27 апреля 2024     

Культура   

Выкрутасы отечественного кино

Трамплин для дебютанта

«За простыми словами скрывается большая история великого мирового кино, — объяснил президент «Духа огня» Сергей Соловьев. — С самого начала, едва братья Люмьер открыли этот забавный «рыночный балаган» — cinema, сам балаган на глазах изумленной публики стал вдруг стремительно становиться великим и престижным искусством века. Но это уже был особый балаган, через который сообщались самыми тонкими нитями совершенной нервной структуры экран и зритель. Да, конечно, сохранялся огромный социальный смысл этого зрелища, сохранялись и развлекательная, и коммерческая его составляющие, но развлекали и убеждали в том или другом не халтурщики, а великие художники — Эйзенштейн, Виго, Висконти, Трюффо, Годар, Феллини и Антониони…»

Фестиваль «Дух огня», придуманный девять лет назад, с самого начала был нацелен на поиск молодых талантливых режиссеров, которые в будущем могут стать такими художниками. Он задумывался как некий трамплин.

Молодым всегда нелегко. Начинающим режиссерам — тем более. Пробиться к зрителю, привыкшему идти на имя или на раскрученный проект, новичку ох как непросто! «Дух огня» дает своим дебютантам аудиторию. Благодарную, щедрую на эмоции (у северян, как правило, горячие сердца), за несколько фестивальных лет научившуюся разбираться в хорошем кино. Уже только одна эта цель оправдывает средства. Но в том-то и дело, что она не одна. Фестиваль затевался в том числе и для того, чтобы создать некую среду общения для молодых, разобщенных сегодня, режиссеров, а также привлечь к их дебютным работам внимание критики.

Трудный путь к зрителю

В этом году на фестивале пристальное внимание уделялось российским дебютам. Провозглашенный лозунг подтолкнул к раздумьям: какое поколение придет на смену мэтрам отечественной кинематографии, готовы ли молодые режиссеры создавать кино «как искусство» и есть ли у них шанс донести это искусство до зрителя?

Программа российских дебютных фильмов на «Духе огня» изначально стояла особнячком. В отличие от международных дебютов наши картины всегда оценивало не авторитетное жюри, а зрительская аудитория. Об этой особинке с восхищением сказал режиссер из Башкирии Айсыуак Юмагулов, представлявший на фестивале фильм «Ловец ветра»: «Удивительно! Здесь приз зрительских симпатий основной, а не имеет третьестепенное значение!..»

Для начинающих режиссеров поиск своего зрителя едва ли не основная задача. Конкурс, отражающий мнение аудитории, важен для дебютанта ничуть не меньше борьбы за высокую оценку профессионального жюри.

В один из дней фестиваля его руководители — президент Сергей Соловьев, вице-президент Мария Зверева и председатель отборочной комиссии Андрей Плахов — пригласили наших дебютантов на встречу с журналистами. Намечался простой разговор — о начале творческого пути и собственно о конкурсных фильмах. Однако неожиданно беседа свернула в сторону важной проблемы — кинопроката.

Рассказывая о своих картинах, некоторые молодые режиссеры открыто заявили, что сознательно делали их «зрительскими». Другими словами, заранее рассчитывали на приятие массового зрителя. И они, в общем-то, не ошиблись. Публика оценила эти работы. Но… дальше-то что? Для кинопрокатчиков зрительские симпатии не такой уж веский аргумент.

Режиссер Юлия Мазурова, снявшая фильм «Над городом», говорит, что для нее было важно создать картину-настроение. После показа на фестивале, наблюдая за зрителями, выходящими из зала, она убедилась, что ей это удалось, однако перспектив каких-то для своего дебюта Мазурова не видит. Продюсер фильма Александр Герасимов пытался предложить ленту прокатчикам, но все ограничилось московскими кинотеатрами.

