25 апреля 2024     

Политика   

Мегапроект на распутье

Локомотивы российской экономики

Далекую и мало кому известную Нягань (столичные спикеры, выговаривая это слово, то и дело путались в ударении) в качестве места нынешней встречи организаторы выбрали не случайно. Как пояснил Валерий Язев, вице-спикер Государственной Думы России, курирующий «Урал промышленный — Урал Полярный», этот городок непосредственно связан с реализацией многообещающего проекта. Здесь ведутся сразу две важные стройки — ГРЭС и предприятия по производству высокочистого кварца. Нягань может стать одной из опорных баз при освоении Приполярного Урала. Не последнюю роль при выборе места для окружной конференции сыграли и приближающиеся выборы. В Ханты-Мансийском автономном округе, например, предвыборная кампания в самом разгаре. Мартовские выборы в Думу Югры станут своего рода генеральной репетицией перед намеченными на декабрь выборами в Госдуму России. А там и до выборов Президента РФ рукой подать.

Открывая конференцию, спикер Государственной Думы и председатель высшего совета «Единой России» Борис Грызлов с ходу напомнил об XI съезде партии власти. Тогда — в ноябре 2009-го — единороссы перечислили в своем программном документе все общенациональные стройки, призванные сыграть роль локомотивов экономического развития территорий.

— В этом списке — действительно важнейшие проекты, — заметил Борис Грызлов, — их реализация должна дать очень высокий, я бы сказал, колоссальный социально-экономический эффект. Это развитие горноклиматического курорта в Сочи. Речь здесь идет не просто о проведении зимней Олимпиады-2014. Благодаря созданию соответствующей инфраструктуры ежегодный поток туристов в Сочи возрастет не менее чем вдвое, а по некоторым оценкам, и в три раза. Особое значение имеют транспортные проекты: Северный морской путь, «Белкомур»... Благодаря строительству перемычки между БАМом и Транссибом планируется создать первый на Дальнем Востоке горно-металлургический кластер с экспортной выручкой в полтора миллиарда долларов. Это реализация потенциала евразийского транзитного коридора, благодаря которому через нашу страну может проходить до 10 процентов всего торгового оборота между Европой и Азией. Сейчас этот объем оценивается чуть более одного процента. В этот список входит — и не просто входит, а стоит на первом месте! — проект «Урал промышленный — Урал Полярный».

Проект национального масштаба

— Мы рассматриваем его как проект национального масштаба! — подчеркнул председатель высшего совета «Единой России». — Достаточно сказать, что объем привлекаемых в проект на принципах государственно-частного партнерства инвестиций может превысить 800 миллиардов рублей!

Далее спикер перечислил первоочередные задачи, стоящие перед партнерами. Прежде всего, это транспортная инфраструктура. Именно дороги становятся сильнейшим стимулом для развития экономики. А в рамках уральского проекта предстоит построить более 1200 километров железных и 800 километров автомобильных дорог. Причем основная нагрузка в дорожном строительстве ложится на плечи государства. Реализация проекта имеет особое значение и в энергетической безопасности страны. На Ямале, например, дефицит генерирующей мощности превышает 1250 мегаватт, достигая 70% от общего потребления, а ведь впереди — освоение полуострова Ямал, выход на Арктический шельф, масса других не менее энергоемких проектов. Без возведения мощных ГРЭС и теплоэлектростанций явно не обойтись.

Впрочем, вся эта инфраструктура — транспортная и энергетическая — лишь необходимые условия для осуществления доступа инвесторов к стратегическим ресурсам. Можно долго перечислять полезные ископаемые — от нефти и газа до кварца и золота. Скажем лишь, что хромитами Полярный и Приполярный Урал могут обеспечить ферросплавную промышленность страны на 120 лет вперед.

