28 марта 2024     

Культура   

Ездить на себе Виторган позволял только Светину

Революция в «Маяковке»

А началась пресс-конференция отнюдь не с праздничных вопросов. Журналистам не терпелось узнать из первых рук, что происходит в знаменитой «Маяковке»? Этот театр переживает сейчас не лучшие времена. Именитый гость не стал юлить и уходить от ответа. Эммануил Гедеонович настроен был на откровенный разговор. «С прессой надо общаться, — рассуждал он. — Чтобы не плодились всевозможные слухи и домыслы…»

Поясним читателям: в 2006-м Виторган ушел из театра им. Маяковского, где прослужил более 20 лет. Ушел не потому, что попросили. Просто так сложились обстоятельства. Сменился руководитель, изменились правила, мириться с ними народному артисту России было невмоготу…

— Много лет я проработал с Андреем Гончаровым, художником высокого класса, — вспоминал актер. — Театр был жизнью, домом Андрея Александровича. Однажды его не стало…

— Сергея Арцыбашева мы сами, члены художественного совета, и пригласили, — рассказал собеседник. — Он зарекомендовал себя как способный руководитель: создал и возглавлял «Театр на Покровке», где в зале — чуть больше 60 мест. Делал приличные спектакли. Театр им. Маяковского оказался неподъемным… Арцыбашев позволял себе вещи, не совместимые с театром…

— Как можно отнестись, например, к такому поступку? — удивлялся Виторган. — Портреты актеров, блиставших когда-то на здешней сцене, украшали стены фойе на разных этажах. Однажды они были сняты — и выброшены под дождь, во двор… Случайно увидел — и озверел. Пришел к Арцыбашеву — высказал все, что думал. Но еще целый год играл в этом театре, чтобы не обрушивать репертуар. На мои роли вводили других артистов… Сейчас в театре произошла вспышка. Ребята наконец очнулись, взбунтовались! Ситуация очень бурно обсуждается в столичных СМИ.

Кстати, недавно всезнающий Интернет сообщил: Сергей Арцыбашев ушел из «Маяковки», сосредоточившись на руководстве «Театром на Покровке», который он основал в 1991 году.

— Театр — живое дело, — с утверждением Эммануила Гедеоновича нельзя не согласиться. — Здесь бывают и взлеты, и падения. Важно суметь подняться после них…

На вольных хлебах

Виторган играл в театре Станиславского, на Таганке… После «Маяковки» пустился в свободное плавание. Сейчас у него — свое детище, театр Эммануила Виторгана. В его репертуаре — в основном антрепризы. Одну из них, «Он, она и Дженни», представили тюменцам. Играют здесь помимо самого маэстро Владимир Еремин, Елена Шевченко. Спектакль посвящен памяти жены Эммануила Виторгана актрисы Аллы Балтер, с которой прожил 30 лет. Она ушла из жизни в 2000 году…

«Он, она и Дженни» был создан еще в театре им. Маяковского, — вспоминал Эммануил Гедеонович. — Режиссер Юрий Йоффе долго не решался предложить мне комедию Нила Саймона, знал, как тяжело я переживал смерть Аллочки… В пьесе рассказывается история писателя Шнайдера, у которого умерла жена. Он долго мучился, страдал. Но… однажды повстречал женщину, вернувшую его к жизни. Когда прочитал пьесу, понял: она словно написана обо мне. Сразу сказал Юре: «Давай репетировать!» В спектакле есть и слезы, и улыбки… Это и драма, и комедия».

…Порой ловлю себя на мысли, что пресс-конференции, интервью с актерами впечатляют не меньше, чем спектакли. Когда общаешься, видишь перед собой не придуманный образ, а живого человека. Если любимый актер не проявляет признаков «звездной» болезни, впечатление усиливается в разы…

Виторгана хотелось слушать и слушать, ловить каждое слово, не перебивая. Тем более он сам был настроен на доверительный разговор. Над душой не стояли странные личности (как частенько случается на подобных встречах), не одергивали журналистов: с этого ракурса не снимать, провокационных вопросов не задавать… В театре Эммануила Виторгана попросту нет таких! Как нет и дирекции, своей труппы… Начальник, продюсер, один — супруга Эммануила Гедеоновича, Ирина Млодик. «Моя Иришка — потрясающий человек», — представил свою вторую половинку народный артист.

Эта хрупкая женщина (музыкант по профессии) избавила актера от всевозможных финансовых, бытовых вопросов, дав возможность любимому мужчине заниматься исключительно творчеством. А он… Выбирает пьесы для постановки, которые нравятся, приглашает режиссеров, с которыми интересно работать. Главное — нисколько не жалеет, что ушел из государственного театра.

— Надоело подчиняться! — категорично заметил. — В театре, кино отдаешься на милость режиссера. Порой это человек, которого больше интересует охота, рыбалка, девочки… А тебе — выходить на сцену, светиться на экране. Зритель никогда не скажет: «Какой плохой режиссер или оператор!» Все негодование сваливается на нашу голову…

— К сожалению, далеко не всегда рядом со мной были талантливые руководители, — откровенничал именитый гость. — А Сережа Арцыбашев просто добил… Артист в силу своей профессии человек подневольный. Он может быть глуп, кое-чего не знать. Ему не нужно быть мудрым. Важно, чтобы постановщик, который им занимается, строит чужую жизнь на сцене, оказался достаточно умным и талантливым. Мне в этом плане повезло больше других. Я работал с Георгием Товстоноговым, Леонидом Варпаховским, Марией Кнебель, Камой Гинкасом, Анатолием Васильевым, Романом Виктюком…

Чтобы костюмчик сидел

Роль режиссера Виторган примерял на себя несколько раз. Когда ставил моноспектакль «Выход», делал вместе с сыном Максимом спектакль «Шаман с Бродвея». Больше не рискует: неуютно себя чувствует в такой одежке.