Режиссер Юрий Быков тоже полагает, что у его дебютного фильма «Жить» нет прокатных перспектив. О картине он говорит рваными фразами:

— Там три человека в поле. Перестрелки. Бьют друг друга. Орут. Может сложиться такое впечатление, что я брутальный самец, который бегает с шашкой наголо. Нет, я придерживаюсь смысловой стратегии Чехова, который был уверен в том, что хорошего человека можно поставить в такие обстоятельства, где он проявит себя монстром. В фильме мы даем понять зрителю, что он несовершенен. Пусть не задирает нос и помнит, что он всего лишь человек. То, чем я хочу заниматься, — это доступное, компромиссное
(в смысле киноязыка), зрительское кино на остросоциальные темы. Я не собираюсь ставить художественные эксперименты, погружая людей в то пространство, в котором им находиться некомфортно. История должна быть острой, на грани жизни и смерти, в контексте нашего времени. В этой бедной и нищей стране, со сложившейся барско-холопской системой ценностей, должны подниматься очень серьезные и очень простые человеческие темы. И выводы должны делаться жесткие.

Увидит ли его фильм кто-то еще кроме югорчан? Быков категоричен:

— Если не будет личной заинтересованности кинопрокатчика в том, чтобы картина вышла на экран, дебют вне перспектив.

Режиссер Евгений Семенов согласен с выводами своего коллеги. Премьера его фильма «Как поймать магазинного вора», получившего на нынешнем фестивале «Бронзовую тайгу», состоялась в Доме кино в Санкт-Петербурге два года назад, но до зрителя «зрительский» фильм так и не дошел. В кинопрокате Семенова попросили: «Старик, принеси картину, которую подростки будут смотреть!»

Айсыуак Юмагулов, автор киноленты «Ловец ветра», взявшей «Серебряную тайгу», тоже сомневается, что его дебютная работа будет иметь счастливую судьбу в российском прокате.

— Фильм малобюджетный. На рекламу не отведено нисколько, — печально говорит режиссер. — Да еще национальный колорит присутствует… Вряд ли картина будет интересна где-то за пределами Башкирии.

— Но в Югре-то она показалось интересной! — вмешалась Мария Зверева. — Может, награда фестиваля разбудит интерес к фильму и у прокатчиков?

Она попыталась подбодрить скисших на поднятой теме начинающих режиссеров:

— Да, трудно найти свой путь к аудитории, но это нормально! Дебютанты, побывавшие на этом фестивале до вас, тоже сталкивались с такими проблемами. Двое из них — Алексей Попогребский и Алексей Федорченко, спустя некоторое время стали известны миру. Главное — у вас есть профессия. Пусть высказываетесь вы по-разному, но внутри своего высказывания вы все талантливы.

Что такое коммерческое кино?

И критики, и кинематографисты, и журналисты сходятся в одном: прокатных проблем, скорее всего, не будет у фильма «Выкрутасы» Левана Габриадзе, получившего «Золотую тайгу». У картины есть все, что может заинтересовать прокатчика. Сюжет, привлекательный для зрителя, известный продюсер Тимур Бекмамбетов, популярные актеры Константин Хабенский, Иван Ургант, Владимир Меньшов, Сергей Гармаш (и даже приглашенная звезда Мила Йовович!), деньги на рекламную раскрутку. Словом, налицо все составляющие коммерческого успеха.

Выходит, вот что нужно сегодня отечественным прокатчикам и аудитории? Во всяком случае, зрительское голосование на «Духе огня» подтвердило эту незамысловатую правду жизни современного кинематографа. Но как это согласуется с заявленным на фестивале лозунгом «Фильм как искусство»?

— Программа российских дебютов выражает реальные тенденции прошедшего года в отечественном кино. Наш отбор заключается только в отбрасывании лент непрофессионального качества. Все остальное, независимо от жанра, от того, нравится нам или не нравится, мы включаем в конкурс, чтобы показать, какие режиссеры пришли в кино, — попыталась объяснить Мария Зверева. — Надо сказать, что из года в год результаты зрительского голосования удивляют нас. Нам кажется, зритель полюбит вот этот фильм, а он выбирает совсем другой. То, что часть режиссеров сегодня идет по коммерческому пути, — да. Но достаточно странно это скрывать. А может, через два года 99 процентов подобных дебютов будет? Значит, такова жизнь.

