26 апреля 2024     

Общество   

На дорогах — как на войне

Страшная статистика

В России по причине дорожно-транспортных происшествий в последнее время погибало от тридцати до двадцати тысяч человек ежегодно, а число получавших травмы — на порядок больше. Травматизм стал третьей по значимости причиной смерти населения РФ, а в возрастной группе до 45 лет является преобладающей причиной. Гибнут наиболее трудоспособные молодые люди. В итоге ДТП наносят стране огромный экономический ущерб — примерно 170 млрд рублей в год, что составляет 4-5% от валового национального продукта. Но главное — погибают, становятся инвалидами люди.

Наш благополучный в экономическом плане регион (а посему перенасыщенный автомобилями) по безопасности дорожного движения, к сожалению, «соответствует» среднероссийским показателям. По данным УГИБДД ГУВД по Тюменской области, в 2010 году на дорогах погибли 295 человек, 3908 получили травмы. Разделив эти трагические цифры на число дней в году, получим, что почти ежедневно на дорогах области под колесами автомобилей погибал один человек, а получали ранения, может быть, становились инвалидами еще 11-12 тюменцев.

В регионе проводится большая напряженная работа по обеспечению безопасности дорожного движения и снижению аварийности. Тем не менее в 2010 году было возбуждено 716294 (!) дела на нарушителей правил дорожного движения. Это сигнал общественного духовно-нравственного нездоровья, а для ГИБДД — императив необходимости пересмотра концепции своей работы, модернизации — в соответствии со сложившимися условиями нового времени.

Первая помощь спасает жизнь

Ясно: для предотвращения ранений и гибели в результате ДТП нужно в первую очередь добиваться неукоснительного соблюдения правил дорожного движения, повышать требовательность к мастерству вождения, формировать культуру поведения на дорогах. Но если исходить из реалий жизни, то основным фактором предотвращения тяжелых исходов является четкая организация медицинской помощи на всех ее этапах. Начиная от оказания на месте ДТП первой (доврачебной) помощи, после — медицинской, затем — по пути следования в лечебное учреждение и уже в нем самом — предоставление специализированной медпомощи.

Еще пять лет назад, учитывая высокую аварийность на дорогах страны и ею обусловленную значительную смертность, была принята целевая федеральная программа «Повышение безопасности дорожного движения на 2006-2012 годы». Реализация программы показала: для решения проблемы необходимо, чтобы участники дорожного движения (ими фактически являются все, кто ездит и ходит по дорогам) владели методами первой помощи. Разработанный в этой связи законопроект разграничил понятия «первая помощь» и «скорая медицинская помощь».

Мотивы выделения доврачебной (домедицинской) помощи в самостоятельное звено заключаются в острейшей необходимости немедленного принятия неотложных мер по спасению жизни, кем бы они ни оказывались и как бы они ни назывались. Есть неумолимая закономерность: уровень смертности от ДТП всецело зависит от сроков оказания ПЕРВОЙ помощи. Эмпирически установлено, что 50% смертей при ДТП случается в течение нескольких минут после него. К примеру, в случаях пребывания пострадавшего в состоянии клинической смерти до трех минут вероятность того, что мгновенно предпринятые реанимационные мероприятия способны восстановить работу сердца, может составлять 75%. По истечении 10 минут пострадавшего уже не спасти. К тому же, согласно специальным исследованиям, только 20% смертельных исходов до прибытия в стационар с места дорожно-транспортного происшествия обусловлены несовместимыми с жизнью травмами, а 80% связаны с неумелой, несовершенной организацией работ по устранению результатов ДТП. Таким образом, самое слабое звено является и самым незащищенным.

Решение проблемы видится в следующем. Представим ситуацию: вдали от населенных пунктов по техническим или иным причинам произошла авария. Водитель травмирован, но в сознании. Кто ему окажет помощь, если он один? Ответ прост: только он сам! Но для этого пострадавший должен знать методы самопомощи, владеть ими. Иначе можно от банального кровотечения скончаться... Если же он не в состоянии самостоятельно справиться, помочь ему в данной ситуации может только водитель мимо проезжающей, к счастью, машины. Отсюда вывод: первую помощь пострадавшим в ДТП должны оказывать водители. Но их необходимо этому учить!

Пусть нас научат

В автошколах предлагается ввести обязательный, специально разработанный курс «Первая помощь при ДТП» в соответствии с требованиями двух министерств — здравоохранения и образования. Обучение должно быть обязательным, проводиться по единым государственным программам, завершаться строгой проверкой знаний и практических умений (экзамен) и выдачей удостоверения государственного образца. Это необходимо установить в первую очередь для курсантов автошкол, готовящихся в настоящее время получить права. Затем следует организовать обучение в плановом обязательном порядке всех водителей всех транспортных средств.

По большому счету все мы являемся участниками дорожного движения — не водителями, так пассажирами или пешеходами. А понятие «первая помощь» имеет отношение к действиям не только при ДТП, но и при любых других несчастных случаях, травмах, отравлениях, болезнях, представляющих угрозу жизни, потери здоровья. Поэтому было бы в высшей мере целесообразно, если бы приемам оказания первой помощи было обучено большинство деятельного населения страны.

295 человек погибли и 3908 получили травмы в 2010 году в Тюменской области в результате ДТП.

Нравится

Комментарии к статье

Андрей: 18.02.2011 12:43
Пусть врачей сначала научат, полицию, службы спасения,сделают нормальные дороги а потом народ грабят.

Статьи по теме

№13 (5221)
28.01.2011
Валерий Чимаров
Как родить счастливого ребёнка
№195 (5172)
10.11.2010
Валерий Чимаров
Откуда берутся гении?

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"