— Экономическое значение проекта, конечно, не сводится и не должно сводиться исключительно к добыче полезных ископаемых, — поставил еще одну задачу Борис Грызлов. — Мы обязаны стремиться к тому, чтобы они стали базой для производства продукции с более высокой добавленной стоимостью. Я знаю, что планы производства высокотехнологичной продукции в рамках проекта «Полярный кварц» здесь есть. И я прошу уделять вопросу об организации производств с высокой добавленной стоимостью особое внимание! Кроме того, реализация такого масштабного инфраструктурного проекта, как «Урал промышленный — Урал Полярный», обязательно должна стать значимым источником заказов для отечественной индустрии. Подчеркну: именно для отечественной! По оценкам специалистов, объем промышленных заказов по обеспечению строительства транспортных, энергетических и горнодобывающих объектов только для предприятий нескольких соседних областей может составить порядка 200 миллиардов рублей.

Без ущерба для природы

Борис Грызлов особо выделил экологическую составляющую проекта, специально процитировав наставление лидера партии Владимира Путина о том, что «мы не вправе развивать индустрию и добывать сырье любой ценой, в ущерб природе». Спикер напомнил о беспрецедентном решении при строительстве нефтепровода Восточная Сибирь — Тихий океан. Когда проект находился в стадии завершения, опасную трубу под давлением общественности перенесли подальше от Байкала, чтобы никакие техногенные катастрофы не могли привести к загрязнению священного озера. «Это пример подхода к экологии, к тому, что нас окружает при реализации крупнейших инфраструктурных проектов, — заявил председатель высокого собрания. — Прошу при разработке и реализации всех планов эту позицию учитывать. Вопросы защиты окружающей среды не должны быть забыты!»

Участникам национальной стройки на своем веку предстоит разрешить немало проблем. «Одна из важнейших задач, стоящих перед нами сегодня, — практическое воплощение этих планов, — уточнил спикер. — В частности, как проект «Урал промышленный — Урал Полярный» должен реализовываться в условиях имеющихся бюджетных ограничений? Приглашаю всех к такому разговору. При этом хотел бы выразить и свою позицию. Партия взяла кураторство над проектом, и, несмотря ни на что, я уверен: в текущем году мы решим все необходимые вопросы, чтобы реальная работа по проекту проводилась!»

Оптимизируя расходы

Николай Винниченко, уральский полпред главы государства, выступил с основным докладом. Накануне он лично посетил один из участков обсуждаемого ныне проекта — строительство трубопровода Пурпе — Самотлор. Уже к августу подрядчики обещают сдать две электроподстанции и линии высоковольтных передач. «Серьезных нареканий не зафиксировали, — доложил полпред. — Есть определенные сложности производства работ из-за погодных условий, но это не является непреодолимым условием. На совещании с участием руководства «Транснефти» мы определили задачи корпорации на период до 2014 года, в течение которого нефтепровод доведут до Заполярного месторождения.

Обеспечивающая инфраструктура будет сдана в унисон с нефтепроводом».

Мегапроект «Урал промышленный — Урал Полярный» состоит сегодня из массы элементов. Новая трубопроводная система — лишь один из этих элементов. А вот о строительстве транспортного коридора вдоль восточных отрогов, с которого шесть лет назад, по сути, и начинался весь проект, стараются сильно не распространяться.

— В условиях оптимизации расходов федерального бюджета, а также совокупности факторов, обусловленных последствиями мирового финансового кризиса, Министерством транспорта и аппаратом полномочного представителя президента в Уральском федеральном округе совместно с корпорацией «Урал промышленный — Урал Полярный» разработана новая концепция дальнейшей реализации проекта, — раскрыл карты докладчик. — Она предусматривает первоочередное формирование стратегического железнодорожного Северного широтного хода длиной 707 километров по территории Ямало-Ненецкого автономного округа. Целью проекта является создание транспортной инфраструктуры, необходимой для освоения газоконденсатных и нефтяных месторождений.

Основной грузопоток по линии Новый Уренгой — Надым — Салехард — Лабытнанги согласно новой концепции будет состоять из газоконденсата, широких фракций легких углеводородов и сырой нефти. Со временем к ним присоединится полиэтилен с проектируемого Новоуренгойского газохимического комплекса. И последует весь этот груз преимущественно на экспорт в Европу и Северную Америку, через морские порты Северо-Запада. Запустить новую железную дорогу в эксплуатацию предполагают к 2015 году, а к 2018-му она должна будет достичь максимальной пропускной способности в западном направлении — 21 млн тонн груза в год.

