29 апреля 2024     

Общество   

Если деревня болеет...

Письмо

Анастасия Мамонова в период эпидемии гриппа дважды столкнулась с тем, что должна была приехать из своего села в Ялуторовск, чтобы в поликлинике выписать больничный лист. В первый раз требовалось везти в город температурящих детей. Во второй ей предложили, несмотря на высокую температуру, явиться в поликлинику к сельскому терапевту.

«Метель безнадежно замела все дорожки-тропинки, мой автомобиль под огромным слоем снега. Даже если выпить слоновью дозу таблеток, всё равно сил не хватит откопать его и доехать до пункта назначения. Из комнаты в комнату-то с трудом передвигаюсь. Или идти километр на остановку по такой метели и ехать на автобусе? Я, конечно, сильная женщина, но чтоб вот так испытывать возможности своего организма… Да и как же врачебные рекомендации: «Старайтесь изолировать больного… Не переносите заболевание «на ногах» — это опасно осложнениями»?» (Из письма в газету).

Такие правила, такая схема

В Ялуторовске, как и во всей области, медики предупреждали, чтобы заболевшие вызывали врача на дом. Однако температурящей Анастасии было предложено для выписки листка временной нетрудоспособности обращаться в поликлинику. Потому что в Памятном, где живут Мамоновы, нет фельдшера.

В Ялуторовском районе одна на всех больница — областная, № 23, 2 амбулатории и 27 фельдшерско-акушерских пунктов, разбросанных по сёлам. Самих сёл гораздо больше. Пять из этих ФАПов полноценными назвать трудно из-за отсутствия фельдшеров.

В Криволукской — избушка на клюшке, кадровая дыра. Последний медработник — доброжелательная переселенка с Севера — быстро нашла контакт с местными жителями, исправно выполняла свой профессиональный долг и вместе с семьей самостоятельно ремонтировала старое здание ФАПа, в котором и поселилась. Местная власть обещала, что домик закрепят за ней, но спустя полгода даже не прописала. Фельдшер снялась с якоря и уехала в другой район. Уже полтора года деревня живет без медика. Местное население ездит на лечение в Хохлово или сразу в Ялуторовск.

В Ивановке, от которой до райцентра 65 км, тоже нет медика. Глава сельской администрации возит сюда — по графику — фельдшера из Новоатьялово. Такая же схема действует еще в нескольких селах. В Памятном, где живет автор нашумевшего письма в газету, есть и ФАП, и два медработника. Правда, сама фельдшер серьезно заболела, и в ФАПе осталась одна акушерка Людмила Куликова.

Отсутствие фельдшера и стало причиной того, что больная женщина и ее больные дети должны были предстать перед врачами в Ялуторовске. Акушер, в отличие от фельдшера, не имеет права выписывать листок нетрудоспособности. Скорая помощь из города не выезжает по вызовам жителей тех сёл, где есть медработник. Она отзывается только на звонок фельдшера, который зовет коллег на помощь, когда сам с лечением не справляется.

Когда у фельдшера в деревне нерабочее время?

Анастасия Мамонова пишет, что не могла дозвониться до ФАПа несколько дней: «5 марта затемпературила доченька, а на следующий день болезнь настигла меня. На термометре 38,5, 39, 39,9 — всё как в тумане. Три праздничных выходных дня помню смутно. Болело всё: голова, глаза, руки, ноги, суставы, начался изнурительный кашель. Невозможно было пошевелиться, температура не спадала ни на минуту, несмотря на прием жаропонижающих препаратов. Муж в выходные пытался найти акушерку, но ни домашнего телефона, ни служебного мобильного у неё нет, дома застать тоже не удалось. Из Ялуторовска врачи к нам не ездят, даже если приехать за ними на собственном авто. На пятый день наших мучений акушерка была у нас».

— Если «скорую» станут вызывать сами граждане, её работа будет парализована, — Николай Кузнецов, заместитель главного врача 23-й больницы, объясняет нам порядок оказания медицинской помощи в районе. — У нас четыре бригады. Один вызов на село занимает не меньше часа. Поэтому первым в борьбу с болезнью вступает фельдшер. Принятый порядок оказания медицинской помощи мы постоянно разъясняем на информационных встречах с населением.

