люди семейные. А те, кто помоложе? Разговариваю с парнями из «Кречета». С утра у них было занятие по рукопашному бою, а как закончилось — их на плясы пригласили. Дорогими гостями, значит, были.

— Меня зовут Вадим Недоступ, мне 18. В «Кижеватовце» уже три года, хожу в «Кречет». Тут все ребята наши — за поднятие русской культуры! Нас всегда приглашают на разные мероприятия, мы и к казакам ездим — к Оренбургскому казачьему войску, в Свердловскую область. Сегодня вот пришли первый раз в «Дворянский клуб». Зажигательно!

Наконец добираюсь до организатора клуба Елены Логуновой. Гости стали расходиться, и Елена смогла рассказать о том, кто же они такие, новые сибирские дворяне.

— Елена, почему клуб — дворянский?

— Это не просто желание выделиться. Дворянство — элита нации в царской России, причем не по богатству мерили. Да хоть ты нищим будь, но соблюдай кодекс дворянской чести. Кроме того, в Сибири много людей, чьи семьи принадлежат к дворянским родам. Но сейчас не все об этом знают — тяжело восстановить родословную.

— Что из себя представляет ваш клуб?

— Мы существуем уже шесть лет. Сначала были одним из направлений «Кижеватовца», назывались «Семейная творческая мастерская «Дворянский клуб». Сейчас бюджетная ставка сокращена, на культуру не выделяют денег… и затея эта превратилась в волонтерское движение. Возраст людей, которые к нам приходят, — от 10 лет до бесконечности. Занятия проходят по возрастным группам: в выходные дни — взрослые, в будни — дети.

— И чем вы занимаетесь?

— Основные направления, по которым работает «Дворянский клуб», — это просвещение и воспитание. Мы рассказываем о том, какие формы были у традиционной русской, казачьей культуры. Ведь культура — это не только развлечения, но и способ мироустроения, решения социальных задач, способы самоуправления, освоение ремесел и поведенческих навыков — всего того, что было свойственно населению России до советского периода.

То, чем мы занимаемся, можно назвать реконструкцией, этнопедагогикой, домостроем. Но не тем «Домостроем», в котором учили, как домочадцев наказывать, а тем, который учит создавать гармоничные отношения в семье. Если они будут, то и наказывать никого не придется.

Мы работаем в разных областях. Восстанавливаем ремесла, которыми в старину владели любой парень или девушка в возрасте 15-16 лет. Многое зависит от мастеров, которые могут чему-то научить, — на семинары мы приглашаем людей из Екатеринбурга, Новосибирска, Москвы, Кирова. Тех, которые занимаются традиционной культурой и живут в ней, в той мере, в какой это допустимо в пространстве городской квартиры.

— Чему уже успели научиться?

— Мы проводили разные мастер-классы: по символике русской вышивки, раскрою и шитью костюмов, обережным куклам, обрядовой выпечке, глиняной пластике. Сейчас у нас запрос: нужны гармонист, балалаечник. А еще человек, который научит плести пояса, работать на ткацком станке. Тот, кто постигает родную культуру, понимает, что изделие, сотворенное своими руками, пропитанное дыханием, любовью, неизмеримо ценнее, чем самая дорогая магазинная вещь.

— Скажите, а на праздники вы тоже вместе собираетесь?

— Да, выезжаем на природу — в лес, в деревни. Это радость и для нас, и для деревенских! Радует то, что праздники трезвые. Многие взрослые люди испытывают шок. Где у вас водка, когда пить будем? А нет у нас водки! Нам и так весело!

Большие выездные мероприятия проходят четыре раза в год — на День урожая, Коляду, Масленицу, Троицу, или Зеленые святки. Коляда для нас не столько религиозный праздник, сколько реконструкция — учим вместе колядки, изображаем ряженых. Это целое театрализованное действо. Очень интересный праздник Троица. Девушки водят особые троицкие хороводы, исполняют обряды, например, загадывают на суженого — веночки по воде пускают, березку завивают — считается, что гнездо вьют для птенчиков. У нас однажды двое так хорошо завили березку, что через девять месяцев у них свои птенчики появились. Иногда мы выезжаем на Ивана Купалу…

— Папоротник ищете?

— Ходили как-то, искали. Дело было в Заморозовке Нижнетавдинского района. Там глухой лес, как в сказках: на три метра зайдешь, а дальше — бурелом. Пока было светло, народ похихикивал. А ночью пошли — и потерялись. Вернулись испуганные, искусанные комарами, исцарапанные. Главное-то не папоротник. На Ивана Купалу проводят обряды, связанные с огнем и водой. Это своего рода очищение.

— А на вечёры вы собираетесь?

— Для многих вечёрка — это открытие, особенно для молодых парней. Пришел, пообщался, посмотрел, оценил. Определился с выбором. И девушки присматриваются… Мы пытаемся восстановить традиционные поведенческие патерны. Гендерная проблема сейчас озвучивается многими психологами, психиатрами. Из-за смешения гендерных психотипов происходит поведенческая фрустрация. То есть женщина не ощущает себя женщиной и, ведя себя, как мужчина, начинает страдать. Она хочет быть слабой, женственной, но не знает как. А на вечёрках, легко и естественно, мы сами себе возвращаем спокойствие, уравновешенность. Казалось бы, ничего мудреного — собрались, поплясали, песни попели, чай попили. Но в этом и заключается аспект этнопедагогического воспитания взрослых — в передаче традиций.

— Что же такое «этнопедагогика»?

— Это комплекс педагогических мер воздействия, которые традиционно свойственны тому или иному народу. Мы занимаемся этнопедагогикой русского народа и казачества — сибирского, уральского, потому что в казачестве сохранились многие культурные элементы. Это и детский фольклор — песни, потешки, колыбельные, игры, считалки — всего не перечесть!

Дети, которые растут вне традиционной системы этнопедагогики, — гиперактивны, с проблемами в поведении, с трудностями при адаптации к школе и к коллективу, подростки, которые не умеют решать конфликты и, более того, сами их создают. Привитие народной культуры идет в первую очередь через народные игры. Самый игровой возраст — от 10 до 12 лет. То, чему ребенок может научиться за 15 минут, взрослый потом изучает месяц. И в традиционной этнопедагогике учитывались все эти особенности.

А разговор все журчал, как ручеек, пытаясь объять необъятное, раскрыть тайны нашей культуры, открыть в нее дверцу. Когда я уходила, на улице уже стояли сумерки. Забирая вещи из кабинета, я обратила внимание на разрисованную ученическую доску. Надписи разноцветными маркерами — как в чате: сначала ник, потом сообщение. Эх, уже и мыслят компьютерными формами… Читаю. Десятилетняя Павла пишет: «Сердце — это жизнь — энергия жизни; руки — это продолжение сердца; когда обнимаешь кого-то — обмениваешься с ним энергией жизни». Вот тебе и раз… Похоже, дети говорят нам, что действительно пришла пора вспоминать свое прошлое.

От 10 лет и до бесконечности — таков возраст постояльцев «Дворянского клуба».

Нравится

Статьи по теме

№22 (5230)
10.02.2011
Александра Скосырских
Нужны ли России безбожники?
№21 (5229)
09.02.2011
Александра Скосырских
Шерше ля фам!

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"