Новая концепция, по словам Николая Винниченко, позволит значительно сократить бюджетные инвестиции. Экономия составит не менее 185 млрд рублей. За счет средств федерального бюджета будет осуществляться строительство только мостового перехода через Обь с подходами в районе Салехарда. Финансирование проектирования и строительства всех прочих железнодорожных линий и иных объектов взяли на себя корпорация «Урал промышленный — Урал Полярный», правительство Ямало-Ненецкого автономного округа, а также «РЖД» и «Газпром» в рамках создаваемой специальной проектной компании. «Соответствующие работы могут начаться в 2011 году, — сообщил полпред. — Выполнить их планируется до 31 декабря 2014 года».

Инвесторы ждать не любят

Наталья Комарова, губернатор Югры, предложила внести некоторые коррективы в реализацию проекта, ведь огромные богатства западных территорий северной автономии, по сути, заблокированы «инфраструктурными трудностями». Так, железнодорожная ветка Полуночная — Обская и автодорога Салехард — Агириш — Урай — Тюмень отнесены ко второму этапу реализации проекта, хотя на этих транспортных артериях, по признанию главы нефтеносной провинции, завязаны инфраструктурные интересы развития региона.

— Только с приходом дорог, как вы совершенно правильно отметили, Борис Вячеславович, — обращаясь к Борису Грызлову, продолжила Наталья Комарова, — можно ожидать зарождения реальной экономической жизни на этих территориях, в том числе вовлечение бизнеса в реализацию проекта «Урал промышленный — Урал Полярный». Задержка с реализацией второго этапа одинаково невыгодна всем: инвесторам, бизнесу, государству. Если мы изучаем все возможности и понимаем, что объективно эту часть транспортной инфраструктуры по финансовым соображениям целиком не удастся начать строить уже сейчас, то, на мой взгляд, необходимо действовать поэтапно. Например, у нас есть полмиллиарда тонн прогнозируемых запасов угля, есть и потребность в строительстве Северо-Сосьвинской электростанции, которая уже включена в Генеральную схему размещения объектов электроэнергетики России. По проекту проводится необходимая подготовительная работа, но без дорог он обойдется инвесторам слишком дорого. Решением может стать комплексное инфраструктурное сопровождение проекта, в данном случае — строительство участка железнодорожной ветки Полуночное — Обская или участка автодороги Салехард — Тюмень для эффективной работы конкретного крупного производства. Такой подход, более доступный, позволяет не ставить инвестиции в очередь — инвестиции не любят ждать, и отдача от этого проекта наступит гораздо быстрее.

Бизнес выжидает

Правоту Натальи Комаровой подтвердил Сергей Донской — заместитель министра природных ресурсов и экологии России. Он говорил о недостаточной активности частного бизнеса, который при отсутствии развитой инфраструктуры весьма неохотно инвестирует в геологоразведку и горное производство.

Уже сегодня проект оказался в заколдованном круге. С одной стороны, запасов основных видов твердых полезных ископаемых, локализованных в границах транспортного коридора Полуночное — Лабытнанги, недостаточно для обеспечения будущей загрузки магистрали, в связи с чем требуются дальнейшие геологические изучения. С другой стороны, передвижка инфраструктурной части проекта на неопределенное время порождает у инвестора сомнение в целесообразности немалых вложений.

— По итогам 2010 года сохраняется негативная ситуация с невысокой активностью частного капитала на стадии поиска и разведки месторождений полезных ископаемых, а также невыполнение недропользователями взятых на себя обязательств по полученным ими лицензиям, — констатирует факты заместитель министра. — Геологоразведочные работы, выполняемые за счет средств недропользователей на 22 объектах, профинансированы в размере 498 миллионов рублей, или только на 37% от плана, тогда как в рамках госзаказа за счет федерального бюджета работы на 21 объекте профинансированы в размере 504 миллионов рублей, что на 22% больше, чем планировали.