— Меня радует уже то, что в нашей стране, несмотря на всевозможные сложности, по-прежнему появляются серьезные дебюты, — заметил Андрей Плахов. — Именно они формируют образ нашего кинематографа, в том числе за рубежом. А «Дух огня» — это та площадка, где мы пытаемся понять, что происходит с нашим молодым кинематографом.

— Лозунг фестиваля «Фильм как искусство» — вовсе не критерий, по которому мы отбирали российские дебюты, — продолжил Сергей Соловьев. — Он говорит только о том, что мы хотели бы возродить вкус к хорошему кино у людей, которые снимают фильмы, и у людей, которые их смотрят. Чтобы это не стало непонятной декларацией, мы затеяли новую программу «Игры в бисер», в рамках которой состоявшиеся режиссеры представляли фильмы, оказавшие на них когда-то магическое воздействие. Самое поразительное, что на всех этих просмотрах были полные залы! Мы, например, показали черно-белую картину Жана-Люка Годара «Жить своей жизнью» (1962 года), которая в чистом виде — потрясающее искусство! Между тем этот величайший фильм был снят всего за 10 дней! И стоил не то двадцать пять тысяч долларов, не то тридцать… Когда мы смотрели его в Ханты-Мансийске, я понял, что такое настоящее коммерческое кино. Это то, что люди желают видеть, сколько бы лет ни прошло. А сшибить деньгу, потом поделить, разбежаться — и забыть, что такая картина была… Это не коммерческое кино, а просто особая форма воровства. Между прочим, на Годара люди покупали билеты! А после сеанса ко мне подошли три женщины, совершенно не похожие на изощренных ценителей элитарного искусства, благодарили за фильм. Оказывается, они каждый год приезжают на фестиваль из Челябинска! И это очень важно. Я чувствую перемены в зрительской аудитории.

Напоследок Мария Зверева заверила молодых режиссеров, что фестиваль «Дух огня» для того и существует, чтобы помочь дебютантам войти в «этот жестокий и циничный, не приспособленный для кино как искусства мир».

За 7 фестивальных дней в 5 кинозалах Ханты-Мансийска в общей сложности было показано 120 фильмов. Их посмотрели 24 тысячи человек.

Пять ярких событий фестиваля

I

Торжественная церемония открытия кинофестиваля началась в этом году с посвящения Александру Абдулову, который был арт-директором «Духа огня». Зрителям представили проект памятника актеру, выполненный скульптором Алексеем Благовестновым. Гипсовый макет в натуральную величину произвел на всех сильное впечатление. По мнению Президентского совета фестиваля, это совершенно уникальное художественное произведение, в котором заключена и романтическая сущность артиста Абдулова, и его прекрасный человеческий облик. Александру Гавриловичу был посвящен и режиссерский ужин, прошедший в рамках кинофорума. Почтить память замечательного актера пришли Сергей Соловьев, Александр Митта, Эдуард Тополь, а также режиссеры-конкурсанты, в том числе зарубежные.

II

Губернатор Югры провела на «Духе огня» дамский завтрак. За столом ресторана «Амадеус» Наталья Комарова встретилась с влиятельными дамами фестиваля: польской актрисой Эвой Шикульской, российскими актрисами Светланой Немоляевой и Мариной Голуб, дебютантками Ольгой Субботиной и Марией Степановой. Член жюри фестиваля Эва Шикульска поделилась своими впечатлениями об округе: «Югра — это чудо! Если далеко, если тайна, если тайга — это чудо!» Она сообщила, что в своей жизни пережила немало удивительных поездок, и поездка в Ханты-Мансийск — одна из таких. «Все было так элегантно, так изысканно! — с восхищением отозвалась о дамском завтраке Светлана Немоляева. — Очень интересно, потому что каждая из приглашенных рассказывала о себе! И Наталья Владимировна рассказала о себе. Мы многое узнали о каждой гостье, хоть с некоторыми и были давно знакомы». Про сам фестиваль Немоляева сказала: «Если бы вы только знали, как молодые люди сюда стремятся! Для них это счастье — попасть сюда». Член актерского жюри Марина Голуб, которая приехала на фестиваль в четвертый раз, считает, что сегодня Ханты-Мансийск имеет право именоваться культурным центром России. Столицу Югры она назвала «особой Меккой кинематографической гордости».

