28 апреля 2024     

Общество   

Государство и Церковь: общая цель и соработничество

В феврале в Тюмени прошла научно-практическая конференция «Церковь и государство: соработничество в решении общих задач». Она состоялась в рамках традиционных Рождественских чтений и была посвящена вопросам образования и воспитания детей.

Именно образование — та самая сфера, которая формирует содержание диалога светской и духовной властей. Об этом говорили в своих приветственных словах ректор ТюмГУ, председатель совета ректоров вузов Тюменской области Геннадий Чеботарев, ректор ТГНГУ Владимир Новоселов, заместитель губернатора Ямало-Ненецкого автономного округа Татьяна Тучкова, начальник Тюменского юридического института МВД генерал-майор милиции Александр Числов, председатель совета директоров школ Тюмени Лидия Русакова.

В Тюменской области, Ханты-Мансийском и Ямало-Ненецком автономных округах, подчеркнул в своем докладе архиепископ Тобольский и Тюменский Димитрий, взаимоотношения между властью и Церковью строятся на конструктивной основе.

— Деятельное соработничество власти, общества и Церкви во имя народного блага полезно всегда, но оно становится особенно востребованным, когда возникает сугубая необходимость в консолидации народных сил, — сказал Его Высокопреосвященство. — Очередные шаги в этом направлении были сделаны в апреле 2010 года, когда Святейшим Патриархом Кириллом и полномочным представителем Президента в Уральском федеральном округе Винниченко Николаем Александровичем было подписано соглашение о социальном партнерстве. Такое партнерство предполагает не только взаимодействие в строительстве и воссоздании храмов, но главным образом сотрудничество в решении социально значимых задач, в культурной, информационной и образовательной сферах.

Особо владыка Димитрий остановился на необходимости образования школьников в русле национальных традиций и ценностей:

— Время, в которое мы с вами живем и трудимся, налагает особый отпечаток на судьбу молодого поколения. Дети, подростки в наши дни являются самой духовно незащищенной частью современного российского общества, которая нравственно дезориентирована с раннего детства. Приходилось видеть малышей, которые гораздо чаще слов «мама» и «папа» произносят фразы из телевизионной рекламы. Потом в жизнь ребенка приходят компьютерные игры, затем — привносимые извне представления о «красивой» жизни, о способах ее быстрейшего и наименее трудоемкого достижения. Затем идеалом становятся шоу-звезды с картинок «гламурных журналов», молодежь начинает копировать поведение своих кумиров и, не находя удовлетворения безмерно растущим потребностям, калечит свою жизнь грехом. А между тем молодые годы — это самое выразительное и ответственное время становления человеческой личности. Это время поисков жизненного идеала, которому стоило бы посвятить всего себя и отдать силы своей души, это время обретения нравственных опор своего существования. И нам необходимо помочь молодым людям в обретении нравственной опоры в духовной и культурной традиции своего народа.

Острые дискуссии в последние годы вызывало предложение Православной церкви ввести в школах курс «Основы православной культуры». После того, как президент Дмитрий Медведев в июле 2009 года на встрече с лидерами традиционных конфессий одобрил идею преподавания в школах основ традиционных религий, дебаты поутихли. В 2010 году, сказал в своем докладе владыка Димитрий, в 19 регионах России прошел эксперимент по апробации курса «Основы религиозных культур и светской этики». Родители и учащиеся
4-5-х классов имели возможность выбора одного из шести направлений: основы православной культуры, основы исламской культуры, основы иудаизма, основы буддизма, основы религиозных культур и основы светской этики. Распространение этого опыта на другие регионы России планируется в 2012 году.

В мае 2010 года в субъектах Российской Федерации был проведен экспертный опрос представителей органов исполнительной власти, руководителей образовательных учреждений, педагогов и родителей. Свыше половины опрошенных считают, что новый курс будет способствовать формированию уважительного отношения к различным мировоззрениям и религиям, расширению кругозора детей и повышению их нравственности.