Узкое горлышко

Виктор Олерский, заместитель министра транспорта России, обозначил еще несколько проблем. «За счет федерального бюджета предусматривается строительство мостового подхода через Обь и подходов к нему со стороны станций Обская и Салехард, — начал издалека чиновник. — Проектная документация готова и прошла государственную экспертизу. Однако с учетом того, что участок Полуночное — Обская перенесен на последующие годы, проектно-конструкторская документация требует теперь корректировки. Правда, здесь мы нашли общий язык с корпорацией — и они за свой счет ее откорректируют и передадут нам для строительства. Нашей основной проблемой является и то, что бюджетные ассигнования для строительства объектов мостового перехода и подходов к нему, к сожалению, предусмотрены только в 2014 году. Это сумма 38 миллиардов рублей. Но с учетом официально публикуемых дефляторов мы должны рассчитывать на 45 миллиардов рублей». Чиновник обратился за поддержкой лично к Борису Грызлову, во всеуслышание высказав надежду на помощь «Единой России».

— Я бы обратил внимание еще на один важный момент, который докладчики, глубоко погруженные в проект, не отразили в своих выступлениях, — продолжил Виктор Олерский. — Пропускная способность участка Салехард — Надым, или так называемого Северного широтного хода, составляет более 20 миллионов тонн. Далее мы попадаем на участок Северной железной дороги пропускной способностью 6 миллионов тонн. Таким образом, требуются дополнительные инвестиции для синхронизации этих двух участков, иначе этот участок станет узким горлышком. Прошу об этом не забывать. Это важный момент, над которым нужно работать параллельно.

Валерий Решетников, старший вице-президент РЖД, оценивает затраты на синхронизацию участков и совершенствование инфраструктуры Северной железной дороги в 55 миллиардов рублей. В дополнение к тем 18 миллиардам, которые «Российские железные дороги» предполагают потратить на участие в проекте Северного широтного хода. И все эти вложения должны быть осуществлены одновременно в период до 2015 года. «Источники инвестиций еще не определены, — признается железнодорожник. — Нам предстоит большая работа с правительством, чтобы эти источники стали реальностью».

Край Земли

Губернатор Ямала Дмитрий Кобылкин, отметив чрезвычайную значимость проекта для развития региона, предложил использовать его как основу создания федеральной целевой программы развития Арктики. Глава Арктического региона рассчитывает на открытие финансирования железнодорожной линии Обская — Коротчаево уже в 2011 году. Правительство Ямало-Ненецкого автономного округа готово подать пример. Законодательное собрание автономии на февральском заседании приняло решение об увеличении взноса округа в уставный капитал корпорации, что позволит приступить к строительству моста через реку Надым.

Данный проект действительно важен для Ямала, который испокон веков являлся краем Земли. Железные и автомобильные дороги открывают жителям этого края кратчайший доступ в центр России. Наряду с дорогами в автономии предусмотрено строительство пяти электростанций, которые позволят полностью покрыть нарастающую потребность динамично развивающегося региона в собственной энергии.

Монополия скромничает

Валерий Голубев, заместитель председателя правления «Газпрома», поделился с присутствующими «скромным опытом». Газовая монополия уже построила на Ямале 920 километров железных дорог, в том числе до Ямбурга и Бованенково.

— К активной фазе обустройства Бованенковского месторождения мы приступили в 2006-м, — начал рассказ топ-менеджер. — Изначально строительство железной дороги относилось ко второму этапу работ и предназначалось для вывоза газового конденсата, но директивные сроки ввода месторождения и жесткие требования по минимизации расходов заставили нас пересмотреть схему. Оказалось, что оптимизация логистики является едва ли не единственной возможностью минимизации расходов при реализации крупных инвестиционных проектов, особенно в отдаленных районах. Принятое в «Газпроме» решение по опережающему строительству магистрали позволяет нам уверенно говорить о том, что уже в следующем году первый газ Бованенково придет потребителю. За это время мы вложили в железную дорогу 147 миллиардов рублей, на отдельных участках она носит абсолютно уникальный характер. Эта дорога позволяет нам развивать на полуострове сеть железных дорог в направлении Нового Порта, Харасавэя и порта Сабетта.