III

На Дне семьи, который традиционно проводится в рамках «Духа огня», знаменитые кинематографические семьи поделились с югорчанами секретом семейного счастья. В концертно-театральном центре «Югра-Классик» со зрителями встретились чета Якубовичей, супруги Александр Лазарев и Светлана Немоляева. Звездные пары развеяли миф о том, что в кино сплошные ссоры и разводы. Например, Александр Лазарев и Светлана Немоляева вместе пятьдесят лет. Они познакомились в театре и всю жизнь работают вместе. Паре часто задают вопрос: а не надоедают ли они друг другу? «Даже если у нас случаются ссоры, мы не умеем долго обижаться — это и есть залог счастливой семейной жизни. Нас объединяет огромная любовь к театру и друг к другу», — призналась Светлана Немоляева. Александр Лазарев, в свою очередь, добавил, что в семье нужно постоянно работать умом и сердцем. «Необходимо всегда ставить себя на место партнера. У нас со Светланой было много переживаний, страданий, слез, и эти неприятности скрепили нас еще больше». Леонид Якубович рассказал, что с женой Мариной они часто готовят вместе. У них в доме всегда есть тушенка и оливки, а также настойки, приготовленные своими руками. «Я посадил дерево, растет дочь, есть дом, в котором всегда много гостей. Замечательно, когда в нем горит огонек, когда ты точно знаешь, что дом — это то место, где тебя всегда ждут». Встреча завершилась премьерой фильма «Любовь-морковь — 3» режиссера Сергея Гинзбурга.

IV

В этом году «Дух огня» впервые вышел за пределы Ханты-Мансийска. В рамках фестиваля Наталья Комарова и Станислав Говорухин посетили Нижневартовск, где презентовали фильм Говорухина «… в стиле jazz». Картину «Анна Каренина», созданную при поддержке правительства Югры, показали в Сургуте. Это последняя кинолента с участием Александра Абдулова и одна из последних киноработ Олега Янковского. «Анну Каренину» представляли автор Сергей Соловьев, губернатор Югры Наталья Комарова и актер Ярослав Бойко. Соловьев отметил: «Наталья Владимировна очень серьезно относится к расширению границ фестиваля. Правительство округа планирует открыть кинотеатры в сельских поселениях автономии. Стремление добиться доступности качественного кино для каждого жителя региона — одна из задач культурной программы округа и нашего фестиваля в частности». «Это не модная кампания, это цивилизованная необходимость в России», — подчеркнул Сергей Соловьев.

V

В программу IX кинофестиваля была включена социальная программа «Кино для всех», направленная на привлечение внимания общественности к проблемам людей с ограниченными возможностями. Зрителям показали художественные и документальные картины, социальные ролики, повествующие о жизненных историях инвалидов. Публику особенно потрясла исповедь незрячего режиссера из Сургута Александра Монтова, который снял автобиографический фильм «Другие люди». «Ты открываешь утром глаза и уже не видишь стрелки на часах, просыпаешься и, поворачивая голову, видишь, как растекается кровь на глазном дне, перекрывая зрение, снова открываешь глаза и уже не видишь собственного отражения в зеркале, а потом ты остаешься один в темноте», — рассказал им Александр Монтов с экрана. Он признался, что очень хотел бы, чтобы какой-нибудь, не обязательно слепой человек, а, например, глухонемой парень или девушка в инвалидной коляске взяли в руки камеру — и появился фильм «Другие люди — 2» или «Другие люди — 3». «Ну а пока это моя война. Война с недугом, иногда с собой и обстоятельствами», — сказал режиссер.

Нравится

Статьи по теме

№32 (5240)
01.03.2011
Ирина Тарабаева
Кто забрал «Золотую тайгу»?
№29 (5237)
22.02.2011
Ирина Тарабаева
Люди одного очага

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"