Среди педагогов 98% положительно относятся к введению нового курса. При конкретизации ответов выяснилось, что значение курса скажется, в первую очередь, на расширении кругозора детей, их духовном и культурном развитии (73,2%). Более двух третей опрошенных отметили, что введение курса будет иметь положительное влияние на воспитание культуры межнационального общения, уважения к культурным, религиозным традициям (68,3%); повышение нравственности детей (68,3%). Участники эксперимента свидетельствовали, что между школьниками не возникало никаких конфликтов, связанных с преподаванием данного курса.

Массовый опрос родителей и детей, участвовавших в проведении эксперимента, показал, что 91,5% родителей положительно отнеслись к новому курсу, а более половины из них считают, что он будет способствовать расширению кругозора, духовному и культурному развитию детей. Каждый третий родитель отметил, что в результате изучения курса его ребенок стал добрее и терпимее.

Эксперимент, подчеркнул владыка Димитрий, развеял опасения о том, что модульность курса приведет к росту межрелигиозной и межнациональной нетерпимости в школьной среде. Напротив, около половины участников опроса сказали, что вследствие изучения курса дети стали лучше понимать представителей других религий. Следует акцентировать также внимание на том, что этот курс нацелен на формирование шкалы нравственных ценностей у детей.

К сожалению, не обошлось без ложки дегтя в бочке меда. Так, в некоторых регионах России родители вынуждены были «выбрать» по указанию органов управления образованием курс «Основы светской этики». Об этом заявили 20% опрошенных родителей. Конечно, каждый человек имеет право на воспитание детей в том мировоззрении, к которому относится сам, но при этом, сказал докладчик, не следует изменять традиции своего народа и избирать атеистическое мировоззрение.

— Наши предки создали великую русскую культуру, которая принадлежит всем людям. Духовная часть культуры — это всеобщее достояние. Пользоваться мудростью и глубиной духовной культуры сможет человек, владеющий хотя бы первоначальными знаниями о православной культуре. Нередко молодые люди, посещая Русский музей, Эрмитаж, Третьяковскую галерею, рассматривая росписи храмов, не понимают, кто изображен и что это означает, читают стихи и не понимают значения слов и смысла, заложенного поэтом. Невозможно отрицать, что православная культура оказала влияние на всю российскую культуру в целом: на литературу, музыку, театр, архитектуру, историю, живопись, военное дело, законодательство, повседневную жизнь людей.

Отечественная школа поставлена в наиболее благоприятные условия для воспитания подлинной духовности и любви к Отечеству, поскольку в России Церковь и государство были соработниками на протяжении более тысячелетия. Наша школа, стремясь воспитать чувство патриотизма в детях, может и должна находиться в диалоге и взаимодействии с Православной церковью, дух и учение которой объединили народы России и сплотили в одну семью. По нашему глубокому убеждению, ответственность за сохранение нашего наследия и воспитание будущих поколений несут все граждане нашей страны. Только совместными усилиями Церкви и представителей науки, культуры и искусства мы сможем научить наших детей адекватно воспринимать и ценить то духовное и культурное наследие, которое по крупицам собирали наши предки на протяжении многих столетий, — заключил Его Высокопреосвященство.

После пленарного заседания продолжилась работа по секциям. В этом году их было пять: «Церковь и школа: взаимодействие церковной и светской систем образования»; «Духовно-нравственное и физическое здоровье подрастающего поколения России»; «Молодежная политика в России: нравственные ориентиры и приоритеты»; «Богословие и наука: диалог в ХХI веке»; «Православие в истории России».

Участники конференции приняли резолюцию, в которой отметили, что необходима не только ориентированная на духовно-нравственные ценности образовательная политика государства, но и укрепление института семьи, целенаправленная государственная поддержка семейных ценностей, в том числе и на федеральных и региональных телевизионных каналах. Кроме того, решено разработать комплекс мер по подготовке педагогов и родителей к реализации с 2012 года в образовательных учреждениях курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Нравится

Статьи по теме

№216 (5193)
09.12.2010
Александра Ларина
Гимназия, где учат отличать добро от зла
№153 (5130)
06.09.2010
Сергей Русанов
Послы Добра и Веры

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"