Топ-менеджер с упоением говорил о радужных перспективах, которые открывает перед компанией Северный широтный ход. Стальная магистраль со временем достигнет Дудинки и Норильска, а затем уйдет дальше на восток. «По нашим планам, — заявил Валерий Голубев, — после 2020 года мы приступим к освоению месторождений на шельфе морей Северного Ледовитого океана. Создание инфраструктуры — транспортной, энергетической — позволит нам с уверенностью говорить о том, что мы непременно сможем реализовать все эти планы.

Кадры решают все

Александр Шохин, председатель Российского союза промышленников и предпринимателей, отметил три ключевые проблемы, мешающие развитию деловой активности. Это отсутствие инфраструктуры, нехватка квалифицированных кадров и длинных денег... «Данный проект способствует решению всех основных проблем, стоящих перед бизнесом и экономикой страны, — убежден глава РСПП. — Очень важно использовать и новые инструменты. В частности, президент Дмитрий Медведев предложил недавно в Давосе создать международный финансовый фонд для предоставления дополнительных гарантий иностранным инвесторам. Думаю, этот проект должен оказаться в числе первых кандидатов на получение гарантий из нового фонда».

Выступление тюменского губернатора Владимира Якушева пришлось, что называется, в тему. Южане претендуют на подготовку кадров и научное сопровождение прорывного проекта, причем существенную лепту в подготовку специалистов может внести создаваемый в Тюмени федеральный университет.

— Наиболее перспективные направления нашего участия в проекте связаны с историческим предназначением Тюмени, — заявил Владимир Якушев. — В создании мощнейшего топливно-энергетического комплекса Тюмень занимала определенное место и претендует на то, чтобы и в данном проекте также продолжать его занимать. Тюмень играла роль научного плацдарма в освоении нефтегазовых богатств Западной Сибири и за последние годы укрепила свою интеллектуальную базу. Научно-исследовательской деятельностью в регионе занимаются почти 40 организаций, в их числе 12 отделений Российской академии наук. Практически все крупные нефтяные компании имеют в Тюмени свои научно-исследовательские центры. Думаю, вся эта махина будет работать над этим проектом.

И, конечно же, самое главное и основное, на что мы рассчитываем, — это новые рабочие места и традиционный, основной способ освоения северных широт — так называемый вахтовый метод. Большое количество людей как раз проживают на юге Тюменской области. Этот способ самый оправданный и наименее затратный. Думаю, именно таким способом мы и будем заниматься реализацией данного проекта.

Сработали удовлетворительно

Подводя итоги конференции, Борис Грызлов признал работу по реализации основных направлений партийного проекта удовлетворительной. Отметил спикер и его поистине стратегическое значение для национальной экономики. Вот только для того, чтобы воплотить все модернизационные идеи в жизнь, необходима деятельная поддержка партии и правительства.

Необходимо в кратчайшие сроки подготовить и обеспечить рассмотрение заявки на получение средств Инвестиционного фонда России для финансирования строительства Северного широтного хода. Для дальнейшей оптимизации экономической структуры Уральского федерального округа предстоит рассмотреть целесообразность группирования всех предполагаемых к строительству объектов в самостоятельную федеральную целевую программу «Урал промышленный — Урал Полярный». Федеральному правительству предложено при корректировке бюджета-2011 предусмотреть дополнительное финансирование проекта за счет перераспределения средств, а также дополнительных доходов бюджета.

Контроль над исполнением решения конференции, насчитывающего более десятка директивных пунктов, возложен на Валерия Язева.

В условиях бюджетных ограничений выработан вариант реализации проекта без учета строительства железнодорожной линии вдоль восточных отрогов Урала — с образованием Северного широтного хода Обская — Салехард — Надым — Новый Уренгой.

Нравится

Статьи по теме

№230 (5207)
30.12.2010
Алла Горелова
Полярный Урал: прежде думай о Родине, а потом о себе?..
№226 (5203)
24.12.2010
Александр Белов
Уральская стройка набирает Северный ход

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"