У Людмилы Куликовой 800 человек «подведомственного» населения — детского и взрослого. И круглосуточный, без выходных, график работы. Хотя…

— У фельдшеров и акушерок ФАПа шестидневная рабочая неделя, — разъясняет Николай Кузнецов. — Смена начинается в 8 утра. До обеденного перерыва фельдшер ведет прием на ФАПе. С 12 до 13 — обеденный перерыв, после которого — посещение больных на дому. В 14 рабочий день заканчивается.

Заканчивается рабочий день, но не сама работа. Обойти за час всех пациентов на дому не удается практически никогда. В день приезда в Памятное мы перехватили акушерку на пути к маленькому пациенту. Был шестой час вечера…

Парадокс

Ни у одного фельдшера в Ялуторовском районе нет служебного сотового телефона. Руководители больницы считают, что это слишком дорого — обеспечивать ФАПы еще и мобильниками. Но с ними уже практически вступили в спор их городские коллеги: в 8-й тюменской поликлинике — эксперимент, сотовые телефоны выдали участковым терапевтам, чтобы они были ближе к своим пациентам.

Однако и мобильник не решит проблему. Оказывается, больница не может потребовать от медработников на селе принимать вызовы вне своего рабочего времени и посещать больных односельчан по вечерам и ночам! Трудовой кодекс не велит! Если такое случается, то фельдшеру доплачивают за вызов в нерабочее время. (По словам Николая Кузнецова, максимум, что может получить деревенский медик, — 10 тысяч рублей.)

Однако жизнью правит не только Трудовой кодекс, но и Уголовный. Если фельдшер откажется помочь больному, то Уголовный кодекс может потребовать наказания. И его тяжесть будет зависеть от тяжести наступивших последствий. Для медиков их профессия — пожизненный крест: они обязаны оказывать человеку помощь практически в любой ситуации.

Если смотреть на жизнь не сквозь призму законов, трудовых договоров и распорядка рабочего дня, то ясно как божий день: болезнь приходит не по расписанию и очень часто — вечером и ночью. Отсюда следует элементарное: не может один человек быть круглосуточно на посту. Как не может получать за свою практически круглосуточную трудовую повинность всего-навсего 10 тысяч рублей.

Не пойдет молодежь на такие условия. Даже если выпускникам Ялуторовского медицинского училища, как и нам, скажут в качестве аргумента, что работник образования на селе получает столько же. Впрочем, не идут на ФАПы не только молодые.

В Криволукской живут несколько женщин с дипломами медиков, но белый халат надевать отказываются. Глава местной сельской администрации Сергей Мясников объясняет это особенностями взаимоотношений в деревне. А заместитель главы районной администрации Алла Гучева считает, что женщины-медики в деревне вынуждены выбирать между семьей и работой, и большинство выбирает семью, а не круглосуточное дежурство на медицинском посту.

Несогласные

Первой о несогласии главврача областной поликлиники № 23 Владимира Шатохина с публикацией в газете узнала ее главный редактор Любовь Калинина. В самом начале бурной телефонной беседы стало понятно: медицинского чиновника возмутило, что письмо появилось без согласования с ним! Владимир Алексеевич, вероятно, забыл, что он — по другому ведомству…

Его заместитель Николай Кузнецов тоже не согласен с автором обращения в газету. Он считает, что схема оказания помощи в районе отработана, а Анастасии Мамоновой просто не повезло. Для нее всё сошлось в одной точке: и телефон на ФАПе не работал, и метель мела, и заболела не только дочка, но и сама мама. Всех остальных жителей, говорит Николай Васильевич, медицинское обслуживание вполне устраивает. Акушерка из Памятного, которую земляки хвалят за отзывчивость, в конце апреля закончит обучение на курсах и получит разрешение выписывать больничный лист.

Ежемесячный анализ коечного фонда 23-й облбольницы показывает, что деревенские жители нисколько не ущемлены. Примерно треть района — сельское население. И примерно столько же — 26-30 процентов — их среди госпитализированных в стационар.