— В «Шамане с Бродвея» выходил на сцену вместе с сыном, — вспоминал актер. — Тогда еще работал в театре им. Маяковского, Максим — во МХАТе. Попросил его поучаствовать в спектакле. Не потому, что у него была безработица. Пьеса требовала. Ее герои — отец и сын. Если бы я взял другого актера, пришлось бы нарабатывать теплые родственные отношения. А у нас уже все было…Постановку эту долго играли. Случалось после спектакля к нам заходили зрители, признавались: «Мы не общались с родителями долгое время. Были неправы…Сейчас позвоним, извинимся». Вот это кайф, удовольствие, когда сила искусства так влияет на наши поступки!

Театр должен быть разным. Нельзя одними комедиями превращать зрителя в легкодумающего человека. Важно, чтобы он смотрел спектакль — и сопоставлял свою жизнь с происходящим на сцене. Я это знаю точно, ведь уже 52-й год в профессии. Кошмар какой-то! — сказал и, показалось, вздрогнул, испугавшись серьезной цифры.

— Что касается дуэта отец — сын, боюсь, как актер Максим больше не согласится со мной работать, — добавил. — Скорее — в качестве режиссера. Он поставил замечательный спектакль в «Квартете И», есть такой театр в Москве.

Обаятельный злодей

Сложно даже представить, но был момент, когда Виторган всерьез решал уйти из любимой профессии. Случилось это после трагедии на Дубровке.

— Казалось, столько лет потрачено зря! — озадачил признанием актер. — Я специально отказывался от положительных ролей. Почему? Чтобы показать зрителям ту дорожку, на которую не стоит сворачивать. Хотел, чтобы они поняли, что такое зло, как за него приходится расплачиваться. Я стольких «перестрелял»!.. Трижды в гробу лежал… Увы, большинство предпочитает учиться на своих ошибках.

— А из профессии я не ушел, — заметил. — Когда о моем решении прознали, начались звонки. Друзья, знакомые и незнакомые люди не оставляли в покое. Отговорили…

— Нежели играли только злодеев? — поинтересовался кто-то из журналистской братии.

— Нет, конечно, — услышали в ответ. — Просто в советское время режиссеры почему-то считали, что злодей должен быть высоким, импозантным… А положительный герой — лопоухий, курносый. Играть такие роли было скучно.

Слава Богу, в современных пьесах или сценариях персонажи со знаком плюс хоть в чем-то сомневаются. В кино, кстати, я играл и положительных. Был такой фильм «Крепость». Мы там втроем две дивизии фашистов разгромили…

Фильм, фильм, фильм

Театральная карьера Эммануила Виторгана стартовала удачно, а вот киношная поначалу не складывалась. Режиссеры осторожничали, приглашая неординарного актера на роли. Потому и предлагали все больше эпизодические. И только в 1973-м Виторган получил серьезную работу в детском приключенческом фильме «Кортик». Там он сыграл бывшего белогвардейца, бандита Никитского.

Вообще за годы актерства снялся почти в сотне фильмов. Перечислять их все — дело неблагодарное. Среди наиболее известных — «Благочестивая Марта», «Ларец Марии Медичи», «Взбесившийся автобус», «Чародеи»…

Несмотря на солидный возраст, актер востребован в кино. «Предложений уже не так много, как раньше, но они есть. Грех жаловаться… — улыбнулся. — В конце марта начнутся съемки сериала «Склиф» (российский аналог «Скорой помощи»). Там буду играть главврача. Что получится — посмотрим. Ничего заранее не скажешь, особенно в кино. Там — все зафиксировано, ничего не изменишь, в отличие от театра, где режиссер может вмешаться, подкорректировать картинку. Поэтому я крайне редко смотрю на себя на экране. В большинстве случаев — огорчаюсь…»

Рассказывая о кино, актер не удержался, вставил в рассказ забавный случай:

— В «Чародеях» есть один эпизод. Помните, тот, где Миша Светин на мне ездит? Эту сцену переснимали раз 12 (по его просьбе!). То Миша не так повернулся, то свет не так падал… Оператор и режиссер со смеху помирали. Я-то понимал, кое-кто просто дурачится. Потом сам отыгрался: когда Светина гоняли по лестнице, тоже попросил сделать несколько лишних дублей…

Мой адрес — Советский Союз…

Эммануил Гедеонович считает себя счастливым человеком. Жалеет лишь об одном, что признание запоздало… «Когда стал заслуженным (1990 год), никак не отреагировал, — заметил. — Для меня было важно, чтобы родители об этом узнали. Но… к тому времени их не стало».

— Вся моя родня — из Одессы, — рассказал актер. — У папы было десять братьев и сестер, у мамы — одиннадцать. Когда приезжал в Одессу, за два месяца не успевал обойти всех родственников. Мои родители оказались единственными, кто уехал из этого города. Папа, Гедеон Абрамович, был инженером-мукомолом. Его даже на фронт не взяли: нужно было восстанавливать мукомольную промышленность. В те годы хлеб по значимости приравнивался к оружию… Отца направляли то в один город, то в другой, семья ездила за ним, по всему Советскому Союзу. Старший брат родился где-то под Воронежем, я — в Баку. Мы жили и в Ставрополе, и на Кавказе, и в Астрахани, и много где еще. Поэтому в разных городах меня считают своим земляком, да я и не спорю…

Нравится

Статьи по теме

№217 (5194)
10.12.2010
Любовь Киселёва
Максим Аверин: «Мечтаю сыграть Маяковского…»
№206 (5183)
25.11.2010
Любовь Киселёва
Константин Райкин: «Театр — микроб, который завалит и слона…»

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"