Заместитель главы районной администрации Алла Гучева, жительница Памятного, уверена, что проблем с оказанием медицинской помощи в период нынешней «сопливой» эпидемии в ее деревне не было. Всё, о чем написала «Ялуторовская жизнь», — это частные проблемы конкретной женщины. «У нее есть муж, свекровь, наконец, могла бы кого-то попросить, — считает Алла Георгиевна. — Мы же как-то находим выход».

А случись такое — вот оно и пожалуйста…

Супруги Пономарёвы из Памятного поддерживают молодую маму. Нина Александровна и Михаил Ильич считают, что жителям их села медицинскую помощь получить куда труднее, чем горожанам.

— Одной акушерке очень тяжело, — говорит Нина Александровна. — В 9 утра на ФАПе столпотворение. Людмила Сергеевна как белка в колесе крутится: приходят заболевшие — и дети, и взрослые, сидят в очереди на уколы, по телефону звонят — вызывают к пациентам. А вечерами и ночами, конечно, ходит по вызовам. Мне жалко ее беспокоить лишний раз, но знаю, как вызывать скорую. Прихватило как-то — сил терпеть нет, а мне по телефону советуют заварить чайку, попить, полежать да снова позвонить.

Супруги Пономарёвы считают, что самую малость для облегчения труда медработника и участи сельских жителей власти сделать в состоянии. Для этого надо выдать сельскому медику мобильный телефон, а сэкономить на том, что в ФАПе.

Впрочем, Людмила Куликова, которая уже 16 лет несет свою вахту, на судьбу не ропщет:

— Я считаю, если человек постучался в мою дверь, значит, ему нужна моя помощь. Во время вирусной эпидемии было по 6-7 вызовов в сутки и по 10 активов (повторных посещений. — О.Ч.)

Главный редактор «Ялуторовской жизни» Любовь Калинина о проблемах с выпиской листка временной нетрудоспособности в селе Памятном узнала одновременно с Анастасией Мамоновой — Настя работает в редакции. Любовь Валерьяновна сочла возможным выбрать для публикации такую форму, как письмо, а не журналистский материал с комментариями. Рубрика «Общественный контроль за качеством медицинских услуг» это позволяет.

— Я сама много лет писала на темы здравоохранения, — говорит главред. — Такие публикации, как правило, никого равнодушным не оставляют. Мы столкнулись с таким парадоксом: чем больше положительных материалов о медицине района мы пишем, тем больше поток жалоб.

Анастасия Мамонова не жалеет о том, что подняла эту тему — лучше сказать сейчас, чем дождаться большого ЧП. Хотя после публикации нервы ей попортили: односельчане откуда-то узнали, что журналистку через две недели уволят. Именно за это письмо. Странные вещи происходят в последнее время: некоторые чиновники стараются в первую голову не проблему устранить, а человека, о ней заявившего. Вот и в больнице никакой пользы от газетного выступления не увидели, словно молодая мама не с явным недоглядом организаторов здравоохранения столкнулась, а свой сон рассказала.

В этом году здравоохранение области во время вирусной эпидемии старалось действовать на опережение, по максимуму вкладывая деньги в вакцинацию. При первых же признаках подъема заболеваемости в регионе был объявлен масочный режим, особое внимание уделили группам риска, не спускали глаз с беременных женщин. Все участковые терапевты были брошены на обслуживание пациентов на дому. К ним на помощь привлекли студентов медакадемии, которые проводили подворовый обход тех, чьи организмы наиболее беззащитны перед вирусами. Студенты даже листки нетрудоспособности приносили больным на дом.

В общем, на деле демонстрировалась забота о здоровье и жизни каждого человека. Как и должно быть!

А семье Мамоновых, выходит, просто не повезло… Не тогда заболели. Не тем составом. И не в той деревне.

665 рублей стоит вызов скорой помощи в Ялуторовском районе.

Нравится

Комментарии к статье

Наталья: 15.05.2011 01:58
Для сельской местности всей России, в том числе и юга Тюменской области это больной вопрос. Так как эта тема мне тоже близка. Заводоуковский район, с.Горюново 2001 год. Моей маме стало плохо (врача в 2001г. в с.Горюново не было, так и в 2011 году его нет) вызвали скорую помощь. Приехали, поставили укол и уехали, назначили уколы и таблетки. В течении 10 дней я маме ставила уколы, учитывая, что я не медработник, улучшения не было, мест в больнице г.Заводоуковске не было. Маме становилось всё хуже. Врачи не приезжали. В очередной раз звоню узнать, есть ли место, чтоб маму положить в больницу. Снова слышу в ответ - мест нет. Тогда я вынуждена сообщить медсестре, что я звоню в газету ";Тюменские известия";, чтоб приехали и помогли решить проблему. Место сразу находят. Из-за того, что во время не была оказана медицинская помощь моей маме, у которой в 2001 году было еще 2 младших сына одному 18 лет, а другому 16 лет. В 2003 году в 57 лет она умерла. За 2 года мама перенесла 3 инсульта. И младшие мои братья остались без матери, младший в 2003 году служил в армии г.Моздок. В газету ";Тюменские известия"; я всё же позвонила, корреспондент приехала, статью написала. После статьи врач в г.Горюново приезжала 2 раза в неделю. В настоящее время в деревне до сих пор нет своего медрабника. А ведь в Горюново живут, старики и много рождается детей. Чтоб лекарство купить, необходимо ездить в Заводоуковск. Чтоб попасть на приём к врачу, необходимо рано утром просыпаться, поднимать маленьких детей и ехать на автобусе 30 км, полдня выседеть в очереди, при этом не будет гарантии, что до отправления автобуса очередь подойдёт, т.к. почти в каждой деревне Заводоуковского района нет своего медицинского работника. Большая просьба к сотрудникам газете ";Тюменские известия";, пишите больше статей о проблемах, которые существуют в сельских местностях, только не о тех деревнях, которые расположены вблизи г.Тюмени, а чаще в глубинку заезжайте. В деревнях не только проблемы существуют с медработниками, но и много других социальных проблем. Без деревень, города не выживут...
петрович: 01.02.2013 20:28
Что посеешь то и пожнёшь!

Статьи по теме

№40 (5248)
15.03.2011
Виталий Титов
Медицина Югры: качественная и доступная
№229 (5206)
29.12.2010
Андрей Осипов
Владимир Якушев: «До совершенства нашему здравоохранению ещё далеко»

Новости

09:05 29.11.2013Молодёжные спектакли покажут бесплатноСегодня в областном центре стартует V Всероссийский молодёжный театральный фестиваль «Живые лица», в рамках которого с 29 ноября по 1 декабря вниманию горожан будут представлены 14 постановок.

08:58 29.11.2013Рыбные перспективы агропромаГлава региона Владимир Якушев провел заседание регионального Совета по реализации приоритетного национального проекта «Развитие АПК».

08:49 29.11.2013Ямалу — от ПушкинаГлавный музей Ямала — окружной музейно-выставочный комплекс им. И.С. Шемановского — получил в свое распоряжение уникальный экспонат.

Опрос

Как вы отнеслись к отказу Украины от интеграции с Европой?

Блоги

Евгений Дашунин

(126 записей)

Давайте сегодня взглянем на самые важные технологические прорывы.

Светлана Мякишева

(64 записи)

20 приключений, которые я смело могу рекомендовать своим друзьям.

Ольга Загвязинская

(42 записи)

А что такое «профессиональное образование»?

Серафима Бурова

(24 записи)

Хочется мне обратиться к личности одного из самых ярких и прекрасных Рыцарей детства 20 века - Янушу Корчаку.

Наталья Кузнецова

(24 записи)

Был бы язык, а претенденты на роль его загрязнителей и «убийц» найдутся.

Ирина Тарасова

(14 записей)

Я ещё не доросла до среднего возраста или уже переросла?

Ирина Тарабаева

(19 записей)

Их не заметили, обошли, они – невидимки, неудачники, пустое место...

Андрей Решетов

(11 записей)

Где в Казани работают волонтеры из Тюмени?

Любовь Киселёва

(24 записи)

Не врать можно разве что на необитаемом острове.

Топ 5

Рейтинг ресурсов "УралWeb"